Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

27 октября 1939 г. В состав Балтийского флота вошел первый катер на воздушной подушке «Л-5»

«Советские кораблестроители в довоенный период стали авторами нескольких проектов катеров необычных конструкций. Прежде всего, надо сказать о “крокодилах” — торпедных катерах на воздушной подушке, созданных ОКБ профессора Левкова.
В 1927 г. вышла в свет книга замечательного русского ученого-самоучки К.Э. Циолковского “Сопротивление воздуха и скорый поезд”, в которой он изложил концепцию бесколесного вездехода на воздушной подушке. Идеи Циолковского были тотчас подхвачены группой конструкторов-энтузиастов во главе с доцентом Новочеркасского политехнического института В.И. Левковым (1895-1954).
После семи лет исследований и опытов Левков смог в 1934 г. продемонстрировать действующую модель судна на воздушной подушке (СВП) специальной комиссии Наркомата обороны, в состав которой входил, в частности, А.Н. Туполев. Комиссия рекомендовала приступить к постройке опытного образца, получившего обозначение “Л-1”. В декабре того же года было создано Особое конструкторское бюро во главе с BJI. Левковым. Летом 1935 г. вышел на испытания “Л-1” массой 1,5 тонны. В 1936 г. начались испытания катера “Л-5” массой 8,6 тонн, который в следующем году смог развить невероятную скорость 73 узла (135,2 км/час).
Катер Л-5 имел катамаранную форму корпуса и состоял из двух лодок, соединенных платформой. В диаметральной плоскости катамарана находились два авиамотора М-45 по 890 л.с., которые через редукторную передачу приводили в движение горизонтальные винты — нагнетатели воздуха. При работе винтов в пространстве, ограниченном бортами лодок и платформой, создавалась область повышенного давления — воздушная подушка. Выбор режима хода осуществлялся с помощью поворотных заслонок, которые отклоняли воздушный поток. При различном положении заслонок катер либо зависал на месте, либо двигался в нужном направлении в горизонтальной плоскости.
Осенью 1937 г. на Балтике, в Копорском заливе, можно было увидеть диковинное по тем временам зрелище. Небольшой катамаран с двумя стабилизаторами в корме, оглушительно взревев авиамоторами, приподнялся над водой, а затем резко рванул вперед. Не снижая хода, Л-5 — а это был именно он — проскочил отмель, резво перепрыгнул песчаную косу и, форсировав заболоченный участок, вышел к цели на рекордной скорости в 73 узла. Испытания выявили преимущества СВП перед глиссерами: катер-катамаран хорошо переносил трехбалльное волнение, развивая скорость до 130 км/ч. Впрочем, были у СВП и свои недостатки. Л-5 очень чутко реагировал на перекладку руля, из-за чего при поворотах то и дело заваливался на бок. Кроме того, катер сильно сносило боковым ветром. Чтобы стабилизировать движение катера по курсу, Левков впоследствии установил на его корпус специальные рули, опускавшиеся по бортам в воду.
С октября 1939 по июнь 1940 гг. советский Балтийский флот получил 4 торпедных катера типа Л-5 (ТКЛ 1-4). Впоследствии “крокодилов” (так моряки называли катера Левкова) подвергли еще более серьезным испытаниям: они свободно проходили над бонами из бревен в воде и над широкими рвами на суше, мчались на полной скорости над замерзшим Финским заливом. Но с началом Отечественной войны все эти катера законсервировали и поставили на стенку. Такая же участь постигла три малых деревянных СВП типа Л-9 (ТКЛ 20-22) водоизмещением 2,13 тонны, вступившие в строй летом 1941 года. Утешением Левкову и его команде могла служить мысль, что ни одна страна в мире, кроме СССР, не имела ничего подобного…»

Цит. по Торпедой — пли!: История малых торпедных кораблей /Под общ. ред. А.Е. Тараса. Составители Калмыков Д. И., Калмыкова И. А. — Мн.: Харвест, 1999.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: