Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

4 октября 1894 года родился С.Г. Симонов, конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1954).

Сергей Симонов родился 22 сентября (4 октября 1894 г.) в селе Федотово Ковровского района (ныне село Мелехово Ковровского района). Семья была крестьянская и небогатая, родители мальчика хотели лучшей жизни своему сыну и дали возможность окончить трехклассное деревенское училище. Это, к слову, было его первое и последнее законченное образование. Это не была школа для гениев, из которых за 3 класса делают великими оружейниками. Гением скорее был сам Симонов, который на протяжении всей своей карьеры самостоятельно постигал азы различных наук за станками и ворохами чертежей.

Склонность к изобретениям и металлообработке у Симонова был еще в юности. Подростком он сконструировал и собрал для своей матери деревянный миксер, а после школы, в 1910 году, Симонов восстанавливает сломанный велосипед для того, чтобы ездить на нем в кузницу, где он устраивается подмастерьем.

Через 7 лет в 1917 году Симонов осваивает слесарное дело и идет работать слесарем-отладчиком автоматического оружия на Ковровский пулеметный завод. Уже через год, судьба Симонову преподносит главный подарок в его жизни — на завод приходят Владимир Григорьевич Федоров, основоположник русской школы автоматического оружия, и Василий Алексеевич Дегтярев, начальник опытной мастерской завода. Именно они стали учителями и вдохновителями Симонова к проектированию стрелкового оружия, которому он в последствии посветит всю свою жизнь.

За небольшой промежуток времени, Симонов становится слесарем 8го, наивысшего, разряда. В то время таких специалистов можно было пересчитать по пальцам. Но на этом он не останавливается и в 1919 году получает мастера.

В 1920 году он презентовал и запатентовал свое первое изобретение — станок для маркировки деталей любых габаритов.

В 1922-23 годах, уже в должности старшего мастера, под строгим контролем Дегтерева и Федорова, участвует в создании первых своих оружейных разработок – ручного пулемета и автоматической винтовки.

В разработке, Симонов поставил во главе основную свою идею – упрощенную сборку-разборку оружия. Чтобы это осуществить, он отказался от резьбовых соединений в конструкции. Цель была весьма благородной – при помощи штамповки и литья упростить как производство, так и эксплуатацию оружия.

Однако испытания, проведенные в 1926 году, выявили недостаточную надежность автоматики оружия, что повлияло на дальнейшую судьбу ручного пулемета. Комиссия главного направления артиллерии РККА (ГАУ) отметила конструктивную простоту винтовки. Однако конструктор допустил серьезную ошибку, сделав выход газа сбоку. В результате нарушения симметрии сместился центр тяжести оружия, что при стрельбе приводило к отклонению пули по траектории. Так же отсутствовал режим одиночного огня. Итоговый вывод – экзамен провален.

Но неудача Симонова не вогнала в уныние, и он стал еще с большим усердием продолжать работать.

В 1927 году, на заводе Ковров запускают производство пулемета Дегтярева – ДП (Дегтярева пехотный). Сергея Гавриловича назначают старшим мастером, доверив ему организацию сборочного цеха по сборке пулеметов Дегтярева. Ему было необходимо сформировать команду, подобрать сотрудников, мастеров, организовать осмотр деталей и узлов, провести весь рабочий цикл, пока произведенная продукция не будет снята и продукция не будет доставлена.

С 1929 года последовательно он занимает должности начальника сборочного цеха, конструктора, заведующего экспериментальным цехом. Все эта работа была важной и ответственной, но он хотел вернуться к конструкторской деятельности и когда в 1930 году Симонов попросил уволить его с конвейера, уволили не сразу.

Уже через год, Симонов принимал участие в новом конкурсе на создание автоматической винтовки Симонова. Это была уже пятая версия автоматической винтовки, которая 5 лет назад провалила испытания. Симонов учел все недостатки и уже в этот раз представил комиссии образцовое оружие, которое выиграло конкуренцию у его опытных коллег по цеху — Ф.В. Токарева и В.А. Дегтярева. Винтовка обошла конкурентов как по боевым качествам, так и дешевизне ее производства.

Ради запуска в серийное производство винтовки, Сергей Симонов отправляется в Ижевск и бросает учебу в Московской промышленной академии. Опыт работы руководителем на сборочном цехе в Коврове, помог ему без раскачки начать работать и в 1936 году АВС-36 (автоматическая винтовка Симонова образца 1936 года) запускается в крупносерийное производство.

Через 2 года Симонов приступает к разработке новых стрелковых образцов оружия, т.к. в 1938 году СВТ-38 Токарева пришел на смену АВС-36, а новый вариант Симонова АВС-38 хоть и был легче конкурентов по массе, показал чуть хуже результаты в стрельбах.

Симонов еще раз убедился, что развитие оружейной отрасли не стоит на месте и всегда есть возможность сделать лучше то, что уже существует.

Начало Великой Отечественной войны подбросило в котел работы всем оружейникам. Проблемы различного вооружения решали практически на ходу. Так, оказалось, что у Красной армии нет средств борьбы с вражескими танками. Не хватало не только противотанковых орудий, но и боеприпасов к ним, а также меди для изготовления гильз. В этой тяжелейшей обстановке нужно было срочно создать и запустить в производство простое и дешевое противотанковое орудие, для изготовления которого потребуется немного материалов, и патрон которого будет существенно легче даже 45-мм противотанкового снаряда, а, значит, потребует меньше меди. Эту задачу поручили Дегтярёву и Симонову. Оба конструктора в кротчайшие сроки справились с поставленной задачей (всего 22 дня), т.к. быстро поняли, что должно представлять из себя оружие.

Чтобы небольшой снаряд пробивал толстую броную, ему требовалась изначально большая начальная скорость, а это соответственно может обеспечить длинный ствол. Симонов и Дегтярёв одновременно представили свои образцы. Параметры и технические характеристики были, по сути, одинаковыми, различие было лишь в весе и механике. Ружье Симонова (ПТРС) было сконструировано на узлах АВС-36, было самозарядным с магазином на 5 патронов. У Дегтерёва (ПТРД) оружие вышло на 4 кг легче, но было полуавтоматическое однозарядное и уступало в скорострельности ПТРС.

По боевым и эксплуатационным характеристикам ПТРС превосходили практически все аналогичные зарубежные системы, что позволяло советской пехоте успешно бороться с легкими и средними танками противника.

29 августа 1941 года ПТРС и ПТРД были приняты на вооружение. Оружие производилось на Тульском пулеметном и Ижевском машиностроительном заводе. Выпуск Симоновского противотанкового ружья не прекращался вплоть до победного 45 года (всего произведено было 191 тыс. экземпляров), а за его разработку Сергей Симонов был удостоен Сталинской премии I степени.

Вторую Сталинскую премию I степени Симонов получил несколькими годами позже, за разработку самозарядного карабина (СКС-45), который он проектировал в годы ВОВ. Первые версии карабина показали на испытаниях очевидные недостатки работы механики в тяжелых условиях, низкую живучесть и использование 7,62-мм винтовочно-пулеметного патрона с устаревшей гильзой. Это только подхлестнуло Симонова сделать этот карабин образцовым. В итоге, когда винтовка была принята официально на вооружении Советской Армии, в 1949 году, карабин Симонова был уже лёгким, компактным, с прекрасными боевыми и эксплуатационными качествами, который мог стрелять в самых экстремальных погодных условиях (до минус 70 градусов).

Модель СКС стала настолько удачной, что за время его производства, которое продолжалось до 1956 года, было выпущено 2 685 900 штук. Долгое время он был на вооружении Российской Армии (сейчас же карабин используется только на вооружении почетного караула).

Но слава СКС покинула далеко пределы СССР и самозарядные карабины Симонова состояли также на вооружении более чем в 30 зарубежных странах (среди них Китай, Югославия, ГДР, Чехословакия, Польша), а в Бутане, Индии и Албания состоят на вооружении до сих пор.

За океаном так же были впечатлены карабином Симонова американские охотники. После того как рухнул «железный занавес», в США наладили широкий импорт карабинов Симонова. Сегодня он входит в число самых распространенных образцов гражданского оружия самообороны в Америке. За всё время, по разным оценкам, СКС было выпущено от 15 до 20 миллионов образцов.

В 1950-1970-х годах Сергей Симонов перешел на работу в НИИ-61 (ныне ЦНИИТОЧМАШ, член Союза Российских оружейников), где создал более 150 образцов стрелкового оружия, в том числе несколько десятков вариантов автоматических и самозарядных карабинов, созданных на базе СКС, самозарядных винтовок, в том числе снайперских, пистолетов-пулеметов. Эти же пулеметы-пистолеты стали прототипом будущих УЗИ и «Ингрэм», когда он разработал схему, позволившую уменьшить их габариты.

Свою лепту Симонов внес и легендарный автомат Калашникова, т.к. конструктивная основа автомата — также работа Сергея Симонова.

Наследие опытных образцов Симонова в настоящее время базируется в 5_ти музеях, в том числе закрытых.

Выдающийся конструктор Сергей Гаврилович был тактичным и работящим человеком, погруженный с головой в свое любимое дело до конца жизни. Он был первым учителем многих начинающих оружейников, которых заряжал своей энергией и преданностью делу. В быту же был примерным семьянином и воспитал восьмерых детей. Умер он 6 мая 1986 года в Москве.

Помимо различных государственных наград, во многих городах ему установлены бюсты, мемориалы и памятники, в том числе и на его родине, в бывшем селе Федотово.

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: