Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

80 лет подвигу

31 мая 1944 года звания Героев Советского Союза присвоены капитану Илье Борисовичу Катунину и сержанту Андрею Михайловичу Маркину, которые в Баренцевом море направили свой горящий Ил-2 на транспорт противника и потопили его

Текст из газеты «Североморский летчик», 1944 год.

В действующую армию Илья Катунин направлен весной 1943 году, в 46-й штурмовой авиаполк Северного флота, дислоцировавшийся в Заполярье. Совершил 12 боевых вылетов.

23 апреля 1944 года для уничтожения вражеского конвоя в Варангер-фьорде (Северная Норвегия) вылетела восьмерка «илов» под прикрытием 14 истребителей. Группу вёл парторг эскадрильи капитан И.Б. Катунин. В районе Вардё его штурмовики точно вышли на караван, состоявший из 8 транспортов и 20 кораблей охранения, в числе которых было 6 миноносцев. Истребители прикрытия связали боем гитлеровские самолёты, а штурмовики Катунина, прорвавшись через плотный зенитный огонь, ринулись к транспортам.

Ведущий пошёл в атаку на головной транспорт. Внезапно его Ил-2 был подбит и загорелся. Капитан Катунин ввёл машину в пике на высоте 1300 метров и направил её в транспорт. Последовал сильный взрыв, и судно противника в 3000 брутто регистровых тонн затонуло.

Капитан Илья Катунин пос­тоянно летал на боевые задания со стрелком-радистом А.М. Маркиным. В одном из боевых вылетов Ил-2 Катунина атаковал «мессершмитт». Одна­ко Андрей успел опередить врага и меткой очередью поджечь его. Фашистский истребитель рухнул в море.

5 сентября 1943 года четверка штурмовиков Ил-2 46-го штурмового авиаполка под командой старшего лейтенанта И.Б. Катунина атаковала в районе мыса Скальная транспорт, шедший в сопровождении минонос­ца. Катунину удалось потопить транспорт водоизмеще­нием 5 тысяч тонн, а его ведомые повредили крупный боевой корабль противника. Через несколько дней Катунин, возглавляя четверку штурмовиков, одержал еще одну победу — лично потопил вражеское судно.

Ранним утром 23 апреля 1944 года воздушный развед­чик младший лейтенант В.А. Быстров обнаружил в Баренцевом море вражеские корабли, шедшие, прижимаясь к скалистым берегам, в прифронтовую базу. Над конвоем барражировали фашистские истребители.

Штаб авиации Северного фронта выделил для унич­тожения конвоя несколько групп самолетов. Штурмо­вала конвой и восьмерка Ил-2 под командой заместителя командира и парторга эскадрильи капитана Ка­тунина. В районе Вардё его штурмовики точно вышли на караван, состоявший из восьми транспортов и 20 кораблей охранения, в числе которых было шесть миноносцев. Истребители прикрытия связали боем гитлеровские самолеты, а штурмовики Катунина через плотный зенитный огонь устремились к конвою.

Ведущий пошел в атаку на головной транспорт. Внезапно его машину резко бросило в сторону. Из мотора густо повалил дым, а затем вырвалось пламя.

В эфире раздались тревожные голоса:

— Горит ведущий!

Капитан Катунин спокойно напомнил:

— Бомбы бросать с пикирования. Боевой порядок выдерживать!

Первой вошла в пике командирская машина. От горя­щего самолета черными точками отделились сброшенные на цель бомбы, а вслед за ними тяжелый штурмовик, направляемый твердой рукой коммуниста Ильи Борисо­вича Катунина, врезался в крупный транспорт. Огромной силы взрыв потряс окрестности. Столбы дыма и огня взметнулись над протараненным и тут же затонувшим транспортом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года заместитель командира эскадрильи 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота капитан И.Б. Катунин и стрелок-радист этого пол­ка сержант А.М. Маркин были удостоены звания Героя Советского Союза посмертно. Оба Героя зачислены навечно в списки воинской части.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: