Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Коронавирус как «идеальный шторм»

Вирус COVID-19, пожалуй, имеет все шансы стать главным событием 2020 года, потому что представить что-то ещё более ужасное, моей фантазии пока не хватает. Нет, конечно, вся эта конституционная реформа имеет вполне осязаемые контуры афёры, направленной на (просится написать «захват власти», но она вроде бы и так у действующего президента) удержание власти столь долго, насколько это  может быть возможным, и вполне может конкурировать с коронавирусом. Но… всё-таки основные риски мировой экономике, а значит, и политике несёт именно пришелец из Уханя. Так что же он нам несет?

Если откинуть развал сделки ОПЕК+, то за снижением цены на нефть стоит именно коронавирус. Пандемия, начавшаяся в Китае и идущая по всему миру, очень серьёзно ударила по мировой экономике. За январь—февраль текущего года объемы промышленного производства в Китае упали на 13,5%. Притом что в прошлом году рост составил 6,9%. Такое снижение второй экономики мира и потащило вниз стоимость чёрного золота. А развал ОПЕК+ придал этому снижению неконтролируемое падение. У первой экономики мира (речь о США) дела тоже крайне далеки от идеала. Аналитики Bank of America 23 марта в своём отчете объявили: «Мы официально заявляем, что экономика США впала в рецессию, присоединившись к остальному миру». И прогнозы малоутешительны. Уже сейчас в США наблюдается настоящая катастрофа на рынке труда: на прошлой неделе было более 600 тысяч обращений за пособиями по безработице, и это данные только по трети штатов.

Что касается нефти, то аналитики из Goldman Sachs снизили прогноз цены на нефть марки Brent на второй квартал 2020 до 20 долларов за баррель: «В этом году мировой спрос упадет на рекордные 1,1 млн. баррелей в день, поскольку эпидемия коронавируса сдерживает экономический рост».

То есть ожидать быстрого восстановления экономики вряд ли стоит. Но тем не менее, в отличие от своих западных коллег, такие видные российские эксперты, как президент «Роснефти» Игорь Сечин и глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, не унывают и читают совместную то ли мантру, то ли молитву, что к концу года всё наладится. Сечин прогнозирует возврат стоимости нефти к уровню 60 долларов за баррель (сегодня около 22), а Набиуллина не ожидает в России рецессии и утверждает, что годовой рост темпа экономики будет скорее положительным. Им в унисон вторит и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который заявил о своем  несогласии с утверждением, что на рынке нефти сложилась катастрофическая ситуация, и подчеркнул, что у России есть запас прочности.

От экономики переходим к её родной сестре — политике. Здесь коронавирус тоже изрядно «гадит», ставя под вопрос, например, проведение всенародного голосования по поправкам в Конституцию. Но пока режим стоит насмерть, отвергая возможность переноса этого мероприятия куда-нибудь на осень, но делая кивки в сторону того, что при «всей важности изменений» нет «ничего более важного, чем здоровье и жизнь» граждан. При этом Путин утверждает, что «в  тех странах, где ситуация гораздо сложнее, чем у нас, … от политических мероприятий подобного рода — от выборов — в этих странах не отказываются». Хотя во Франции уже перенесли второй тур муниципальных выборов, а в Боливии на неопределенный срок перенесли выборы президента республики. Не говоря уже о том, что по миру повсеместно отменяются любые мероприятия, способные собрать большое одномоментное скопление людей, не проводятся ни спортивные, ни культурные мероприятия. Хотя пока ситуация с коронавирусом в нашей стране (по крайней мере, согласно официальным данным) далека от пандемии…

Кремль явно попал в ловушку — проводить голосование по поправкам крайне необходимо. Хотя бы в силу того, что в решении Конституционного суда явно указано на то, что «…предусмотренная ею (Конституцией) возможность занимать должность Президента Российской Федерации больше двух сроков подряд возникнет только в случае, если получит поддержку в результате волеизъявления народа Российской Федерации». То есть просто подписи Президента под законом недостаточно. А в силу вышеизложенного о нарастающем шторме в экономике каждый день отсрочки дня голосования будет только ухудшать потенциальный результат — в условиях экономического коллапса рост протестного голосования против возможности «порулить» ещё два срока можно рассматривать как наиболее вероятный. Оттого и спешка…

[Колонка писалась ещё до обращения президента Путина к нации, в ходе которого он перенёс на неопределённый срок голосование.] Хотя я бы не стал сбрасывать со счетов и ещё одну причину. Пока существует только одно относительно разумное и логичное объяснение тому, что датой всероссийского голосования выбрано 22 апреля, — с нынешнего режима вполне станется сделать этот день праздничным и отмечать «Путинскую Конституцию». Кто-то этому удивится?!

И в заключение немного социологии о COVID-19. По данным исследования холдинга «Ромир» совместно с Gallup International, проведенного в 22 странах Европы, Азии, США и Южной Америке, выяснилось, что чем больше страна затронута коронавирусом, тем более граждане солидарны с усилиями правительства. Среди тех, кто выразил наибольшую удовлетворенность действиями властей, жители Италии (72%), в которой сейчас происходит настоящая катастрофа. В числе стран, жители которой наименее удовлетворены своим правительством, США, где 46% не довольны мерами, которые предпринимают власти (42% довольны). В Германии эти цифры составляют 47% и 44%, соответственно. В России 49% и 36%. Частью своих прав ради предотвращения распространения эпидемии COVID-19 заявили 60%, а 28% не готовы к такому повороту. Интересные цифры… Показывающие, что у осажденной крепости ещё есть запас для мобилизации перед внешней угрозой. Вопрос: будет ли эта возможность использована?

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: