Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

14 сентября 1902 года родился Николай Ильич Камов

«Летит над нами вертолёт,

Внутри него сидит пилот,

Исправно вертолёт ведёт,

Чтоб был устойчивым полёт.

 

У вертолёта нет крыла,

Взамен него лишь два винта.

Не только может он летать,

Но даже в воздухе витать.

 

Когда вдали он пролетает,

То стрекозу напоминает.

Когда же в поле он садится,

Похож на сказочную птицу.»

 

Георгий Ронин

«Вертолёт»

 

Николай Ильич Камов родился 14 сентября 1902 года в Иркутске. Его отец Илья Михайлович был учителем словесности. Николай с золотой медалью окончил коммерческое училище, увлекался химией, биологией и техникой. В 1918 году он вторым по баллам сдал экзамены в Томский технологический институт. В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за травмы руки, полученной при рождении. Николай решил строить самолеты. Он изучил книги по авиации, какие возможно было достать, экспериментировал с винтами, стал активным участником авиакружка. Томский технологический институт Камов закончил с отличием, его имя занесено на мраморную доску.

После окончания института в 1923 г. инженер-механик Камов поехал в Москву и поступил рабочим на концессионный завод Юнкерса ИВА. За 3 года работы он изучил технологию производства. Вечерами молодой инженер штудировал аэродинамику. В 1924 году Камов поступил в центральные аэропланные мастерские «Добролета» (предшественника Аэрофлота), которые занимались ремонтом в основном немецких машин. Собрав группу помощников, молодой инженер по своей инициативе подготовил комплект чертежей самолета Ю-13. Это позволило отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных специалистов.

 

Двадцатипяти летнего инженера пригласили в 1927 году в конструкторское бюро Д.П.Григоровича. Здесь занимались опытным морским судостроением.

 

Камов принял участие в разработке самолета МР З-бис. В свободное время он приступил к созданию автожира.

 

В 1928 г. Николай Ильич — ведущий конструктор и начальник бригады КБ Поля Ришара, приглашенного из Франции и сменившего Григоровича. В 1928-1929 гг. Камов совместно с инженером Н.К.Скрижинским создал первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер».

 

В октябре 1931 года Камова назначили начальником конструкторской бригады ЦАГИ. Он предложил проект нового автожира А-7, который проектировал по заказу ВВС как разведчик и корректировщик. 20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух.

 

21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве специального завода, производящего автожиры. Камов стал его главным конструктором и директором, М. Миль — заместителем.

 

Уже через несколько дней после 22 июня 5 автожиров А-7 по инициативе Камова вылетели на фронт, а затем для организации ремонта выехал и сам главный конструктор. Автожиры участвовали в боях, доставляли грузы партизанам.

 

В 1946 г. Николай Ильич организовал группу по проектированию первого отечественного вертолета сосной схемы Ка-8. Летом 1948 г. вертолет принял участие в воздушном празднике на Тушинском аэродроме. А после праздника Камову предложили организовать вертолетостроительное КБ.

 

С октября 1948 г. Н.И.Камов — главный конструктор ОКБ по вертолетам, которое в 1949 г. было преобразовано в Ухтомский вертолетныйзавод (ныне имени Н.И.Камова). Слово «вертолет» в применении к автожиру предложил именно Камов. В ноябре 1948 г. вышла книга Н.И.Камова «Винтовые летательные аппараты» Осенью того же года Камов предложил ВМФ СССР связной вертолет. С группой сотрудников авиаконструктор разработал Ка-10 «Иркутянин».

 

В 1952 г. вышло постановление правительства о постройке корабельного вертолета Ка-15. 14 апреля 1953 г. Ка-15 впервые совершил полет. Для серийного производства Ка-15 выделили завод в Улан-Удэ. Позднее завод стал выпускать параллельно Ка-15 в сельскохозяйственной, пассажирской, санитарной модификациях.

 

Николай Ильич стал пионером в разработке винтокрылов, сочетающих вертикальный взлет вертолета и скорость самолета. КБ Камова разработало винтокрыл Ка-22. Проектирование начали в 1952 г. Весной 1959 г. винтокрыл был готов, а 9мая 1961 г. машину показали на авиационном параде в Тушино. 12 октября 1661 г. винтокрыл установил 8 мировых рекордов по скорости полета и грузоподъемности.

 

Параллельно с винтокрылом КБ Камова разрабатывало по заказу моряков противолодочный вертолет, более мощный, чем Ка-15. На эту сложную работу ушло 10 лет. 21 мая 1961 года вертолет совершил первый полет.

 

В сентябре 1962 года за большой вклад в советское самолетостроение и в связи с 60-летием Николай Ильич был награжден орденом Ленина. За создание противолодочного вертолета Ка-25 Камову 4 ноября 1973 г. присудили Государственную премию.

 

В 1967 г. один из Ка-25 переоборудовали в качестве авиакрана Ка-25К для демонстрации на аэродроме в Ле Бурже под Парижем.

 

4 ноября 1968 года в воздух поднялся первый серийный Ка-26. Вертолет разрабатывали в основном молодые конструкторы, Камов контролировал их работу. Кроме золотых медалей на выставках в разных странах, Ка-26 имеет мировой рекорд. За 8 минут 51,2 секунды он достиг высоты 3000 м.

 

В начале 70-х г. КБ Камова занималось разработкой и испытанием вертолета соосной системы для работы в Арктике. Летом 1973 года первая машина Ка-32 была готова к испытаниям. Однако тяжелая болезнь не дала возможности Николаю Ильичу увидеть полет Ка-32. Жизнь талантливого авиаконструктора оборвалась 24 ноября 1973 года, а 24 декабря 1973 года Ка-32 успешно поднялся в воздух.

 

Николай Ильич работал до последних дней. Когда его увозили в больницу, он просил ничего не трогать на его рабочем столе. Так его комната и стала своеобразным музеем создателя вертолетов. Николай Ильич привил и младшему поколению уважение к технике. Дочь Камова и его внук стали авиаконструкторами.

 

Похоронен Николай Ильич на Новодевичьем кладбище. После него остался коллектив, который под руководством С.В.Михеева завершил отработку Ка-32.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: