Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

История Хвалынского педучилища

Педучилище открылось в Хвалынске в 1934 – 1935 годах — 85 лет назад — в красивом здании, возведённом в начале 20 века, на углу улиц Ленина и Интернациональной (сейчас ул. Петрова — Водкина). Раньше в нём размещалась школа Российского общества Красного Креста, затем четырёхклассная городская школа, филиал школы №1 имени Горького, в годы Великой Отечественной войны — райком ВКП (б). В 1945 году педагогическое училище открылось вновь.

Педучилище готовило кадры для школ города Хвалынска, Хвалынского района, а также всего Советского Союза, и считалось в Саратовской области самым лучшим. Отличным было не только учебное здание, но и базовая школа, где студенты проходили практику. Также они вели уроки в 8 начальной школе (здании православной гимназии) и в 10 (сейчас школа №2).
Педагогический коллектив училища был очень дружным, работоспособным. Директор Шумейко Михаил Пантелеевич, заслуженный учитель РСФСР, награжденный орденом Ленина, работал над кандидатской диссертацией. Под его руководством учебно – воспитательная работа в педучилище была на высоте. Требовательность, дисциплина, аккуратность, чёткость выполнения присущи были всем педагогам и работникам образовательного учреждения: Быховской Е.Б., Мохову С.А., Шмырёву Н.Д., Шароновой Е.В., Глебову И.И., Образцовой А.А., Серовой Е.К., Митенковой Т.В., Сергеевой Н.П., Гладкову В.И., Невзоровой М.С., Перовой Н.И. и другим. Почти каждый из них вёл личный дневник наблюдений. Из записей преподавателя русского языка и литературы Пестравского Адольфа Степановича: «15 октября. Присутствовал на показательном уроке ученицы Корниловой в базовой школе». «27 октября. Делал доклад на вечере, посвященном ВЛКСМ «Боевой путь комсомола. М.П. Шумейко сказал: «Хороший содержательный рассказ».

Студенты любили своих преподавателей, особенно молодых. Они вместе отдыхали, играли в волейбол, выезжали на природу. Особенно нравились им поездки на Сосновый остров. Из воспоминаний классного руководителя Шароновой (Пестравской) Евгении Васильевны, у которой был очень дружный курс: 30 человек – все девушки: «На Волге было половодье. На Сосновом острове цвели ландыши. Саша Быстров, второкурсник педучилища, (впоследствии учитель музыки школы №3 Быстров Александр Николаевич) взял у отца лодку, посадил в неё меня и моих девочек и на веслах повез нас на затопленный остров. Подгреб к взгорочку. На покрытой водой земле бело – зеленое море ландышей в воде! Чудо – чудное – прямо из воды лезут куличики ландышей с ароматными жемчужинками бутонов! Рвали охапками. В Хвалынск возвращались с букетами».

«Музыкальную жизнь в педучилище возглавлял Петр Александрович Белов. Его обожали все: и студенты, и педагоги, и жители, и горком партии. Он руководил прекрасным хором, которому аккомпанировал Агишев Вячеслав Федорович. Хор училища всегда занимал первое место на смотрах художественной самодеятельности. В день Всенародных выборов он выступал с 6 утра на всех участках города по очереди, переезжая на грузовой машине. Струнным оркестром руководили Хазов Л.П. и Соколов Е.Н. – бывший артист хора Пятницкого. Если зайдешь в училище после обеда, подумаешь, что это музыкальное училище: пищали скрипки, звучало фортепьяно, пели домбры. Весной каждое утро вместо утренней гимнастики шагали в ногу, готовясь к первомайской демонстрации. Пели песни о партии, Сталине, о дружбе навек между китайцами и русскими, народные песни. Каждую субботу – танцы, и концерты, концерты», — с удовольствием вспоминал выпускник педучилища Ю. Г. Чижов.

Летняя спортивная площадка зимой превращалась в каток, на котором под музыку катались и студенты, и преподаватели. Но любимым местом отдыха был небольшой тенистый парк. Весной в нем благоухали кусты душистой сирени и жасмина, летом радовало глаз пышное разноцветье. На площадке в центре парка были разбиты две клумбы: на одной, как в большой корзине, цвели розы; на другой – росли ярусами цветы. Посредине парка — фонтан, из которого все лето била родниковая вода, наполняя бассейн. Через три деревянные арки можно было пройти к площадке, на которой фотографировались студенты. Здесь висели большие портреты основателей марксизма – ленинизма: Маркса, Энгельса, Ленина. Чёрно – белые снимки, сделанные студентом педучилища и сохранившиеся в домашнем архиве преподавателей Пестравских, запечатлели и аллейки парка, и оранжерею. Работой в них руководили учитель Перова Н.Е., агроном и садовник Гладков В.И., завхоз Вехов К. Оранжерея в педучилище была удивительная. Какие только цветы здесь не выращивали! Особенностью оранжереи были экзотические растения: араукарии — комнатные ели, мандарины, лимоны, абрикосы.

Студенческая жизнь была в педучилище плодотворной. Студенты не только учились, но и работали: летом выращивали дыни и арбузы за городом, ухаживали за плодовым садом, ездили в Елшанку на сенокос.
Заканчивая педучилище, студенты вручали преподавателям благодарственные письма в красной матерчатой обложке, сделанные в Хвалынской типографии. Одно из таких писем от выпускниц 1955 года бережёт преподаватель русского языка и литературы Евгения Васильевна Пестравская. В нём красивым каллиграфическим почерком выведено: «Мы пришли в училище ещё девочками. В течение 4 лет, не жалея своих сил и здоровья, Вы помогали нам сделаться настоящими людьми, привили любовь к профессии, к жизни, коллективу, к нашему языку и литературе, к нашему народу».
Все бывшие студенты, вспоминая годы, проведенные в педучилище, считают их самыми счастливыми в жизни. Гуляние по набережной, посещение кинотеатра «Горн», катание на лодке по Волге, экскурсии в лес, — обо всем этом вспоминали они в письмах, присланных из разных уголков Советского Союза своим преподавателям. Сохранились письма выпускника 1956 г. Андриянова Александра Гавриловича, которого после окончания педучилища направили на Камчатку учить корякских детей. В них он рассказывает «старшему другу и наставнику», как он называет своего учителя Пестравского А.С., о том, как ехал через всю страну на место назначения, какое впечатление произвела страна из окна поезда, самолета, как обосновывался в женском педколлективе, в котором он оказался одним мужчиной – учителем, как сдружился с жителями корякского далекого от материка села.

В 1956 году педучилище было закрыто, весь педколлектив под руководством Шумейко М.П. перешел работать в школу – интернат, который открыли в этом же здании…

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: