Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Бакуры

Бакуры.Село.Екатериновский район

Бакуры
Бакуры.Яндекс карта

1695 г. – дата основания села Бакуры.

История села Бакуры началась в начале XVII века. Первыми поселенцами были десять семей крестьян, вывезенных сюда из Троице -Сергеева монастыря с тамбовщины. Поселение расположилось на перекрёстке дорог, в том месте , которое называется «горкой». Заселяли землю переселенцы, ссыльные, калмыки. Село назвали Сергеевское. Земля была государственной, а оброки платили монахам Троице- Сергеева монастыря. С 1695 года село стало называться Бакурами.

Существует несколько преданий о происхождении названия села. Одно из них гласит, что в конце 17 века здесь проезжал царь Петр Первый на закладку города Петровска. В Сергеевском остановился на на ночлег. Утром царь вышел на прогулку, в окрестностях поселения увидел диких кур и с удивлением воскликнул: «Ба, куры!». Местная власть в ознаменование знакового события переименовало село.

Другая версия уходит в древность. Во время татаро-монгольского аншествия в окрестностях села стоял отдяд хана Багура. Стойбище носило его имя, которое трансформировалось в Бакур, а позднее в Бакуры.

Третья версия связана с фамилией украинского дворянина Бакурского, который был сослан за вольнодумство в Сибирь. По дороге он заболел и остановился в селе. Бакурский попросил у властей разрешения здесь посилиться. От его фамилии и пошло название села.

Четвертая версия восходит к V-VI веку. В это время участились набеги тюркских кочевых племен в Поволжье. По тюркски «БА» означает рыба, а «ХУР» или «КУР»- ручей. Отсюда- Бакуры-« рыбий ручей».

Жители села «окали», то есть говорили на «о». Старые люди и сейчас говорят «пошто»- зачем, «баить»- говорить.

Село Бакуры было зажиточным. Крестьяне не знали крепостного права, земля была государственной. В 1774 году бакурчане приняли участие в восстании Е.И. Пугачева. Многие из них впоследствии оказались в ссылке, на каторге. Жители села всегда занимали активную позицию по тоношению к крестьянкой политике государства. В 1840 году из Петербурга пришел указ о начале возделывания картофеля, был введен специальный налог. Село Бакуры стало одним из очагов «картофельного бунта». Саратовская жандармерия доносила в Петербург: «Тут крестьяне держаться наиболее упорно». На подавления восстания был направлен отряд во главе губернатора Фадеева. Из 700-а человек. Явившихся на сход 100 бакурчан были «нещадно биты» на площади. Многие зачинщики бунта скрылись в лесах и стали разбойниками.

В Бакурах была старообрядческая церковь. Даже сейчас, если вы зайдете к старожилам-старообрядцам, вам предложат отдельный стул, на котором никто из семьи не сидит, и отдельную чашечку для чая, с которой не пьют в семье.

К 1911 году в Бакурах имелось 1115 лошадей, 780 коров, 6525 голов овец и коз. В селе проживало 5682 человека. Из орудий труда в селе насчитывалось около 500 конных плугов, 10 жнеек, 35 молотилок. В среднем на каждый двор приходилось около семи человек. Учитывая, что крестьянские избы, крытые соломой, были в основном небольшие. Теснота была невообразима, спали на полу и полатях.

Не прошли мимо села и события революции 1905 года. В Бакурах была организованна тайная организация, лидерами которой были студент Агриков, братья Смирновы. Был организован марксистский кружок, обсуждалась революционная литература, но выступлений не было.

Бакуры. Школа 1939-1956
Бакуры. Школа 1939-1956

Первая Мировая война принесла горе: меньше стало рабочих рук, на полях трудились женщины, старики, дети. К 1917 году в село стали возвращаться фронтовики и принесли с собой новое слово: «Революция». Настоящая трагедия произошла в нашем селе 1919 году.

2 марта 1919 года в Бакурах ударили в набат. На площади собралась огромная толпа местных крестьян. Заканчивалась масленица, и многие были под хмельком. Обстановка создалась тревожная. Власти насильственно изымали хлеб, выполняя задания сверху, порой не оставляли ничего самим крестьянам.

В селе был введен комендантский час, и если люди выходили позже положенного времени, раздавались пулеметные очереди над селом.

18 марта родственникам объявили, что арестованные будут отправлены в Сердобск. На следующий день их вывели во двор, построили в колонну и под усиленной охраной повели через займище на гору. Сзади следовала тачанка с пулеметом. Идущие рядом со священником почуяли неладное и сказали ему: «Батюшка, ведь на убийство ведут, давайте разбежимся по сигналу, всех не перестреляют…».

Отец Никифор согласия не дал, сказав, что они виноваты и призвал уповать на Бога.

Колонну развернули спиной к оврагу. Командир и представитель уездной комиссии по борьбе с дезертирством и контрреволюцией И.Д. Калашников объявил, что именем революции за саботаж, агитацию против Советской власти и сопротивление ей, все арестованы приговорены к расстрелу. Тачанка развернулась к колонне, но у пулеметчика Сергея Зотова сдали нервы, он отказался стрелять в священника. И.Д. Калашников подошел к священнику и сказал: — Ладно, иди с миром, но если еще раз попадешься мне расстреляю.

Отец Никифор взял за руки стоявших рядом мужиков и заявил:- Я слуга Бога, а потому в такую минуту не могу оставить своих сыновей, уйду вместе с ними.

Потрясенный мужеством священника Калашников подбежал к тачанке сам лег за пулемет

В Бакурах на горе Ивана Павловича (так и ныне называется прилегающее поле) осталась с тех трагических лет братская могила.

В 2005 году был поставлен памятник на братской могиле и отслужен молебен. К памятнику регулярно ходят школьники и ухаживают за ним.

В 1932-1933 годах село охватил голод. Вымирали целые семьи. На кладбище появились братские могилы. В 1934 году был открыт молодежный клуб в церкви. Но петь там никто не решался.

Бакуры река
Бакуры река

В это время многое из церковного имущества было уничтожено. Но были люди, которые сохранили иконы и уже в наше время передали их в молельный дом.

В 1934 году был организован Бакурский район, который объединил 34 колхоза. Из деревянной церквушки сделали клуб, появилось радио, была закрыта белокаменная церковь, которая стояла у реки. Колокола отправили на переплавку, а затем церковь разрушили. Из церковных икон в здании народного суда сделали потолок, что конечно было кощунством.

В 1938 году в Бакурах появилась средняя школа, а 1939 году начали ломать церковь и из полученного кирпича построили здании электростанции, роддома, школы.

Период Великой Отечественной войны.

В 22 июня 1941 года в 12 часов Бакурчане услышали о начале войны. 23 июня на фронт отправились колонны автомашины с военнообязанными. Во второй половине июня пришли в село первые похоронки. Все годы войны летели в село письма с фронта.

Женщины сели на тракторы, строили оборонительные сооружения под Саратовом. В трудные дни битвы под Сталинградом бакурчане стали выносить свой годовой заработок на постройку самолётов и танков.

23 октября 1943 года по радио был передан Указ Верховного Совета СССР о присвоении бывшему работнику Бакурского отделения милиции старшине Образцову Ивану Васильевичу звания Героя Советского Союза за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра.

Среди односельчан нашлись и взводные, и ротные командиры. А М. С. Елисеев и А. И. Кривулин, участник Сталинградской и Курской битв, командовали батальонами. Дошел до Берлина со своей «Катюшей» И. В. Улитин.

Всего с войны не вернулось 365 бакурчан. В память о прошедшей войне в селе был воздвигнут памятник погибшим войнам.

Жизнь в селе не стала лёгкой. В 1946 году вновь Поволжье посетил голод. Для того чтобы выйти из разрухи нужны были новые руководящие кадры, энергичные, умные. Лидер в селе Бакуры нашёлся. Им был демобилизованный офицер Василий Иванович Ковшутин.

Трудящиеся Аткарского избирательного округа единодушно выдвинули кандидатом в депутаты Совета Союза Верховного Совета СССР Василия Ивановича Ковшутина.

В 1983 году в селе появилась асфальтированная дорога.

Отношение сельчан к кризисным явлениям, связанным с переходом к рынку разное. Одни считают, что перестройку делать не было никакой необходимости, а другие, наоборот, говорят, что реформы были нужны как воздух. Жизнь в селе постепенно начала налаживаться. В 1993 году началась газификация села, почти в каждый дом провели телефон.

С 1996г. по 1998г шло строительство новой школы.

Школа была и остается культурным центром села.

В настоящее время в селе Бакуры проживает 1316 человек, 557 подворий из них около 60% проживает молодежь.

Бакуры.Храм во имя преподобного Сергия Радонежского
Бакуры.Храм во имя преподобного Сергия Радонежского
Бакуры.Школа
Бакуры.Школа

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: