Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

1 мая 1932 года первый гидрогенератор Днепрогэса дал промышленный ток.

Вслед за ним быстрыми темпами вводились в эксплуатацию агрегаты первой очереди. «Ни американцы, бывшие свидетелями других строек, ни немцы, умеющие дисциплинированно работать, не верили в наши возможности,— писал А. В. Винтер.— А все-таки наша взяла, все-таки здесь, на Днепре, они увидели то новое, чего нет у них и не может быть в условиях капиталистического хозяйства».

10 октября гидростанция на Днепре вступила в строй действующих. Митинг на площади Днепрогэса слушал весь мир. Здесь Михаил Иванович Калинин сообщил собравшимся, что Днепрогэсу присвоено имя В. И. Ленина.

17 сентября 1932 года «за особо выдающуюся работу на Днепрогэсе» 6 американских консультантов (Франк Фейфер, Чарльз Джон Томсон, Вильгельм Петрикович Меффи, Хью Купер, Фридрих Вильгельмович Винтер, Георг Себастьянович Биндер), возглавляемых шеф-консультантом Купером и инженером «General Electric» Томсоном, были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

Илья Ильф и Евгений Петров в своей «Одноэтажной Америке» впоследствии описывали свою встречу с Томсоном и его воспоминания о работе в СССР[42]. На открытии ГЭС присутствовали Орджоникидзе и Калинин, поздравление строителям прислал И. В. Сталин.

ДнепроГЭС награждена орденом Трудового Красного Знамени (1939).

Вследствие строительства плотины были затоплены днепровские пороги, что обеспечило судоходство по всему течению Днепра. Плотина электростанции образует Днепровское водохранилище. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР. Первое судно, прошедшее без помех среди затопленных порогов, носило имя Софьи Перовской.

После окончания строительства электростанции В. А. Веснин писал в своей статье «Здание социализма» (Советское искусство, 1932):

«В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты. Мы нашли наиболее выпуклое архитектурное выражение технической идеи Днепростроя, соорудив здание, красота которого заключается не в приклеенных лепках или нагромождении колонн. Мы в неизвестных до сих пор в зарубежной архитектуре масштабах применили такие строительные материалы, как стекло, марблит и другие. Это дало возможность раздвинуть стены сооружения, достигнув необычайной широты и простора в помещении, площадь которого не шире 20 метров, при длине в 250 метров».

Себестоимость киловатт-часа электроэнергии, вырабатывавшейся на Днепровской ГЭС, оказалась самой низкой в мире. Проектная себестоимость кВт⋅ч была установлена в 0,6 копейки, а фактически в 1934 году она составляла 0,44 копейки.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: