Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Сокур

Сокур.Село.Татищевский район

Сокур
Сокур.Яндекс карта

Сокур располагается на севере района в 52 километрах от Саратова и 39 километрах от Татищева, где также находится ближайшая железнодорожная станция (участок Саратов – Аткарск)

Село Сокур было основано в первой половине XVIII века, в качестве более точных дат в разных источниках встречаются 1717 год или 1720 год.

Первыми жителями были крестьяне из Саратова, к которым чуть позже присоединились малороссы-солевозы из Покровской слобод1, изначально приехавшие из Харьковской губернии (по другим сведениям с Полтавщины) на эльтонские солеразработки. Вольные русские крестьяне Сокура вскоре были закрепощены князем А. М. Голицыным. Украинцы поначалу платили ему по гривне с ворот, потом по рублю с дыму (трубы), а затем и вовсе оказались вынуждены работать на барина и к 1780 году стали его подданными. Также тайный советник князь Алексей Дмитриевич Голицын переселил в новую семейную вотчину на Сокурке своих крепостных из деревень Сивцово и Стан Вяземского уезда. Православная церковь в Сокуре имелась уже в середине XVIII века. Была она, очевидно, деревянной и довольно быстро сгорела. На её уцелевшем от пожара антиминсе с 1773 года строился новый деревянный храм, освящённый в 1777 году во имя Покрова Божией Матери. По церковному престолу село часто называли Покровским.

В 1850-х годах сокурский помещик князь Голицын решил построить большой каменный храм и выбрал для него площадь напротив собственного дома за южной окраиной села. Старой деревянной церкви действительно было мало для многочисленного прихода, в который помимо Сокура также входили окрестные деревни. Тем не менее, местные малороссы воспротивились постройке нового храма в таком неудобном для прихожан месте. Несмотря на недовольство крестьян, Голицын начал строительство и успел возвести стены (около трёх саженей в высоту) и своды в трапезной. В длину разделённый аркой на две части храм с колокольней и алтарём должен был достигать 30 саженей, в ширину – 15. Закончить постройку не позволила крестьянская реформа 1861 года. Работы заморозили, а со временем построенное растащили на стройматериалы. В 1859 году численность населения Сокура достигла 1623 мужчин и 1697 женщин (всего 685 дворов). Располагалось село между Московским почтовым трактом и просёлочной дорогой из Саратова в Кузнецк, помимо церкви также имелись больница, овчарня и мельница, базары проводились каждую неделю. Михаил Михайлович Голицын владел в Сокуре почти 18 тысячами десятин земли. После отмены крепостного права крестьяне Голицыных вышли сначала на полный надел в 4,5 десятины на душу, но вскоре имение перешло к дочерям князя, одна из которых вышла замуж за барона фон Бенкендорф-Гинденбург, вследствие чего среди крестьян распространился слух, что так как якобы единственная наследница замужем за иностранцем, то земля должна крестьянам даром перейти. Из-за этого нелепого слуха сокурцы от надела отказались и выкуп платить не стали. Помимо общества голицынских крестьян после реформы 1861 года также было образовано второе общество бывших крепостных помещика Коллерова. Административно село являлось центром Сокурской волости Саратовского уезда. Главной улицей русского конца села была Рущина, украинцы жили на улице Вакульевка (от имени малоросса Вакулы) и составляли большинство (до 90% всего населения). На рубеже XIX и XX столетий в Сокуре работали поташный завод, больница, земское училище (открыто 24 октября (5 ноября) 1870 года, первое деревянное и неудобное здание выстроено в 1875 году, при чём младшее отделение размещалось в здании сельского правления, второе – в 1890 году) и церковно-приходская школа (открыта в 1888 году), волостное правление, аптека, лавки, две водяные мельницы, организовывались базары и две ярмарки.

В октябре революционного 1905 года сокурские и оркинские крестьяне устроили погромы и поджоги на хуторах помещицы С. Е. Бенкендорф-Гинденбург. Как уже упоминалось выше, надел у крестьян Сокура был скудным, а при сдаче земель в аренду барыня отдавала предпочтение состоятельным крестьянам (как более надёжным плательщикам). Начались погромы после обнародования царского манифеста 22 октября (4 ноября) и продолжались три дня. Под лозунгом «бейте всё, они попили много нашей крови» были разграблены и сожжены хутора Еленинский, Михайловский, Софьинский и Владимирский. Крестьянина Игнатия Гречкина впоследствии судили как зачинщика погрома, который был лишь одним из многих, прокатившихся в Первую русскую революцию волной по всей губернии.

В 1910 году в Сокуре насчитывалось 743 двора, 2184 мужчины и 2287 женщин. Имелись церковь, приходская и земская школы, больница и ветеринарный пункт. Базары проводились по воскресеньям, ежегодные ярмарки собирались на Троицу и 1 октября. Надельной земли у крестьян было 596 десятин, арендованной – 2707. Больше половины угодий засеивали пшеницей, также выращивали подсолнечник, рожь и в небольших количествах овёс и просо. Рабочего скота держали 677 голов, молочного – 493, гужевого – 651, мелкого – 2752. В хозяйстве использовали 150 железных плугов, 82 веялки, семь жнеек, сеялку и молотилку. Возле села находилась усадьба Голицыных с прилегающим парком.

Сокурская земско-общественная школа-1898-1899
Сокурская земско-общественная школа-1898-1899
Сокур.Пожарный сарай-1920
Сокур.Пожарный сарай-1920
Сокур Татищевского района. Храм после закрытия-1920-1929
Сокур Татищевского района. Храм после закрытия-1920-1929

Февральская революция в Нижнем Поволжье – 154 Под стягом пролетарской борьбы – 221 Пролетарская революция, какой мы её не знаем. Книга 1 Пролетарская революция, какой мы её не знаем. Книга 2 После Февральской революции 12 (25) марта в Сокуре был создан Совет крестьянских депутатов, в который избрали крестьян, ранее боровшихся со старым строем и сидевших в тюрьмах. Среди них был и зачинатель погромов 1905 года Игнатий Гречкин. 3 (16) апреля на крестьянском сходе сокурцы обсуждали вопрос о Первой мировой войне и постановили вылавливать дезертиров и отправлять их обратно на фронт, а уклонистов передавать в распоряжение воинского начальства. С началом гражданской войны с июля по октябрь 1918 года 16 жителей села добровольно вступили в ряды Красной Армии.

При Советской власти Сокур стал центром одноимённого сельсовета Вязовской волости Вязовского района. С началом коллективизации был образован колхоз имени Крупской (впоследствии переименован в «Заря коммунизма»), начала работу сокурская машинно-тракторная станция. Вместо старых школ открылась новая семилетняя. Великая Отечественная война унесла жизни 136 жителей Сокура. В послевоенные годы в селе строились коттеджи, развивалось коневодство, овцеводство. В 1988 году в Сокур переехала мордва из Пензенской области, заселившая новую Молодёжную улицу.

В настоящее время Сокур с населением 860 человек входит в состав Мизино-Лапшиновского сельского поселения. В селе имеются средняя общеобразовательная школа, больница, дом культуры, отделение связи, магазины, АЗС, коллективное фермерское предприятие «Заря».

Сокур.Церковь
Сокур.Церковь
Сокур.Памятник погибшим в ВОВ
Сокур.Памятник погибшим в ВОВ
Сокур
Сокур

Легенды

На северо-восточной окраине Сокура возвышается гора Серковая, с которой связано предание о разбойничьей пещере. Местные жители считают, что скрывался под горой атаман Серко, сподвижник легендарного Кудеяра. Оба они были активными участниками восстания под предводительством Степана Разина. В народе Серко пользовался большим уважением, местные бедняки видели в нём своего заступника. Именно в честь Серко была названа гора. Пещера атамана и какие-либо подтверждения легенды до настоящего времени найдены не были, но многочисленные провалы в земле на поверхности горы дают основание верить в существование под ней подземных ходов.

Дом культуры, бывшее волостное правление

В конце XIX века краеведом А. Н. Минхом был записан целый ряд мистических поверий и легенд, бытовавших в то время в селе. Со слов пожилой украинки Прасковьи Кухаревой им была пересказана переданная ей родными-старожилами история о том, что раньше в селе было много колдунов, которые сближались со злыми духами и околдовывали женщин, девушек и мужчин. Так, крестьянин Пётр Кутейников полюбил красавицу-малороссиянку Улиту Кухареву и желал взять её в жёны, но Улита взаимностью ему не ответила и предпочла другого сельского парня Егора Передриева. Кутейников из мести обратился к крестьянину-чаровнику Игнатию Скиданову. Тот попросил его вырезать из её косы прядь волос, что Кутейникову удалось сделать перед свадьбой Улиты во время обряда покрывания. Скиданов волосы замазал в чело печи, после чего погрузилась Улита в глубокую депрессию и через два месяца после свадьбы умерла от необъяснимой тоски. Когда покойницу вскрыли, оказалось, что сердце её было всё исколото.

Помимо колдунов верили сокурские малороссы в леших и даже видели их. Как-то раз в лесной пригороди пастухи варили поздно вечером кашу и отошли загнать быков. Вернувшись, они увидели хлебавшего кашу человека, который сказал, что отец и мать прокляли его по лесам ходить, после чего исчез. Кашу пастухи есть не решились и отдали её волам. В другой раз лешего видел малоросс Ефим Шевченко, когда выпасал ночью волов на лесной поляне и развёл костёр. Вдали он услышал хохот, который, приближаясь, иногда сменялся стонами «уфф» и затем вовсе замолкал. Шевченко от страха хотел бежать, но в этот момент перед ним возник голый, обросший длинными волосами человек. Леший попросил дать ему кусок хлеба, ибо был голоден, причём пастух должен был бросить ему его левой рукой наотмашь. Шевченко выполнил просьбу лешего, после чего тот схватил хлеб, съел его, захохотал, свистнул, уфнул и исчез.

Верили в Сокуре и в русалок. Старожилы-малороссы рассказывали, что в середине XVIII века было в селе большое глубокое озеро, вокруг которого рос лес сокорник (осокорь). В его водах водились русалки – красивые нагие девы с распущенными длинными волосами, в полночь при лунном сиянии всплывавшие на поверхность и с хохотом плескавшиеся водой. Показывались они обычно на Русальское воскресенье, которое бывало в четверг после Троицына и Духова дней и очень чтилось всеми малороссиянками, называвшими его Велик-день. В этот день они не брались ни за какую работу и не ходили купаться, так как русалки могли защекотать в воде насмерть, причём жертва погибала с хохотом. Для защиты девушки в четверг рвали полынь и вплетали её в косы, так как считалось, что русалка не станет щекотать ту, у которой полынь. Прасковья Кухарева вспоминала случай с Аксиньей Черниченко, которая на Русальское воскресенье полоскала рано утром бельё и была затянута в воду русалками, которые щекотали несчастную, пока та не умерла.

Всё с той же Кухаревой приключился ещё один загадочный случай. Будучи молодой, пошла она к односельчанке в гости. Заночевав, в полночь увидела хозяйку натирающейся какой-то жидкостью, после чего та села на кочергу и вылетела из хаты через трубу. В похожую историю с ведьмой попал другой сокурский крестьянин Кондратий Филипенко, который ночью испугался бегавшей вокруг него свиньи и хотел отрезать ей ухо, как та вдруг заговорила с ним человеческим голосом: «Куманёк, будь так ласков, пусти меня, я тебе завтра выкуп дам, четверть водки; я Настасья, жена Михайлы Здражевского, и никогда не буду шутить с тобою». Ведьм в селе боялись ещё и потому, что считалось, что те ночью выдаивают коров (весьма распространённое суеверие). Дабы вычислить ведьму необходимо было взять от великого четверга кусочек сыра и беречь его до Светлого Христова Воскресенья. В Пасхальную утреню надо было его положить за щёку и смотреть на молящихся. Как только священник скажет «Христос воскрес», все ведьмы оборотятся задом к иконам, а на головах их будут стоять дойницы (посуда для дойки коров).

Ещё одно любопытное суеверие связано было с рождественскими праздниками. В сочельник сокурские малороссы варили свару и кутью и ничего не ели до наступления темноты. С первой звездой они ставили приготовленное на стол, зажигали перед образами свечу и просили Бога на коленях о хорошем урожае, благополучии скоту и здравии себе. После ужина оставшиеся кутья и свара ставились под образа на сено и стояли так до крещенского сочельника, после чего доедались, а сено из-под них раскладывалось на столе. В сене этом затем являлась неизвестно откуда шерсть разного цвета, которую затем разделяли по цвету. Какой шерсти больше – такой масти скота и надо заводить. Сено же после этого обряда отдавали коровам, чтобы ведьмы не могли их доить.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: