Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

20 сентября 1934 года советский ледокол «Литке» (капитан Н. М. Николаев) завершил первое плавание Северным морским путём, совершенное за одну навигацию.

«Ф. Литке» — линейный ледокол российского и советского арктического флота. Данное судно не крушило лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов; такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами.

Построен в 1909 году в Великобритании под названием «Ерл Грей» (Earl Grey). В 1914 году, в начале Первой мировой войны, российское правительство купило судно, чтобы использовать для проводки судов по Северной Двине для вывоза грузов из порта Архангельск и переименовало его в «Канада»; уже зимой 1914-1915 гг. ледокол провёл по реке 146 пароходов. В 1920 году назван в честь русского исследователя Арктики, адмирала Фёдора Петровича Литке.

В 1934 году под руководством начальника экспедиции Д. С. Дуплицкого, капитана Н. М. Николаева и научного руководителя В. Ю. Визе совершил первое сквозное плавание Северным морским путём с востока на запад за одну навигацию.

В конце лета 1941 года «Литке» был вооружен артиллерией и включён в созданную Беломорскую флотилию. Зимой 1941 и в 1942 годах он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.

Две экспедиции, 1948 и 1955 годов, были полностью посвящены гидрографическим исследованиям арктических морей. В 1955 году «Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83°11′, не дойдя 440 морских миль (810 км) до Северного полюса, а затем благополучно возвратившись домой; экспедиция 1955 года была примечательна также поиском самой глубокой точки Северного Ледовитого океана, названной «депрессией Литке» (5449 м), и бурением дна океана для сбора геологических образцов.

Находился в эксплуатации до 1959 года.

«Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: