Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

24 октября 1922 года в деревне Нарышкино Тульской области в семье рабочего родилась снайпер 528-го стрелкового полка 130-й стрелковой дивизии 1-й Ударной армии (Северо-Западный фронт), Герой Советского Союза, красноармеец Мария Семёновна Поливанова.

Работала в научно-исследовательском институте в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Мария Семёновна окончила курсы снайперов.

С октября 1941 года Мария Поливанова в составе батальона Московского народного ополчения Коминтерновского района участвовала в обороне Москвы. Там она познакомилась и подружилась с такой же девушкой-добровольцем — Натальей Венедиктовной Ковшовой. С января 1942 года девушки воевали на Северо-Западном фронте.

С каждым днём рос и снайперский боевой счёт Ковшовой и Поливановой. Их направляли на самые трудные участки, на самые ответственные рубежи. И всякий раз они успешно справлялись с боевыми заданиями. Так же успешно воевали и их ученики.

К лету 1942 года общий боевой счёт уничтоженных врагов у Ковшовой и Поливановой перевалил за 300 (хотя по другим данным — это включая достижения их учеников). За этот подвиг они были награждены орденами Красной Звезды.

Наступил август 1942 года. Враг, выбитый из своих укреплений, старался возвратить утерянные позиции и предпринимал одну за другой яростные контратаки. Казалось, не было на земле живого места: снаряды ложились один около другого. Перед частью, в которой служили Ковшова и Поливанова, была поставлена задача прорвать оборону противника. 14 августа пошли и наступление. На один из ответственных участков была выдвинута группа снайперов, в том числе и лучшая боевая пара — Наташа Ковшова и Маша Поливанова.

Шёл уже второй день боя. Немцы предпринимали одну яростную атаку за другой. По небольшому участку передовой линии нашей обороны они выпустили свыше 1300 снарядов и мин. От их разрывов дрожала земля. На ней, казалось, было уничтожено всё живое. Однако советские воины держались стойко. Снайперская группа и автоматчики продолжали мужественно отражать вражеские атаки: лишь за несколько часов уничтожили свыше 40 фашистских солдат. Но противник, несмотря на большие потери, продолжал настойчиво атаковать.

Немцы залегли в лощине, полукругом огибавшей опушку леса. Вскоре им удалось окружить, а затем отрезать нашу снайперскую группу от основных сил батальона. В это время был убит командир группы. И вот тогда командование ею взяла на себя Наталья Ковшова. Когда же враги снова поднялись в атаку и приблизились на несколько десятков метров, она приказала открыть по ним огонь из всех видов оружия. И уже через несколько минут подступы к группе снайперов были усеяны десятками трупов фашистов. Атака противника захлебнулась, и он отступил. Наступила передышка. Но она длилась недолго. Вскоре немцы снова открыли губительный миномётный и автоматный огонь по месту расположения снайперов, а затем перешли в атаку.

Снайперы продолжали вести меткий огонь по врагу. Однако группа редела. Вскоре в живых осталось только трое: Мария Поливанова, Наталья Ковшова и снайпер Новиков. Все они были ранены. Особенно в тяжёлом состоянии находился Новиков. Он уже не мог стрелять, лишь беспомощно смотрел на то, что происходило вокруг. «Наташа хотела мне помочь, — расскажет потом в госпитале Новиков, — хотя сама была ранена. И Маша тоже была ранена. Я видел, как они несколько раз перевязывали друг друга. У них кончились патроны, и они отбивались гранатами».

Бой продолжался, но слишком неравными были силы. Немцы всё настойчивее наседали на позицию снайперов. Вокруг рвались гранаты, мины. Всё было окутано пылью и дымом. Воспользовавшись этим, враги почти вплотную подползли к снайперам. Они, видимо, догадывались, что те ранены, и попытались взять их живыми.
— Рус, сдавайс! — кричали фашисты.
— Русские девушки в плен не сдаются! — зло ответила им Ковшова.

Несмотря на раны, снайперы продолжали отбиваться. Боец Новиков запомнил их последние слова:
— Наташенька, — сказала Поливанова, — у меня уже нет сил бросить последнюю гранату.
— И не надо бросать, — ответила Наташа. — Ты только подожди минуту, а затем встряхни её.

Некоторое время девушки лежали неподвижно. Когда же немецкие солдаты подползли совсем близко и наклонились над ними, те неожиданно приподнялись. Раздались одновременно два взрыва, которыми было уничтожено около десятка фашистов.
Так, взорвав гранатами себя вместе с врагами, погибли в расцвете сил Наталья Ковшова и Мария Поливанова. До последней минуты жизни они были верны военной присяге, Родине, своему долгу защищать её до последней капли крови.

Подоспевшие бойцы полка, в составе которого сражались отважные снайперы, отбросили противника назад. Санитары подобрали потерявшего сознание от большой потери крови Новикова и отправили его в госпиталь. Придя в себя, он и рассказал о героической гибели отважных девушек.

В феврале 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Наталья Венедиктовна Ковшова и Мария Семёновна Поливанова, первыми среди девушек-снайперов, были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: