Кто во что играл в детстве, тот продолжает играть в это и дальше, просто не отдавая себе отчет. Была, например, такая игра — журнально-настольная. Две картинки перед тобой и предлагают найти 7 (или 10) отличий. И ты пыжишься, обследуешь каждый квадратный миллиметр изображения, сравнивая его с другой картинкой. Что-то находится сразу, что-то — с трудом. Мозги работают, интересно же. А то ещё если на скорость.
С годами из простой игры вырастает сравнительный анализ, который используешь даже неосознанно. Скажем, приезжаешь в другой город и начинаешь сравнивать с Саратовом. Что здесь есть такого, чего нет в нашем областном центре. Что лучше, а что хуже.
Мы в Анапе были уже много раз, потому виды этого курорта уже примелькались. А игра всё равно не прекращается. Ищу 7 отличий.
Без скоростных трамваев
Сейчас крамольное скажу — в Анапе нет троллейбусов и трамваев. С перевозкой пассажиров прекрасно справляются автобусы и маршрутки. А народу тут, как вы понимаете, намного больше, чем в Саратове, если учитывать туристов. Миллионы отдыхают в Анапе. Но мне не доводилось читать в местных пабликах призывов запустить трамваи.
Вы уверены, что трамваи нужны в Саратове? Скоростными они не станут по определению, для этого линии должны быть выделенными. У нас же любая авария на перекрестке грозит прервать движение самого быстрого трамвая, едущего по самым гладким и современным рельсам.
Анапа — город шумный, с ужасом вообразил дополнительный шум от грохочущих трамваев. Какими бы современными они ни были, всё равно ведь громыхают.
А если вспомнить, сколько неудобств было создано в Саратове при замене рельсового полотна для автолюбителей, которые ежедневно стояли и продолжают местами стоять в пробках, то надо было трижды подумать, стоило ли вообще этим заниматься. Ни у кого же нет гарантий, что и трубы под рельсами заменили все, какие нужно было заменить. Не придется опять раскапывать? Да и в целом эксплуатация нового рельсового хозяйства вызывает вопросы. Точно справятся?
Ещё раз — город, где трафик в разы больше, трамваи и троллейбусы не использует. И жалоб от анапчан и отдыхающих я не слышал.
Понятно, что сейчас поздно что-то говорить, но развивать сеть маршруток в Саратове необходимо и дальше. Это я новому будущему мэру Павлу Суркову на заметку. Бог его знает, как там себя трамвай покажет…
Без эвакуаторов
В прошлый раз писал о возмущении местного таксиста. Тот негодовал на огромное количество отдыхающих, многие из которых приехали на своих авто. Нередко приезжие бросали машины где попало, что создавало дополнительные сложности для местных жителей и других отдыхающих. При этом никто никого не эвакуировал.
Подтверждаю. Эвакуаторов в городе я не видел. Правда, говорить могу только о центральных улицах, где доводилось бывать. С другой стороны, а что делать эвакуатору на тихих улочках, где и движения нет, и запрещающие знаки отсутствуют?
Сразу скажу, что Анапа — такой же город как Саратов, в том смысле, что улочки его строились много лет назад и совершенно не приспособлены к тем массам личных авто, которых на них устремились. Но на основных магистралях город не стоит. Есть сложности с выездом и въездом в город-курорт.
И вот ещё один момент на заметку новому мэру. Не запрещающие знаки нужно вешать на радость эвакуаторщикам, а строить нормальные дорожные развязки с парковочными карманами. Да и входить в положение горожан, быть на их стороне в вопросе парковок.
В Саратове, особенно в его центре, парковаться очень сложно. И прежде чем вводить платный паркинг, городская власть должна предложить альтернативные варианты, сделать всё от неё зависящее, чтобы обеспечить саратовских автолюбителей возможностью оставить свою машину там, откуда её не увезут и бесплатно. А то получается — какую городскую проблему ни возьми, решение её власти ищут в карманах налогоплательщиков.
Система «Антиливень»
Несколько раз за эту поездку попадали под конкретный тропический ливень. Однажды сильный дождь с грозой застал прямо на песке. Около часа дожидались его окончания. Потом пошли босиком домой. Шлепали по центральному спуску к городскому пляжу. Местами стояли лужи — почти по колено. Шли там же вечером — сухо!
Вообразил, что бы произошло в Саратове, где любой дождь вызывает серьезные осложнения как для автолюбителей, так и для пешеходов. Я потом посмотрел анапские ливневки. Они метровой глубины, наверное. И, понятно, что городские службы следят за их состоянием. Иначе был бы регулярный потоп.
Конечно, местные жители ворчат. Не, мол, плохие у нас ливневки. Но, как говорится, было бы с чем сравнивать.
И это ещё один вопрос к новой саратовской власти. Это ведь и состояния дорог касается. Что хорошего, если они подолгу остаются под водой?
Дёшево и не сердито
Чего не хватает Саратову, так это столовых, где кормят вкусно и дешево. Я понимаю, что Анапа — курортный город, и людей здесь много. Но ведь и Саратов вполне может побороться за звание курорта, особенно после того, как будут завершены работы по удлинению набережной в сторону Затона и решены проблемы с организацией пляжа там же.
Саратовская набережная с её ровной плиткой очень даже располагает к прогулкам в темпе отдыхающих. Я уже много раз ловил себя на этой мысли. А вот перекусить негде, если говорить о самых простых формах кормежки, когда на входе берешь поднос и едешь к кассе, наполняя его вкусной пищей.
Рестораны и кафе в Саратове есть, но это всё-таки не на каждый день. А вот рванут к нам сотни тысяч туристов, о чем мы вроде бы и мечтаем, где и чем кормить будем?
На суше и на море
В Анапе большое количество предложений морских прогулок. Данный бизнес в Саратове находится в самом зачаточном состоянии, и это довольно странно. Прогулки по Волге не менее хороши, чем выходы в море. Саратов с воды смотрится очень даже презентабельно.
Почему бы не организовать какой-нибудь МУПП «Саратов-яхта»? Красивые, стройные девушки на набережной встречают горожан и приезжающих, улыбаются, зовут на часовую (двухчасовую) поездку. Я бы точно пошел.
На мой дилетантский взгляд, для этого и делать ничего особо не нужно. Построить несколько пирсов-причалов, организовать продажу билетов. В моем представлении «Волга-1» и «Волга-2» должны остаться в 90-х. Пусть они тоже будут, но пусть у горожан и туристов будет выбор: как они хотят посмотреть на Саратов и острова вокруг — в орущей толпе или в тишине, чтоб слышать шум волны.
Кстати, о шуме. Есть проблемы, которые характерны и для Анапы, и для Саратова. Могу даже сказать саратовцам, которые часто жалуются на громкие автомобили и мотоциклы, что в Анапе идиотов намного больше. Причем на дорогу они, такое ощущение, выезжают ночью. Каждая вторая машина едет без глушителя, каждая третья — с орущей музыкой. И это не Моцарт и не «Пинк Флойд», как вы можете догадаться.
В Саратове по ночам гоняют байкеры, в Анапе — вообще все. Ощущение, что здесь конечная точка тех, кто любит ездить, издавая максимально возможные громкие звуки. Тут их столица.
И «скорая», конечно. Очень часто проносятся автомобили, едущие по вызову. В большом скоплении народа и болезнетворных бактерий много. Мы тоже успели поболеть, правда, обошлось без привлечения врачей. Сами справились. С нашим-то опытом.
Гул в ночи
И два слова — о страшном. Известно, что анапский аэропорт закрыт, но самолеты летают регулярно. То есть постоянно что-то проносится над головой. Страшновато. Потому что даже глубоко гражданские люди догадываются, что это летит, куда и с какими целями. Точнее, надеются, что догадываются. Потому что события последних месяцев показывают, что лететь может и в обратную сторону.
Иногда эти звуки становятся совсем уж зловещими, и отдыхающие начинают строить предположения о том, что бы это могло быть.
Возвращение в Саратов, как я понимаю, после известных событий также не сулит успокоения. И это не отличие, а ещё одно сходство с курортом. Вот только радоваться ему не хочется.
А в целом хочу ещё раз подчеркнуть, что людям, не способным отключать голову на время отпуска, отдыхать очень трудно. Вот над этим нужно работать. Чтоб не искать 7 отличий.
Андрей ОЛИВКИН