Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

5 сентября 1917 года родился советский лётчик-ас, Герой Советского Союза Николай Андрианович Зеленов. За годы Великой Отечественной войны совершил 606 боевых вылетов, в 117 боях одержал 30 побед лично и 10 в группе.

Погиб 29 июня 1944 во время учебного воздушного боя на Як-9 в р-не Выборга.

Николай Андрианович родился в деревне Поповка ныне Красносельский район Костромской области. Отец Николая умер вскоре после рождения сына от ран, полученных в Первую Мировую войну. Мать, оставшаяся одна с тремя детьми, сначала батрачила в Красном, а когда получила свой клочок земли, стала трудиться на ней. Когда же стал организовываться колхоз Елизавету Андреевну избрали председателем.

Николай помогал матери по хозяйству и учился в Красносельской семилетней школе. От Поповки до Красного было семь километров. Кроме того необходимо было переправляться через Волгу. Но это не остановило любознательного паренька, и он успешно закончил обучение в школе и поступил в Костромской землеустроительный техникум. После окончания техникума он был направлен работать землемером на Украине.

В Красной Армии с 1936 года. В 1937 году окончил 11-ю школу летчиков имени Пролетариата Донбасса, которая располагалась в городе Ворошиловграде (ныне г. Луганск). Во время отпуска из училища Николай женился на жительнице соседнего села Яковлевское.
После окончания школы лётчиков лейтенант Зеленов был направлен для прохождения службы в Ленинградский военный округ. В 1938 году в составе военно-воздушных сил округа был сформирован 154-й истребительно-авиационный полк, куда был переведён на должность лётчика и Зеленов. Полк был вооружён истребителями конструкторского бюро Н.Н. Поликарпова, монопланами И-16 и бипланами И-153.

На одном их этих типов самолётов Николай принял участие в советско-финской войне 1939 — 1940 годов. При этом он совершил  более 10 вылетов на штурмовку войск противника и был награждён медалью «За отвагу». Кроме того он получил очередное воинское звание старший лейтенант, а в 1940 году от вступил в члены ВКП(б).
По состоянию на 22 июня 1941 года полк, в котором служил Зеленов, базировался в Пушкине и Зайцево под Ленинградом , имея на вооружении 47 самолётов И-16 и И-153 (в том числе 3 неисправных), но всего при 15 лётчиках. Но уже в июне 1941 года передал большую часть своих самолётов в другие подразделения и был вооружён истребителями МиГ-3 и Зеленову пришлось осваивать новую для себя технику.
Полк ведёт бои над подступами к Ленинграду, начиная с июля 1941 года, над Лугой, Плюссой затем, например, 18 августа 1941 года над Новгородом и Чудово, 21 августа 1941 года над Пушкиным. В сентябре 1941 года базируется на аэродроме Плеханово в Волховском районе.

В статье профессора Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина генерал-майора Зайцева, имеющейся в фондах Красносельского музея ювелирного и прикладного искусства утверждается, что свой первый самолёт Зеленов сбил 12 октября 1941 года. Данный факт подтверждается текстом представления Зеленова к присвоению звания Героя Советского Союза, подписанном командиром 159-го истребительного авиационного полка. В то же время в представлении к награждению орденом Красное Знамя, подписанном командиром 127-го истребительного авиационного полка говорится, что свой первый самолёт Ю-88 Зеленов сбил 15 августа 1941 года. Противоречия здесь нет. Видимо самолёт, сбитый Зеленовым в августе, числится сбитым в группе, когда точно установить того, кто подбил конкретный самолёт, установить не удалось. Факт же уничтожения самолёта 12 октября 1941 года официально подтверждён наблюдателями и поэтому он считается первым, лично сбитым Зеленовым самолётом.

Осенью 1941 года 154-й истребительный авиационный полк перебазировался в 27-й запасной авиационный полк под Вологду где прошёл обучение на самолёты P-40 «Tomahawk»,поступившие в нашу страну по Ленд-Лизу из США. 26 ноября 1941 года полк в двухэскадрильном составе перебазировался на полевой аэродром Подборовье и приступил к сопровождению транспортных самолётов, летящих в Ленинград и из него, выполнял эту задачу в течение месяца. Транспортные ПС-84 (Ли-2) в осажденный город перебрасывали продовольствие и другие грузы. Во время обратных рейсов вывозились женщины, дети, старики, раненые. В самолеты люди садились на глазах летчиков-истребителей, надеясь, что они их защитят, поэтому бои на трассе были исключительно ожесточенными. Истребители защищали транспортники до последнего, вплоть до тарана самолетов противника.

С этим периодом связана ещё одна не совсем понятная страница в боевой биографии лётчика Зеленова. Представление к награждению орденом Красного Знамени, имеющееся у автора, подписано командиром 127-го истребительно авиационного полка. По всей видимости, в конце 1941 года Зеленов какое-то время воевал в составе этого полка. Приказ о награждении лейтенанта Зеленова орденом Красного Знамени, первой его наградой в годы Великой Отечественной войны, был подписан командующим войсками Ленинградского фронта 26 февраля 1942 года. По всей видимости Зеленов на какое-то время был переведён в 127-й полк, но весной 1942 года он уже в своём родном 154-м полку.

С конца декабря 1941 года, 154-й истребительный авиационный полк снова перебазировался на аэродром Плеханово и обеспечивал прикрытие войск 54-й армии, а также охрану железной дороги на участке Мыслино — Пупышево — Георгиевский, железнодорожного моста через Волхов и Волховстроя. В январе — апреле 1942 года ведёт бои в основном над Погостье, Виняголово, Кондуя, Смердыня, Кордыня, Макарьевская пустынь обеспечивая действия 54-й армии в ходе Любанской операции. И в это время Зеленов уже в своём полку.

В ходе воздушных боёв в апреле 1942 года Зеленов  одержал 4 двойные победы подряд, лично сбив 5 Ju-88, Ju-87, Ме-109F и Hs-126. 1 апреля 1942 года, прикрывая наземные войска 54-й армии в районе посёлка Макарьевская Пустынь, Зеленов, возглавляя шестёрку истребителей, вступил в бой с 9-ю бомбардировщиками противника Ju-87 и двумя истребителями Ме-109F. В том воздушном бою наши лётчики сбили 4 вражеских самолёта и один подбили. Зеленов сбил один самолёт. В тот же день наша группа из 6 самолётов, также возглавляемая Зеленовым, провела ещё один воздушный бой с 9-ю самолётами противника. И вновь Зеленов сбил ещё один вражеский самолёт.

30 апреля 1942 года, прикрывая район Волховской электростанции, звено во главе с Зеленовым встретило 6 самолётов типа Ju-88. Старший лейтенант повёл лётчиков в лобовую атаку. В этом бою было сбито 2 «Юнкерса», одного из них уничтожил командир звена. В этом же вылете звено Зеленова атаковало вторую группу бомбардировщиков противника, которая также была рассеяна. При возвращении на свой аэродром завязался бой с третьей группой «юнкерсов». Зеленов уничтожил ещё один Ju-88. Наше звено вернулось без потерь на свой аэродром.

К июлю 1942 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47-и воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника.
9 июля 1942 года командир полка подполковник Матвеев и военный комиссар полка батальонный комиссар Сясин подписали представление на присвоение Зеленову «Высшей правительственной награды» (Так написано в представлении).
Но пока представление ходило по инстанциям, теперь уже гвардии капитан Зеленов продолжал совершать боевые вылеты.18 сентября 1942 года он в районе Новой Ладоги перехватил одиночный Ме-109 и после короткого боя, подбил его. Лётчик известной немецкой истребительной эскадры «Зелёное сердце», фельдфебель Петер Зиглер, имевший 49 побед, получил серьёзные ранения, не смог довести истребитель до своего аэродрома и разбился.

21 ноября 1942 года командир полка подписал представление о награждении командира эскадрильи капитана Зеленова орденом Отечественной войны 1-й степени. Приказом по войскам 13-й воздушной армии от 15 января 1943 года представление было удовлетворено и Зеленов был награждён вторым боевым орденом.

На следующий день после подписания представления, а именно 22 ноября 1942 года приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован 154-й истребительный авиационный полк преобразован в 29-й гвардейский истребительный авиационный полк. И поэтому в тексте представления исправлен номер полка, а звание Зеленова исправлено на гвардии капитан.

Но вот и пришло долгожданное известие. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Зеленову Николаю Андриановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда.
Боевой счёт отважного лётчика продолжал расти. 23 марта 1943 года вдвоём со своим ведомым он дрался против 8 «юнкерсов». Два из них были подожжены. 3 апреля, бросившись на помощь молодому пилоту, Зеленов один вражеский самолёт сбил, а второй повредил. На следующий день он снова спас лётчика, атакованного двумя вражескими истребителями…

Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом в январе — феврале 1944 года проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в значительной степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Но противник прилагал все усилия, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу. В ходе боёв немецкое командование неоднократно перебрасывало на ленинградское направление новые авиационные части и соединения, доведя к началу марта самолётный парк до 400 единиц. В марте 1944 года неожиданно разгорелись ожесточённые воздушные бои.
7 марта 1944 года шестёрка истребителей под командованием гвардии капитана Зеленова вылетела на сопровождение эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. При подходе к городу Тарту ему пришлось отражать нападение врага. При атаке двух Ме-109 Зеленов зашёл в хвост ведущему пары и с дистанции 50-100 метров сбил его. Ведомому удалось скрыться. Неожиданно на наши истребители напала группа FW-190. В завязавшемся бою, спасая своего ведущего В.Д.Деревянкина, только что сбившего одного «фоккера», младший лейтенант В.П.Гусев таранил вражеский истребитель. При ударе оба самолёта разрушились… Но товарищи отомстили за его смерть, сбив ещё 4 вражеские машины.

Н.А. Зеленов продолжал героически сражаться с врагом и дальше. 14 мая 1944 года за умелое руководство личным составом эскадрильи и за 10 лично сбитых самолётов противника командир полка подписал представление о награждении капитана Зеленова орденом Суворова 3-й степени. Приказом по войскам 13-й Воздушной армии от 21 июня 1944 года Зеленов был награждён вторым орденом Красного Знамени. Но получить эту награду герой не успел. 29 июня 1944 года он погиб в районе города Выборга…

Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петрбург) на Шуваловском кладбище.
Всего за годы войны Н.А. Зеленов произвёл более 600 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях, в ходе которых лично сбил 24 самолёта противника и 9 в группе.
Приказом Министра обороны СССР от 4 мая 1967 года Н.А.Зеленов навечно зачислен в списки личного состава гвардейского истребительного авиационного полка. Имя его есть в списках в Зале славы Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

Память о герое хранят и его земляки. Одна из улиц города Волгореченска, который построен уже после войны неподалеку от родины героя носит имя Героя Советского Союза Зеленова Николая Андриановича.

Семья Николая Андриановича в годы войны была эвакуирована в г. Куйбышев (ныне Самара), где и сейчас живут его внуки.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: