Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Труевая Маза

Труевая Маза.Село.Вольский район

Труевая Маза
Труевая Маза.Яндекс карта

Труёвая Маза располагается в 31 километре севернее Вольска и в 129 километрах северо-восточнее Саратова

Окрестности современной Труёвой Мазы были обитаемы уже в медном веке. Свидетельством пребывания здесь древних людей являются найденные и исследованные археологами черепки с грубыми зубчатым и штриховым орнаментами и два каменных молотка (один с широким тыльём, другой – с суженным), хранящиеся в Саратовском краеведческом музее

Русская деревня Труёвская Маза была основана в составе Симбирского уезда между 1-й и 2-й ревизиями (примерно в 1730-х годах) дворцовыми крестьянами села Воскресенское-Труёво Пензенского уезда. Во вторую ревизию в поселении насчитывалось 56 душ мужского пола.

Также в середине XVIII века в Труёвую Мазу переселились крестьяне из Нарышкина Симбирской губернии, что дало деревне альтернативное название Нарышкино, и разных селений Пензенской губернии и Кузнецкого уезда. Часть жителей Труёвой Мазы некоторое время находилась в статусе помещичьих крепостных; в частности, в 1798 году 150 душ с землёй были пожалованы хирургу, надворному советнику Эбелингу.

В XIX веке Труёвая Маза полностью перешла в распоряжение удельного ведомства.

В 1856 году в селе на средства прихожан была построена православная церковь, деревянная, холодная, с одним престолом во имя Казанской иконы Божией Матери.

В канун отмены крепостного права в Труёвой Мазе в 140 домохозяйствах проживали 712 мужчин и 796 женщин. Работали церковь и мельница, неподалёку пролегал торговый тракт из Вольска через Черкасское в Кузнецк.

В 1874 году в церковной сторожке открылась школа грамотности для мальчиков, которая содержалась приходским попечительством, Епархиальным Училищным Советом и частными жертвователями. В конце 1880-х годов преподавали в ней приходской священник Иоанн Мраморнов и его сын Димитрий, окончивший курс в Вольской учительской семинарии в звании сельского учителя.

Православное население Труёвой Мазы также выступало за открытие земской школы, но местные старообрядцы, составлявшие до половины всего села, эту инициативу поддерживать отказывались и продолжали учить детей частно у своих. До крестьянской реформы 1861 года удельные крестьяне Труёвой Мазы состояли на оброке, после выхода на волю получили бугроватый надел, луга в пяти верстах от села при Терсянке и двух озёрах и выгон по дороге в Юловую Мазу.

Треть надела составляли чернозёмы глубиной в половину аршина и красной глиной в подпочве, остальная земля была каменистой (с плитняком в подпочве), песчаной и солонцеватой. Пашни, всего 1508 десятин, делились на три поля. Общественные запашки практиковались с давних времён: в основном пшеница и рожь, которые ссыпали в общественный магазин, а солому делили между селянами. В наделе выращивали рожь, овёс, ячмень, просо, яровую пшеницу и подсолнечник.

Продавали хлеб в Вольске и Тёпловке на мельницы, куда ежегодно отправляли до 5000 мешков пшеницы, из которых до 3000 поставляли двое зажиточных. Арендовали землю обществом у удела, у которого также покупали дрова на топливо. Также топили балаковским кизяком. Садоводство начало развиваться с середины 1870-х годов (яблони, чёрная смородина и малина). Также в селе проживали до десяти плотников и мясников, многие крестьяне работали поденно и сдельно в экономии графа Уварова.

Всего в тот период в селе насчитывалось 1920 жителей. Представляло оно собой две длинные улицы по обеим сторонам речки Мазки, в 1,5 версты длиной и половину версты шириной. Работали кабак, ссудо-сберегательное товарищество и уже упомянутое мужское училище. Местные крестьяне вели «строго нравственную и трезвую жизнь» и в целом не знали бедности. В 1898 году в Труёвой Мазе проживал 2531 человек, среди них 210 беспоповцев-федосеевцев (под влиянием старообрядчества Самодуровки) и 269 беглопоповцев (появились в период обращения Иргизских монастырей в единоверие). Моленных у раскольников не было, собирались по крестьянским домам: федосеевцы у А. И. Юдина, беглопоповцы у С. С. Земледельцева. По данным переписи 1910 года в селе, входившем в состав Юлово-Мазинской волости Вольского уезда Саратовской губернии, насчитывалось приписных: 440 дворов, 1198 мужчин и 1167 женщин; посторонних: 14 дворов, 29 мужчин и 40 женщин. Работали церковь, приходская школа и отдел Союза Русского Народа. В штат церковного причта входили священник и псаломщик, дома для которых были общественные12. Надельной земли имелось 1166 десятин, арендованной – 1244. Три четверти посевов отводили под пшеницу, также выращивали рожь, подсолнечник и в незначительных количествах просо и овёс. Рабочего скота держали 439 голов, молочного – 288, гужевого – 293, мелкого – 1674. Из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий использовали 115 железных плугов и 13 веялок.

В 1918 году в селе имел место кулацкий бунт, окончившийся кровопролитием.

Гражданская война заметно сократила численность населения Труёвой Мазы. Административно село стало центром одноимённых сельсовета и волости.

Местная церковь была закрыта, её здание утратило колокольню и использовалось как зернохранилище, впоследствии было разрушено. Член церковно-приходского совета и священник были репрессированы в 1930 году. В поздний советский период село входило в Покровский сельсовет.

Труевая Маза
Труевая Маза

Сегодня Труёвая Маза, в которой проживает 145 человек (57 дворов), входит в Покровское муниципальное образование. Село газифицировано, имеются фельдшерский пункт и продуктовый ларёк. По состоянию на 2016 год закрыты детский сад и школа, причём здание последней разобрано, равно как и работавшие в советские годы изельная электростанция и мельница.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: