Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

23 июня 1932 года родился Алексей Васильевич Федотов (1932 — 4.4.1984), заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.

Установил 18 мировых рекордов. Погиб при испытательном полете самолета МиГ-31. Его имя присвоено Школе летчиков-испытателей при ЛИИ им М. Громова.

 

Родился 23 июня 1932 года в Сталинграде (ныне – город Волгоград). Русский. В 1950 году окончил Сталинградскую спецшколу ВВС.

 

В армии с июля 1950 года. В 1952 году окончил Армавирское военное авиационное училище лётчиков, был оставлен в нём лётчиком-инструктором. С декабря 1957 капитан А.В.Федотов – в запасе. Вновь был зачислен в ряды армии в 1981 году с присвоением воинского звания «полковник».

 

В 1958 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1965 году – Московский авиационный институт.

 

С августа 1958 года – на лётно-испытательной работе в ОКБ А.И. Микояна (в 1962-1984 – старший лётчик-испытатель ОКБ). За это время поднял в небо и провёл испытания всех самолётов, разработанных и построенных в ОКБ за эти годы. В их числе – боевые сверхзвуковые самолёты Е-150, МиГ-25Р, МиГ-23, МиГ-23С, МиГ-25РУ, МиГ-23М, МиГ-31. В октябре 1977 года выполнил первый полёт и в последующем провёл испытания всемирно известного ныне истребителя МиГ-29. Провёл испытания истребителя МиГ-23 на критических режимах полёта. Участвовал в испытаниях боевых самолётов МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, а также опытных самолётов Е-152А, СМ-12. Неоднократно попадал в сложнейшие аварийные ситуации, трижды был вынужден катапультироваться из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях. В 1961-1977 годах установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 – абсолютные) скорости, высоты, грузоподъёмности и скороподъёмности на самолётах Е-166 и МиГ-25.

 

Неоднократно попадал в сложнейшие аварийные ситуации, трижды был вынужден катапультироваться из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях. В 1961-1977 годах установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 – абсолютные) скорости, высоты, грузоподъёмности и скороподъёмности на самолётах Е-166 и МиГ-25.

 

Вместе с лётчиками-испытателями Пётром Остапенко, Игорем Волком, Валерием Меницким, Авиардом Фастовцом и Василием Урядовым участвовал в лётных испытаниях изделия «105.11» (экспериментального пилотируемого орбитального самолета-аналога «ЭПОС»). В частности, Александр Федотов стартовал на изделии «105.11» из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Федотову Александру Васильевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11259).

 

Погиб 4 апреля 1984 года в испытательном полёте на самолёте МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В.С.Зайцевым.

 

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1969), генерал-майор авиации (1983), заслуженный тренер СССР (1976), мастер спорта СССР международного класса (1975). Лауреат Ленинской премии (1981). Награждён 2 орденами Ленина (1966, 1974), орденами Красного Знамени (1964), Трудового Красного Знамени (1971), медалями. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1974) и 3 медалей де Лаво (1961, 1973, 1977).

 

Его именем названа Школа лётчиков-испытателей и улицы в Жуковском и Волгограде.

 

Воспоминания товарищей

В нем не было чванства, заносчивости или, упаси боже, хвастовства. Никто не может припомнить в его словах неправды, в его поступках какого-либо намека на интриганство. У него было много друзей. Он был честным, порядочным человеком. Больше всего он любил летать. В полетах он нашел себе профессию и в полетах получал массу жизненных удовольствий. Был человеком высокой преданности семье, делу, обществу, в котором родился и жил; в их благополучии был заинтересован мыслями и делами, и не мог их предать. Не боялся слова патриотизм, которого теперь, толком не разобравшись, почему-то боятся, как чумы, некоторые деятели средств массовой информации. Без дела он его не произносил, ставя это слово, это понятие, безоговорочно в один ряд с такими, как добро, честность, порядочность, преданность…. Трижды при летных испытаниях обстоятельства складывались таким образом, что Федотов не мог закончить полет посадкой, и ему приходилось катапультироваться. Каждый раз это происходило на грани возможного. В четвертом случае — 4 апреля 1984 года Александр Васильевич погиб при испытании нового самолета, оставив себе времени для спасения меньше минимально допустимого…

 

Он был предан своей любимой и столь опасной профессии — профессии летчика-испытателя…

 

Достижения и рекорды

Абсолютный мировой рекорд высоты полета, достигнутой при взлете с земли,

установленный им 31 августа 1977 года на самолете МиГ-25, фантастичен, составляет 37 650 метров, и до сих пор никем и нигде не побит

 

Скорость

Е-166 7.10.1961

2401 км/ч По замкнутому 100 км маршруту Абсолютный рекорд

 

Е-266 16.03.1965

2319,12 км/ч По замкнутому 1000 км маршруту

По замкнутому 1000 км маршруту с грузом 1000 кг

По замкнутому 1000 км маршруту с грузом 2000 кг

 

Е-266 8.04.1973

2605,1 км/ч По замкнутому 100 км маршруту

 

Высота

Е-266 5.10.1967

29977 м Высота с грузом 1000 кг

Высота с грузом 2000 кг

 

Е-266 25.07.1973

35230 м Высота с грузом 1000 кг

Высота с грузом 2000 кг

 

Е-266 25.07.1973

36240 м Высота Абсолютный рекорд

 

Е-266М 22.07.1977

37080 м Высота с грузом 1000 кг

Высота с грузом 2000 кг

 

Е-266М 31.08.1977

37650 м Высота Абсолютный рекорд

 

Скороподъемность

Е-266 17.05.1975

2 мин 34,2 с На высоту 25000 м

 

Е-266 17.05.1975

4 мин 11,7 с На высоту 35000 м

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: