Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

16 июня 1984 года, со стапеля Амурского судостроительного завода имени Ленинского комсомола (город Комсомольск-на-Амуре) спустили на воду головную многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 971

16 июня 1984 года, со стапеля Амурского судостроительного завода имени Ленинского комсомола (город Комсомольск-на-Амуре) спустили на воду головную многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 971, разработанного в Специальном конструкторском бюро (СКБ) «Малахит» под началом его главного конструктора Георгия Николаевича Чернышева. В боевой состав ВМФ СССР новая субмарина вступила 30 декабря 1984 года. С того времени уже построено пятнадцать АПЛ проекта 971. А в 1996 году участников создания данного проекта АПЛ отметили… Государственной премией Российской Федерации.
«Совершенные убийцы»
По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 узлов шумность российских атомных подводных лодок типа «Усовершенствованная Акула» (Improved Akula) третьего поколения проекта 971, фиксировавшаяся натовскими средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее перспективных штатовских многоцелевых субмарин типа «Усовершенствованный Лос-Анджелес» (Improved Los-Angeles). По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Джереми Бурда, «американские корабли оказались не в состоянии сопровождать русские АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской подлодкой состоялся весной 1995 года у восточного побережья США)». Как подчеркнул адмирал, усовершенствованная Akula-II Военно-морского флота России по своей малошумности соответствует требованиям, предъявляемым к подлодкам уже четвертого поколения…

Официальное отечественное название данного типа кораблей — атомная подводная лодка проекта 971. В ходе проектирования ей присвоили шифр «Щука-Б» (просто «Щукой» называли атомоходы проекта 671РТМ). Более широко в ВМФ «Щуки-Б» известны как «Барсы» — по имени первого подводного корабля данного проекта, построенного на северодвинском «Севмашпредприятии». В НАТО же их обозначили как «Акулы» (Akula). Причина для такого громкого имени очевидная: по заключению натовских военно-морских экспертов, российские атомоходы «семейства 971-х» — это «совершенные убийцы в океане». Такие же великолепные «машины смерти», как и настоящие акулы, но только рукотворные. Они продукт совместного напряженного творчества Ленинградского (ныне — Санкт-Петербургского) СКБ «Малахит» и множества смежных организаций. Являясь наиболее малошумными отечественными атомоходами, «Акулы» способны длительное время «висеть на хвосте» у надводных кораблей и подлодок потенциального противника, не будучи обнаруженными его средствами гидроакустической и радиотехнической разведки. При этом последние корпуса «звериной» серии — «Вепрь» и «Гепард» — имеют настолько мощный боевой потенциал по сравнению с предшественниками, что за океаном их вообще выделили в особую группу, назвав «Акула-2» (Akula-II), или «Усовершенствованная Акула» (Improved Akula). И если внешне «Вепрь» еще похож на старших «собратьев», отличаясь только внутренней «начинкой», то «Гепард» даже снаружи во многом уже иной.

Супервозможности отечественных «Акул» позволяют нашим подводникам «цеплять на акустический крючок» даже атомные подводные стратегические ракетоносцы типа «Огайо» — гордость американского кораблестроения. Например, в зоне абсолютного господства противолодочных сил ВМС США российский атомоход обнаружил и длительное время скрытно следил за новейшей ПЛАРБ, направлявшейся в район боевого патрулирования. В Соединенных Штатах стратегические подлодки этого класса считались практически недосягаемыми для гидроакустических станций субмарин противника, а к возможности скрытного слежения за ними, по крайней мере в своем районе, военные специалисты вообще относились скептически. В итоге престиж американских подводников получил ощутимый удар, а сам факт обнаружения ПЛАРБ послужил поводом для конкретных «организационных выводов» на Капитолийском холме. При этом командование ВМС США, ссылаясь на потенциальную «русскую подводную угрозу», затребовало у конгресса крупные ассигнования на увеличение численности новых ПЛА типа «Си Вулф» — уже четвертого поколения. А командир нашего «Волка» Алексей Буриличев — ныне вице-адмирал — в 1995 году стал Героем России.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: