Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

30 марта 1613 года совершил свой подвиг костромской крестьянин Иван Сусанин.

Иван Сусанин — народный герой, символ «мужицкой» преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.
Иван Сусанин был вотчинным старостой села Деревеньки Костромского края. Ранней весной 1613 года он был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до села Домнино — вотчины Романовых, где скрывался со своей матерью только что избранный на престол царь Михаил Федорович. Спасая царя, Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен.
Первым документом, свидетельствовавшим о героическом поступке Сусанина, стала жалованная грамота 1619 года царя Михаила Федоровича зятю Сусанина, в которой говорилось, что его тестя «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками…». Однако в первом источнике ничего не говориться о канонической истории — уводе отряда на погибель в болото. Согласно нему, Иван Сусанин отказался показывать путь к местонахождению молодого царя и умер под пытками, так и не выдав тайны.
Первые отклонения от традиционного описания героических действий Сусанина появляются в XVIII веке, в указе от 19 мая 1731 года. Здесь прежняя версия этой истории подверглась некоторым изменениям, в частности указывается, что Сусанин «отвел» поляков от Домнина и был убит в Исуповке (Исупове), соседнем селе, лежащем через болото от Домнина. В 1864 году, опираясь на изыскания костромских краеведов, историк протоиерей П. Островский писал о том, как вел себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: «… верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог за очи помазал елеем святым и нарече его царем России». Таким образом, Иван Сусанин спас новую династию русских царей.
Место упокоения Ивана Сусанина, как и место его гибели традиционно вызывает расхождение у историков.
Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражен в художественной литературе и в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Лишь в 2005 году появились реальные доказательства того, что народный герой Иван Сусанин действительно существовал и был убит в болоте близ деревни Исупово под Костромой. Там археологи нашли его останки.
Та находка не была случайной — археологи перекопали землю вокруг трех деревень под Костромой, вскрыв почти четыреста захоронений. И только возле Исупово обнаружили множество человеческих скелетов на поляне, где раньше долгое время было болото. Там же откопали и нательные кресты. Почти все они были католическими. И, как предположили археологи, принадлежали польским солдатам — тем, которых Иван Сусанин завел в болото. Лишь один крест был православным и состоял из осколков.
Похоже, что этот крест был разрублен и принадлежал он, скорее всего, именно Ивану Сусанину. Начали изучать найденные останки, среди которых был и череп с глубокой рубленой раной.
В Российском центре судебно-медицинской экспертизы провели генетические исследования останков. Для идентификации ученые вскрыли еще и могилы родственников Сусанина, которые принадлежали роду Сабининых. Их ДНК позволила провести генетическое сравнение. Вывод: найденные останки однозначно принадлежат родственнику Сабининых.
Экспертиза помогла восстановить и внешний вид народного героя: «мужчина восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45-50 лет с длиной тела 164 плюс-минус 2 сантиметра», говорится в заключении. А погиб он от удара по голове, что вполне совпадает с известной всем легендой.
Кстати, Сусанин — это не фамилия. В первой половине XVII века у людей незнатного происхождения фамилий не было. Они именовались по имени и отчеству, которое образовывалось от имени отца или матери. Сусанин, скорее всего, — сын некой Сусанны. И, выходит, вырастила его мама. А отчество Осипович — выдумка беллетристов, ведь будь у Ивана отец Осип, его бы звали Иван Осипов, а не Сусанин.
Есть мнение, что Сусанин зря собой пожертвовал. Мол, Михаил Федорович с матерью в марте 1613-го скрывался в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре, и поляки все равно бы до него не добрались. Однако в грамоте 1619 года царь сам сообщает: «были на Костроме», не указывая, где именно были. Зато звучит, что Сусанин как раз точно знал, где. А коль Михаил Федорович крестьянина посмертно облагодетельствовал, значит, подвиг его и впрямь был не напрасен.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: