Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

30 августа 1918 года родился Сергей Александрович Афанасьев (1918 — 13 или 14.5.2001), первый министр общего машиностроения (с 1965), дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий, кавалер семи орденов Ленина.

При огромном личном участии первого «космического» министра был достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире, огромна и его роль в создании долговременных космических станций. До последних дней жизни Сергей Александрович был главным научным консультантом РКК «Энергия» им. С. П. Королева.

Сергей Александрович Афанасьев родился 30 августа 1918 г. в г. Клин Московской области в семье служащего. После окончания с отличием в 1941 г. МВТУ им. Н.Э.Баумана работал мастером и конструктором на артиллерийском заводе в подмосковном Калининграде, затем после эвакуации оказался в Перми на Мотовилихинском артиллерийском заводе, где и проработал всю войну, последовательно пройдя ступени мастера, технолога, конструктора, начальника цеха, заместителя главного механика завода. За успешное выполнение задания Государственного комитета обороны (ГКО) был награжден орденом Красной Звезды. В 1946 г. приказом министра вооружения был переведен в Главное техническое управление, а в 1955 г. возглавил его. В 1957 г. был назначен заместителем председателя Ленинградского совнархоза по оборонной промышленности. С 1958 г. возглавлял Ленинградский, а с 1961 по 1965 г. – Всероссийский совнархоз, став заместителем председателя Совета Министров РСФСР.
В 1965 г. было образовано Министерство общего машиностроения, и 2 марта 1965 г. С.А.Афанасьев был назначен первым в мире «космическим» министром. Ему пришлось организовывать министерство «с нуля». В процессе формирования новой отрасли во всей полноте проявился волевой, принципиальный характер нового министра, добившегося сосредоточения в одной отрасли основных НИИ и КБ, создающих ракетно-космическую технику.

Сергей Александрович – совершенно уникальный министр по объему работ, которыми ему приходилось заниматься, ибо инфраструктура министерства включала колоссальное количество НИИ, КБ и заводов, разбросанных почти по всему Советскому Союзу, от Крайнего Запада и до Дальнего Востока. Руководить такой махиной и ежедневно держать ее под жесточайшим контролем – работа очень и очень непростая!..

 

Из воспоминаний о Сергее Александровиче Афанасьеве первого Генерального директора  ГКНПЦ имени М.В. Хруничева Анатолия Ивановича Киселева

 

«Вспоминаю свою первую встречу с министром общего машиностроения (МОМ) СССР  Сергеем Александровичем Афанасьевым. В середине 1967 года я прилетел в Москву с боевого ракетного комплекса, где шли работы по постановке на боевое дежурство стратегических ракет шахтного базирования, изготовленных заводом им. М. В. Хруничева.

Буквально через час мне позвонил дежурный по заводу и просил срочно приехать домой к директору завода М. И. Рыжих. Михаил Иванович был очень взволнован, и без долгих объяснений приказал завтра утром с Главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения Н. И. Крыловым вылететь в одну из ракетных дивизий, где в шахте взорвалась наша ракета. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

На объекте уже находились министр общего машиностроения С. А. Афанасьев, генеральный конструктор В. Н. Челомей, его заместитель В. Н. Бугайский, главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин, главный конструктор двигателей А. Д. Конопатов и другие.

Для выяснения причин были созданы рабочие группы. Я вошел в группу по системе управления. Возглавлял ее заместитель Н. А. Пилюгина — Н. М. Лакузо. Утром и вечером мы докладывали Афанасьеву результаты нашей работы. Разбираться пришлось долго, но удалось однозначно выяснить картину происшествия и его причину.

Возвращались домой в одном самолете с С. А. Афанасьевым. В аэропорте «Шереметьево» я вышел из самолета и направился к воротам. Вдруг рядом останавливается «Чайка», открывается дверца машины, и С. А. Афанасьев спрашивает меня: «У вас что, нет машины?». Я отвечаю: «Нет». «Странно… В. Н. Челомей мне сказал, что у всех есть транспорт. Садитесь.»

Так я имел возможность близко познакомиться с С. А. Афанасьевым. В машине он много расспрашивал о работе, семье, высоко оценил деятельность нашей группы. Так мы доехали до дома, где жил Сергей Александрович. Он извинился, что не может подвезти меня до дома, так как торопится на доклад в ЦК партии. Этот эпизод показывает внимательное и доброжелательное отношение министра к «маленьким» людям.

Сергей Александрович Афанасьев практически создал ракетно-космическую отрасль, и 18 лет был её «отцом». За годы его руководства министерством родилась «Школа С. А. Афанасьева». Его отличали удивительная работоспособность, целеустремленность, напористость. Ракетно-космическую технику он знал в совершенстве. Сергей Александрович до поздней ночи готовился к коллегии, особенно, когда рассматривались технические вопросы. Требовал чертежи, электрические схемы, вникая в конструкцию, технологию. Казалось бы, это совсем не вопросы министра. Но зато он мог разговаривать на равных с главными конструкторами. Ему принадлежит заслуга и главная роль в создании ракетно-ядерного щита СССР и РФ, в организации и реализации пилотируемых полетов, в создании первых орбитальных станций, космического корабля «Буран», тяжелой ракеты «Энергия».

Сергей Александрович, при всей своей простоте, доступности, человечности, был очень требовательным, даже жестким, терпеть не мог вранья и безответственности. Его любимые выражения — «Нос ниже опусти»; «Не я, а мы»; «Не словами, а делами»; «На бога надейся, а сам работай, работай».

Особенно запомнились его приезды на завод. Они были всегда конкретные, не для «галочки», а для рассмотрения не только производственных вопросов, но и социальных проблем. Афанасьев обязательно встречался в цехах с работниками завода. Подходим к рабочим, и первый вопрос Афанасьева: «А кто из нас директор?» А затем уже другие — зарплата, жилье, детские сады. Я, после первого визита министра и этого вопроса, стал практиковать встречи в цехах без красной скатерти, определенной повестки докладов. Просто вешалось объявление в цехе — «Встреча с директором завода». Это тоже школа С. А. Афанасьева.

Социальным вопросам, особенно вопросам строительства жилья, детских садов, поликлиник, он придавал даже больше значения, чем ракетам. В Москве было очень плохо с жильем из-за отсутствия свободных строительных площадок. У нас на заводе им. М. В. Хруничева сложилось просто катастрофическое положение. Обратились к С. А. Афанасьеву с предложением отдать аэродром, который был на заводской территории, под строительство жилья. Он не только поддержал, выделил финансирование, но и поехал со мной к председателю Моссовета. Острота проблемы была снята.

У Афанасьева в ящике стола лежала записная книжка по каждому заводу, в которую он записывал результаты посещения и все свои поручения руководству предприятия. Следующий приезд он начинал с проверки исполнения всех поручений. И со своей стороны, собственные обещания решить и помочь в конкретных проблемах Сергей Александрович обязательно выполнял.

Но и у министра бывали сложнейшие ситуации. Произошли аварии трех «Протонов» подряд из-за двигателей второй ступени, причем потеряли три спутника телевидения на Восточную Сибирь. Остался один аппарат.

На очередной пуск мы летели на Байконур вместе с С. А. Афанасьевым и главным конструктором двигателей А. Д. Конопатовым. Ситуация острейшая, и нам, конечно, не до шуток. И тут Сергей Александрович спрашивает у меня: — «А ты теплое белье взял?» Я говорю: «Зачем? На Байконуре плюс тридцать!» Афанасьев тогда сказал: «Зря. Можем с Байконура пешком пойти на Колыму». К счастью, пуск прошел нормально.

Несколько слов о Сергее Александровиче не как о министре, а как о человеке, Человеке с большой буквы. Мне приходилось бывать у него дома, на даче. Сначала я очень стеснялся. Но радушный прием, простые разговоры о жизни создавали теплую и искреннюю обстановку. Обаятельная Тамара Андреевна, заботливая хозяйка — не только прекрасно готовила, но и была интересным собеседником. За столом создавалась такая атмосфера дружелюбия, открытости, что забывалось, что ты у министра.

Сергей Александрович любил охоту, рыбалку. На свой день рождения обязательно сам коптил пойманную рыбу. Как-то зимой в субботу собрались на охоту в Подмосковье, но его надолго задержал Д. Ф. Устинов. И вот я часов в 11 вечера еду с охоты пустой. Снег, метель, и в поле навстречу идет «Газик». Ну, думаю, это может быть только Сергей Александрович. Остановились. Точно. Я говорю: «Сергей Александрович, мороз, ничего не видно, я пустой». Он всё равно поехал, вернулся в час ночи и привёз кабана. Если он решился, никогда не отступит.

Под руководством Сергея Александровича я проработал 12 лет, сначала как заместитель начальника 1-го Главного управления министерства общего машиностроения СССР, а затем директором машиностроительного завода им. М. В. Хруничева. Считаю С. А. Афанасьева своим учителем, который научил меня не только трудиться, но, самое главное, работать для людей. В этом был смысл его жизни…»

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: