Бакуры.Село.Екатериновский район
1695 г. – дата основания села Бакуры.
История села Бакуры началась в начале XVII века. Первыми поселенцами были десять семей крестьян, вывезенных сюда из Троице -Сергеева монастыря с тамбовщины. Поселение расположилось на перекрёстке дорог, в том месте , которое называется «горкой». Заселяли землю переселенцы, ссыльные, калмыки. Село назвали Сергеевское. Земля была государственной, а оброки платили монахам Троице- Сергеева монастыря. С 1695 года село стало называться Бакурами.
Существует несколько преданий о происхождении названия села. Одно из них гласит, что в конце 17 века здесь проезжал царь Петр Первый на закладку города Петровска. В Сергеевском остановился на на ночлег. Утром царь вышел на прогулку, в окрестностях поселения увидел диких кур и с удивлением воскликнул: «Ба, куры!». Местная власть в ознаменование знакового события переименовало село.
Другая версия уходит в древность. Во время татаро-монгольского аншествия в окрестностях села стоял отдяд хана Багура. Стойбище носило его имя, которое трансформировалось в Бакур, а позднее в Бакуры.
Третья версия связана с фамилией украинского дворянина Бакурского, который был сослан за вольнодумство в Сибирь. По дороге он заболел и остановился в селе. Бакурский попросил у властей разрешения здесь посилиться. От его фамилии и пошло название села.
Четвертая версия восходит к V-VI веку. В это время участились набеги тюркских кочевых племен в Поволжье. По тюркски «БА» означает рыба, а «ХУР» или «КУР»- ручей. Отсюда- Бакуры-« рыбий ручей».
Жители села «окали», то есть говорили на «о». Старые люди и сейчас говорят «пошто»- зачем, «баить»- говорить.
Село Бакуры было зажиточным. Крестьяне не знали крепостного права, земля была государственной. В 1774 году бакурчане приняли участие в восстании Е.И. Пугачева. Многие из них впоследствии оказались в ссылке, на каторге. Жители села всегда занимали активную позицию по тоношению к крестьянкой политике государства. В 1840 году из Петербурга пришел указ о начале возделывания картофеля, был введен специальный налог. Село Бакуры стало одним из очагов «картофельного бунта». Саратовская жандармерия доносила в Петербург: «Тут крестьяне держаться наиболее упорно». На подавления восстания был направлен отряд во главе губернатора Фадеева. Из 700-а человек. Явившихся на сход 100 бакурчан были «нещадно биты» на площади. Многие зачинщики бунта скрылись в лесах и стали разбойниками.
В Бакурах была старообрядческая церковь. Даже сейчас, если вы зайдете к старожилам-старообрядцам, вам предложат отдельный стул, на котором никто из семьи не сидит, и отдельную чашечку для чая, с которой не пьют в семье.
К 1911 году в Бакурах имелось 1115 лошадей, 780 коров, 6525 голов овец и коз. В селе проживало 5682 человека. Из орудий труда в селе насчитывалось около 500 конных плугов, 10 жнеек, 35 молотилок. В среднем на каждый двор приходилось около семи человек. Учитывая, что крестьянские избы, крытые соломой, были в основном небольшие. Теснота была невообразима, спали на полу и полатях.
Не прошли мимо села и события революции 1905 года. В Бакурах была организованна тайная организация, лидерами которой были студент Агриков, братья Смирновы. Был организован марксистский кружок, обсуждалась революционная литература, но выступлений не было.
Первая Мировая война принесла горе: меньше стало рабочих рук, на полях трудились женщины, старики, дети. К 1917 году в село стали возвращаться фронтовики и принесли с собой новое слово: «Революция». Настоящая трагедия произошла в нашем селе 1919 году.
2 марта 1919 года в Бакурах ударили в набат. На площади собралась огромная толпа местных крестьян. Заканчивалась масленица, и многие были под хмельком. Обстановка создалась тревожная. Власти насильственно изымали хлеб, выполняя задания сверху, порой не оставляли ничего самим крестьянам.
В селе был введен комендантский час, и если люди выходили позже положенного времени, раздавались пулеметные очереди над селом.
18 марта родственникам объявили, что арестованные будут отправлены в Сердобск. На следующий день их вывели во двор, построили в колонну и под усиленной охраной повели через займище на гору. Сзади следовала тачанка с пулеметом. Идущие рядом со священником почуяли неладное и сказали ему: «Батюшка, ведь на убийство ведут, давайте разбежимся по сигналу, всех не перестреляют…».
Отец Никифор согласия не дал, сказав, что они виноваты и призвал уповать на Бога.
Колонну развернули спиной к оврагу. Командир и представитель уездной комиссии по борьбе с дезертирством и контрреволюцией И.Д. Калашников объявил, что именем революции за саботаж, агитацию против Советской власти и сопротивление ей, все арестованы приговорены к расстрелу. Тачанка развернулась к колонне, но у пулеметчика Сергея Зотова сдали нервы, он отказался стрелять в священника. И.Д. Калашников подошел к священнику и сказал: — Ладно, иди с миром, но если еще раз попадешься мне расстреляю.
Отец Никифор взял за руки стоявших рядом мужиков и заявил:- Я слуга Бога, а потому в такую минуту не могу оставить своих сыновей, уйду вместе с ними.
Потрясенный мужеством священника Калашников подбежал к тачанке сам лег за пулемет
В Бакурах на горе Ивана Павловича (так и ныне называется прилегающее поле) осталась с тех трагических лет братская могила.
В 2005 году был поставлен памятник на братской могиле и отслужен молебен. К памятнику регулярно ходят школьники и ухаживают за ним.
В 1932-1933 годах село охватил голод. Вымирали целые семьи. На кладбище появились братские могилы. В 1934 году был открыт молодежный клуб в церкви. Но петь там никто не решался.
В это время многое из церковного имущества было уничтожено. Но были люди, которые сохранили иконы и уже в наше время передали их в молельный дом.
В 1934 году был организован Бакурский район, который объединил 34 колхоза. Из деревянной церквушки сделали клуб, появилось радио, была закрыта белокаменная церковь, которая стояла у реки. Колокола отправили на переплавку, а затем церковь разрушили. Из церковных икон в здании народного суда сделали потолок, что конечно было кощунством.
В 1938 году в Бакурах появилась средняя школа, а 1939 году начали ломать церковь и из полученного кирпича построили здании электростанции, роддома, школы.
Период Великой Отечественной войны.
В 22 июня 1941 года в 12 часов Бакурчане услышали о начале войны. 23 июня на фронт отправились колонны автомашины с военнообязанными. Во второй половине июня пришли в село первые похоронки. Все годы войны летели в село письма с фронта.
Женщины сели на тракторы, строили оборонительные сооружения под Саратовом. В трудные дни битвы под Сталинградом бакурчане стали выносить свой годовой заработок на постройку самолётов и танков.
23 октября 1943 года по радио был передан Указ Верховного Совета СССР о присвоении бывшему работнику Бакурского отделения милиции старшине Образцову Ивану Васильевичу звания Героя Советского Союза за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра.
Среди односельчан нашлись и взводные, и ротные командиры. А М. С. Елисеев и А. И. Кривулин, участник Сталинградской и Курской битв, командовали батальонами. Дошел до Берлина со своей «Катюшей» И. В. Улитин.
Всего с войны не вернулось 365 бакурчан. В память о прошедшей войне в селе был воздвигнут памятник погибшим войнам.
Жизнь в селе не стала лёгкой. В 1946 году вновь Поволжье посетил голод. Для того чтобы выйти из разрухи нужны были новые руководящие кадры, энергичные, умные. Лидер в селе Бакуры нашёлся. Им был демобилизованный офицер Василий Иванович Ковшутин.
Трудящиеся Аткарского избирательного округа единодушно выдвинули кандидатом в депутаты Совета Союза Верховного Совета СССР Василия Ивановича Ковшутина.
В 1983 году в селе появилась асфальтированная дорога.
Отношение сельчан к кризисным явлениям, связанным с переходом к рынку разное. Одни считают, что перестройку делать не было никакой необходимости, а другие, наоборот, говорят, что реформы были нужны как воздух. Жизнь в селе постепенно начала налаживаться. В 1993 году началась газификация села, почти в каждый дом провели телефон.
С 1996г. по 1998г шло строительство новой школы.
Школа была и остается культурным центром села.
В настоящее время в селе Бакуры проживает 1316 человек, 557 подворий из них около 60% проживает молодежь.
Будьте первым, кто оставит комментарий!