Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Запрос на политические права растет

«Левада-центр» опубликовал результаты опроса «Права человека», в котором зафиксирован запрос на политические права гражданами Российской Федерации.

.

Так, по сравнению с результатами 2017 года, выросли запросы на: «Свободу слова» (+24),   «Свободу вероисповедания, свободу совести» (+18), «Свободу мирных собраний и ассоциаций» (+15), «Получение информации», «Участие в общественной и политической жизни» (+14).

Денонсация общественного договора

На основании этих цифр общественный договор, согласно которому режим обеспечивает гражданам приемлемый уровень жизни взамен на их отказ от политических требований, прекрасно функционирующий в первом десятилетии «нулевых» и ставший для политологов притчей во языцех, можно считать практически расторгнутым.

Причём расторжение произошло вовсе не по соглашению сторон. Оказавшись не в состоянии обеспечить требуемый гражданами уровень жизни, режим начал закручивать гайки, наступая именно на политические права граждан. «Пенсионный грабёж» не прошёл незамеченным. Да, протестов уровня осенних протестов нынешнего года в Латинской Америке или на Ближнем Востоке не было. Может быть, даже одного только путинского «прошу отнестись с пониманием» хватило. Но цена, которую заплатил режим, оказалась высока. Снижение популярности Путина, катастрофическое падение уровня доверия ко всем институтам власти, растущий запрос на перемены и требование политических прав — всё это отголоски денонсации общественного договора.

Ещё более наглядно это продемонстрировали московские выборы. Судя по явке (21,04% — 2014 г. и 21,77% — 2019 г.), на выборы пришли всё те же, а ядро «всё тех же» составляют традиционные «бюджетники». Явка не изменилась — изменился результат. За пять лет опора режима — «армия бюджетников» превратилась для режима в «пятую колонну».

Что случится, если оппозиция сумеет мобилизовать прийти на выборы тех, кто пока только ругается на власть и только на кухнях? За кого пойдёт голосовать закредитованный по самое не могу гражданин? Кому отдаст свой голос человек, который, работая от заката до рассвета, зарабатывает аккурат столько, чтобы не умереть с голоду?

Валерий Фёдоров, руководитель ВЦИОМ, в одном из интервью заявил: «Если вы проведете опрос по науке: доля тех, кто выступает за революцию, незначительна. Она чуть-чуть превышает 12%». Видимо, он пытался успокоить. Но на самом деле это заоблачная цифра. Если граждане, составляющие эти 12%, выйдут на улицу с протестом, любой режим, каким бы устойчивым он не казался, рухнет.

Эти цифры подтверждает исследование, которое провели специалисты «Левада-центра»: отвечая на вопрос, что нужно изменить в первую очередь, 13% опрошенных предлагали сменить власть. А в целом 59% респондентов выступили за необходимость решительных перемен в стране (два года назад таких было 42%).

Что хочет молодёжь?

Сигналы о проблемах в стране уже звучат, как набат. Особое беспокойство начинает проявлять молодежь, большая часть жизни которой прошла при нынешнем режиме и которая, кроме «путинизма», другого ничего не знает. Принцип «жить взаперти» сработал бы во времена царя Гороха, но сейчас, в эпоху открытых (пока ещё) информационных потоков и элементарного доступа к любым знаниям, это не работает.

Доля молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, желающих эмигрировать из России, выросла до 53%. Эта цифра — максимум за десять лет, и в принципе это можно рассматривать как нерукотворный памятник нынешнему режиму, деятельность которого довела молодых людей до того, что они не видят будущего при этом режиме.

Стоит ли удивляться такому решению, когда именно у этой возрастной группы, согласно исследованиям ВЦИОМ, наблюдается самый высокий уровень страхов по сравнению со средними показателями по стране? Нынешняя молодёжь больше других представителей возрастных групп опасается потери работы (42% против 35% в среднем), разгула преступности (42% против 36%), беспорядков внутри страны, вызванных акциями протеста против власти (56% против 39%). И как ни странно, их пугает угроза войны, что, как правило, свойственно людям старшего поколения.

Разумеется, что желание покинуть Родину реализуется в реальную эмиграцию далеко не у многих. Абсолютное большинство остается жить здесь, в России, с такими настроениями, с такими страхами, с недоверием к власти и её неспособности решать нынешние проблемы. По данным «Левада-центра», 27% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет готовы лично участвовать в уличных акциях и митингах (средняя цифра по стране 20%).

Полноценная политизация общества ещё не произошла. Но, судя по всему, этот процесс начинает планомерно разворачиваться. Будущая война за власть — это война за мысли неопределившихся, которых с течением времени будет всё больше, потому что хаос во внутренней политике будет сеять хаос в головах. Нас ждут очень нестабильные, но очень интересные времена, ибо мы начинаем жить во времена перемен.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: