Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

20 октября 1938 года в Ленинграде спущен на воду головной эсминец проекта 7У «Сторожевой». Всего было построено 19 кораблей этого проекта.

«Сторожевой».
Головной корабль проекта 7У. Принят госкомиссией 6 октября 1940 года, но подъем флага и официальное включение в состав КБФ состоялось только 12 ап­реля следующего года.
14 июня, за неделю до начала войны, отряд легких сил флота был переведен из Таллина в Усть-Двинск. В составе 2-го дивизиона эсминцев находился и «Сторожевой».
В первые дни Великой Отечественной эсминец занимался постановкой оборони­тельных минных заграждений. Первую по­добную операцию он успешно выполнил 24 июня в Ирбенском проливе. Второй выход на задание — вечером 26 июня. «Стороже­вой» шел вместе с эсминцами «Стойкий», «Сердитый» и «Энгельс» со скоростью 16 узлов. В действии были котлы № 2 и № 4, остальные два — на поддержке. На палубе находилось 75 якорных мин.
27 июня в 2.27 «Сторожевой» внезап­но подвергся атаке пяти немецких тор­педных катеров — «шнелльботов» 3-й флотилии кригсмарине. Одна из выпущен­ных торпед попала в левый борт корабля в район 46 — 58-го шпангоутов. Судя по силе взрыва, произошла детонация но­совых артиллерийских погребов. Вся но­совая часть эсминца до 58-го шпангоута вместе с носовой надстройкой и мачтой оторвалась и мгновенно затонула. Пер­вое котельное отделение и передняя тру­ба превратились в груду искореженного металла. Погиб командир корабля капи­тан 3 ранга И.Ф.Ломакин и еще 84 члена экипажа. Кстати, с наших эсминцев кате­ра так и не были обнаружены: в течение долгого времени считали, будто «Сторо­жевой» торпедировала подводная лодка…

Кормовая часть эсминца осталась на плаву. Турбины и 3 паровых котла сохра­нили работоспособность. Моряки энер­гично включились в борьбу за живучесть корабля; появившуюся течь удалось ус­транить. В 16.00 «Сторожевой» — вернее, то, что от него осталось, — был взят на буксир эсминцем «Энгельс», позже по­дошли другие суда. В несколько этапов изувеченный корабль отбуксировали сна­чала в Таллин, а затем — в Кронштадт. 7 июля его ввели в док Трех эсминцев, где в течение последующих месяцев среза­ли трубу и разрушенные металлокон­струкции, заделали пробоины, подкрепи­ли переборку на 72-м шпангоуте. 20 но­ября «Сторожевой» перевели в Ленин­град. Восстановление корабля в услови­ях блокады казалось нереальным, и он простоял в законсервированном виде до августа 1942 года. За это время эсми­нец получил дополнительные поврежде­ния: 24 мая в район котельного кожуха второй трубы попал немецкий снаряд калибром 6 — 8 дюймов. В результате вышли из строя два котельных турбовентилятора, парокомпрессор, несколько рядов водогрейных трубок, оборудова­ние ПЭЖ, появились пробоины в обшив­ке и переборках…

Но несмотря ни на что, «Сторожевой» вернулся в строй! 9 августа его переве­ли на завод № 189. Проект восстановле­ния был весьма необычен. Изготовить носовую часть заново не представлялось возможным: в блокадном Ленинграде ощущалась нехватка листовой и про­фильной стали, отсутствовали и 130-мм орудия Б-13. Зато имелся большой за­дел по корпусам эсминцев проекта 30. Так возникла идея пристыковать к «Сто­рожевому» носовую часть от корабля другого типа.
Правда, использовать уже готовую оконечность корпуса не удалось, поэто­му ее решили построить заново, но мак­симально используя готовые элементы и корпусные конструкции. Так, вертикаль­ный киль, набор, настил платформы и обшивку до нижней палубы сняли с за­ложенного на заводе № 189 эсминца «Организованный» (С-311). С заво­да № 190 доставили форштевень, якор­ные клюзы, металлоконструкции корпу­са и секции надстроек, жесткий барабан под башню Б-2ЛМ и другие элементы. Поскольку ширина корабля проекта 30 была больше, набор в районе 56 — 72-го шпангоутов пришлось несколько изме­нить, чтобы получился плавный переход от одних обводов к другим.

Носовую часть построили на малом стапеле завода № 189 за 2,5 месяца, а 9 октября 1942 года спустили на воду. В течение двух последующих недель ее пристыковали в плавучем доке к корпусу «Сторожевого». С 25 октября по май 1943 года продолжался ремонт корабля на плаву. Несмотря на массу постоянно воз­никавших проблем, все работы были ус­пешно завершены, и 10 сентября, после проведения швартовых и приемных ис­пытаний эсминец проекта 7У/30 «Сторо­жевой» вернулся в строй. Вместо двух носовых орудий Б-13 корабль имел спа­ренную 130-мм башенную установку Б-2ЛМ (общий боезапас 744 130-мм вы­стрела), вместо 45-мм пушек —6 авто­матов 7-К (боезапас 9000 выстрелов); остальное вооружение (2 торпедных ап­парата 1-Н, 2 76-мм орудия 34-К и 4 пу­лемета ДШК) осталось прежним. Допол­нительно была установлена английская РЛС типа 291. Длина корпуса (наиболь­шая) увеличилась до 113,5 м, осадка — до 4,18; ширина не изменилась. Стан­дартное водоизмещение составило 1892 т, нормальное — 2046 т, полное — 2453 т. Мощность и скорость полного хода в ус­ловиях военного времени не замерялись.

Участие в боевых действиях восста­новленного эсминца ограничилось об­стрелами вражеских позиций под Ленин­градом.

В годы войны «Сторожевым» коман­довали капитан 3 ранга И.Ф.Ломакин (по­гиб 27.6.1941), капитан-лейтенант М.П.Кузьмин (с июля по декабрь 1941 г.), капитан-лейтенант И.Я.Горовой (до де­кабря 1942 г.), капитан 3 ранга Э.И.Лазо (до 15.5.1943) и капитан-лейтенант (за­тем капитан 3 ранга) Д.Я.Самус (до кон­ца войны)».

Лит.: Балакин С.А. «Сообразительный» и другие. Эскадренные миноносцы проекта 7У. // Эл. версия на сайте «Библиотека военно-морской литературы».

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: