Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Усть-Курдюм

Усть-Курдюм .Село.Саратовский район

Усть-Курдюм
Усть-Курдюм

Село находится на восточной границе района у впадения Курдюма в Волгу в 18 километрах от Саратова

Окрестности современного Усть-Курдюма были освоены людьми уже в первом тысячелетии нашей эры. Это доказывают найденные археологами следы пребывания в этих местах болгар и хазар.

Русская деревня Усть-Курдюм образовалась при впадении речки Курдюм в Волгу примерно в последней четверти XVIII века. Основана она была в числе многих других мелкопоместных деревень, возникших вокруг Саратова в этот период3. Берег устьевого залива Курдюма известен был с 1670-х годов как Стенькин городок (городище, тырлище) – согласно преданию, здесь находилась стоянка Степана Разина. Её вал и рвы ещё в начале XX века были различимы на юге Усть-Курдюма.Достоверных доказательств пребывания в этих местах самого атамана не существует, однако точно известно, что городище впоследствии облюбовали разбойники, остававшиеся здесь до начала XIX столетия –следы их землянок были видны и знакомы местным жителям и многие десятилетия спустя. Сам Усть-Курдюм в начале XIX века был крошечной деревенькой в пару дворов. По переписи 1859 года здесь насчитывалось уже 82 домохозяйства, 261 мужчина и 273 женщины,имелась мельница. Крестьяне принадлежали государству и платили оброк в казну. Современная северная окраина Усть-Курдюма – это бывшая деревня Бажановка (Еремеевка), которая тогда ещё была небольшим владельческим хутором с мельницей, 8 дворами, 31 жителем мужского пола и 30 женского. К западу от обеих деревень пролегал Казанский почтовый тракт. После отмены крепостного права в Бажановке образовалось одно общество бывших крестьян помещика Честницкого, Усть-Курдюм разделился на два общества – бывших государственных крестьян и бывших помещицы Ступиной, от которой они ранее также перешли в казну. Некоторое время эти два общества считались двумя отдельными деревнями, называвшимися Усть-Курдюм 2-й (центр современного села) и Усть-Курдюм 1-й (маленькая деревенька южнее Бажановки) соответственно.

Все три деревни входили в Пристанскую волость Саратовского уезда. По данным 1911 года в обоих Усть-Курдюмах насчитывалось 167 дворов, 492 мужчины и 461 женщина, имелись открытая в 1890 году земская школа и ветеринарный пункт, находившиеся в 2-м Усть-Курдюме. Надельной земли у крестьян было 1111 десятин,арендованной – 229. Половина угодий засеивалась пшеницей, также выращивался подсолнечник и в малых количествах рожь и овёс. Рабочего скота крестьяне держали 278 голов, молочного – 217, гужевого – 156, мелкого – 1334. Железных плугов имелось 67, веялок – 28, жнеек – 8. В Бажановке в 19 домохозяйствах проживали 63 мужчины и 57 женщин. Надельной земли считалось 39 десятин, арендованной – 146. Сеяли бажановские крестьяне, как и в Усть-Курдюме, преимущественно пшеницу и подсолнечник, также небольшая часть полей отводилась под овёс. Лошадей в деревне насчитывалось 45,коров – 44, жеребят, телят и бугаев – 19, овец и свиней – 219. В хозяйстве использовали девять железных плугов, две жнейки и десять веялок. Молиться крестьяне Усть-Курдюма и Бажановки ездили в Преображенскую церковь Пристанного, к приходу которой деревни были приписаны.

При Советской власти Усть-Курдюм стал центром сельсовета. Бажановский сельсовет был довольно быстро упразднён и присоединён кУсть-Курдюмскому9\, как и сама деревня впоследствии. С началом коллективизации в Усть-Курдюме был создан совхоз «Сигнал революции»10. В 1935 году в нескольких раздельно стоящих и малоприспособленных для обучения зданиях открылась новая школа.В 1942 году работники совхоза участвовали в сборе средств на самолёты для армии и были удостоены красного знамени за перевыполнение нормы по сборке урожая. В феврале 1954 года Усть-Курдюм и базировавшуюся в нём центральную ферму колхоза имени Фрунзе навестил Н. С. Хрущёв. Оставшийся довольным визитом генсек откликнулся на просьбу жителей выделить средства (полмиллиона рублей) на строительство школы, которая уже 1956 году приняла первых учеников. Рассчитано новое здание было на 280 учащихся, при нём также имелся интернат на 80 мест для детей из Пристанного, Сабуровки, Долгого Буерака, Дубков и Шараповки. Усть-Курдюмская школа одной из первых в стране подхватила инициативу создания школьных полеводческих бригад. Старшеклассники каждое лето жили в палаточном лагере в лесу, работали на полях колхоза.

В рамках профессионального обучения в школе готовили трактористов, мастеров машинного доения, растениеводов, было налажено сотрудничество с саратовским научным институтом Юго-Восток по селекции зерновых культур. Вместе со строительством школы были заложены также школьный сад и овощно-растениеводческий участок. В 1966 году на базе школы проходил всесоюзный слёт юннатов, в 1970-х годах учащиеся регулярно участвовали в ВДНХ в Москве, где награждались дипломами и грамотами. В этот период в селе проживали 866 человек, работала одна из ведущих в регионе молочно-товарных ферм.

В 1990-е годы на базе колхоза было создано крупное фермерское хозяйство «Аграрник». В 1997 году в селе жили 1334 человека. В настоящее время Усть-Курдюм с 1676 жителями является центром одноимённого муниципального образования. Село является одним из немногих в области растущих и развивающихся. Во многом это связано с переездом в Усть-Курдюм чиновников, что влечёт за собой не только строительство дорогих загородных особняков и вилл, но и создание соответствующего уровня инфраструктуры. Немалую роль также играют и близость к областному центру и красота волжской природы – на берегу Волги в Усть-Курдюме расположены пляжи, яхт-клуб и целый ряд турбаз и пансионатов («Скала», «Ласточка», «Заря», «Восход», «Энергия», «Булат»).

В самом селе работают православная церковь и мечеть, детский сад «Теремок» и средняя общеобразовательная школа, отделения почты и Сбербанка, дом культуры, участковая больница, несколько строительных фирм и магазинов (в том числе крупный сетевой «Милослав»). С начала 1990-х годов в начале лета в Усть-Курдюме (на северной окраине села у берега Волги) проводится ежегодный тюркский праздник плуга и дружбы «Сабантуй», знаменующий окончание полевых работ (первый «Сабантуй» в 1989 году прошёл на саратовском ипподроме). Это мероприятие помимо большого количества зрителей регурярно посещают члены правительства области, представители районов и гости из Башкортостана и Татарстана. Несмотря на кажущиеся благополучие и благоустроенность, в селе имеет место столкновение интересов местных жителей и владельцев дорогих коттеджей.

Так, 24 августа 2013 года в Усть-Курдюме проходил массовый сход жителей, протестовавших против самовольной застройки берега Волги и перекрытия доступа к нему. Другими проблемами, вызывающими в последние годы открытый протест усть-курдюмцев,являются игнорируемый властями вопрос о ремонте больницы и нехватка питьевой воды (отсутствие своей насосной станции).

Усть-Курдюм
Усть-Курдюм
Усть-Курдюм
Усть-Курдюм

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: