Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

29 октября 1976 года начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

В 1950-ых годах, в рамках разгорающейся Холодной войны началась гонка вооружений.
А с принятием на вооружение баллистических ракет появилась и необходимость их обнаруживать, чтобы не стать объектом неожиданной атаки.
Поэтому в СССР сразу же приступили к разработке системы предупреждения о ракетном нападении, на что ушло более 10 лет.
Первые радиолокационные станции (РЛС) заступили на боевое дежурство в конце 1960-х — начале 1970-х годов, но они могли фиксировать только межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) уже подлетающие к границам страны.
Это было связанно с несовершенностью технических средств используемых в первых РЛС, из-за чего дальность обнаружения ограничивалась всего двумя-тремя тысячами километров, что соответствовало времени оповещения в 10 — 15 минут до подлёта к территории СССР.
Этого хватало только для того, чтобы поставить в известность системы противоракетной обороны (ПРО), но было недостаточно для своевременного нанесения ответно-встречного удара.
Это ставило советские войска в неудобную ситуацию по сравнению с вероятным агрессором.
Тем более что американцам, дальность РЛС которых была схожей, данных условий хватало, так как они были размещены на Аляске, в Гренландии и Британии, что полностью охватывало границы СССР и давало намного более раннее оповещение в случае альтернативной угрозы.
Советские же РЛС располагались только на территории Советского Союза, что делало американскую позицию намного более выгодной.
Поэтому 18 января 1972 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании интегрированной системы предупреждения о ракетном нападении, объединяющей наземные радиолокационные станции и космические средства.
Но пока разрабатывали новую систему обнаружения, проходило усовершенствование уже стоящих на вооружении боевых единиц.
Так например в 1974 году была введена в эксплуатацию РЛС типа «Днепр», расположенная на Балхаше (теперь территория Казахстана).
Затем модернизировали РЛС в Оленегорске (Мурманская область), а также построили станции в Мишелёвке (Иркутская область) и Скрунде (ныне в Латвии).
Они и стали первой очередью интегрированной СПРН, являясь единой сетью РЛС, позволяющей контролировать не только подлетающие ракеты, но и запускающиеся далеко за горизонтом.
После введение в эксплуатацию 16 января 1979 года второй очереди СПРН, а именно узлов находящихся в Севастополе (Крым) и Мукачево (ныне Украина), контролируемая территория расширилась на Северную Атлантику, районы Тихого и Индийского океана, чем накрыли своим обзором большую часть планеты.
В дальнейшем наземные узлы системы модернизировались в соответствии с появлением новых технологий нападения появляющихся у вероятного противника.
Завершением строительства СПРН стала развёрнутая к 1979 году космическая часть системы раннего обнаружения стартов МБР, состоящих из четырёх космических аппаратов (КА) УС-К (система «Око») расположенных на высокоэллиптических орбитах, с командным пунктом в Серпухове-15 (70 км от Москвы).
После чего система могла фиксировать старт МБР из любой точки мира и рассчитывать его траекторию, что позволило сравняться с американцами по возможностям взаимного наблюдения за друг другом, а её последующие модернизации даже превзошли их по возможностям и точности.
Хотя обоюдное внедрение данных систем приводило к таким ошибкам, которые могли стать причиной ядерной войны.
Огромным ударом по СПРН стало разрушение СССР, из-за чего её узлы перестали работать как единая сеть, что резко ограничило функциональные возможности обнаружения вероятных угроз.
Это стало следствием введения внешнего управления в многих республиках которые вышли из состава СССР, а следовательно стали частью системы того самого вероятного противника, за которым ещё недавно помогали наблюдать.
Так например узел СПРН:
— РЛС «Дарьял» находящийся в городе Габала (ныне Азербайджан), эксплуатировался до конца 2012 года на правах аренды, после чего демонтирован и вывезен в Российскую Федерацию, а здания переданы новому собственнику;
— РЛС «Дарьял» который строился в Казахстане, в 1992 году заморожен, в 2003 году был передан Казахстану, а в 2010 году несанкционированно демонтирован с последующим обрушением;
— ОРТУ в Литве эксплуатировался на правах аренды до 1994 года, после чего до конца 1999 года полностью демонтирован;
— РЛС «Днепр» под Севастополем и Мукачевым обслуживались украинскими войсками, а полученную от работы информацию продавали Российской Федерации до 2005 года, после чего подготовили пакет предложений о передаче США доступа к данным объектам, но увеличившаяся на 50% оплата, продлила продажу информации до 2009 года, однако в 2011 году их всё же разобрали, фактически уничтожив.
В итоге из рабочих по сей день узлов когда то единой СПРН и находящихся за пределами России, остались только два, а именно РЛС «Волга» находящийся в Белоруссии и РЛС «Днепр», находящийся в Казахстане.
В совокупности с развёрнутой Орбитальной спутниковой группировкой России, насчитывающей более 60 космических аппаратов военного назначения и функционирующих в интересах Министерства обороны Российской Федерации, а также построенных новых наземных РЛС на территории России, способности обнаружения стартов МБР по всей планете снова были восстановлены.
Что в сочетании с построенной ещё во время Холодной войны системой «Периметр», которая позволяет нанести ответный массированный удар российскими МБР даже в случае, когда линии связи могут быть повреждены, вероятность нанесения подобных ударов по России сводится к минимуму, по крайней мере до тех пор, пока все эти системы функционируют и своевременно модернизируются.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: