Для отказа в регистрации пока используется закон о юрлицах, а не о партиях.
Минюст назвал причины, на основании которых не были приняты результаты учредительного съезда партии «Рассвет» Екатерины Дунцовой* (признана в РФ иноагентом). Все они чисто формальные и взяты из закона о госрегистрации юрлиц. Оппозиционеры готовят новый съезд на март 2025 года. Ранее и Партия любителей пива (ПЛП) получила отказ в регистрации по чисто юридическим поводам. Уставы и программы этих новых политпроектов Минюст вообще не рассматривал, а значит, сохранил возможность придраться еще не раз. И, похоже, такая абсолютизация формальностей не случайна, это некий новый инструмент.
По информации «НГ», 28 ноября в «Рассвете» был «большой созвон», то есть внутреннее обсуждение ситуации с провалом попытки зарегистрировать партию. Это произошло на следующий день после того, как Минюст представил официальные документы об отказе.
В «Рассвете» сообщили «НГ», что показать служебные бумаги не могут, но подтвердили, что выбран вариант не судебного спора с ведомством, а организации нового съезда. Вторая попытка учреждения партии после устранения замечаний, судя по всему, произойдет ранней весной – видимо, в марте.
При этом главное замечание Минюста в том, что решения учредительного съезда не были единогласными. Мол, в Гражданском кодексе РФ сказано, что «в случае учреждения юрлица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно». Партийцы же указывают, что само решение о создании «Рассвет» было единогласным, но Минюст почему-то посчитал, что подобные результаты должны быть при любых голосованиях на съезде. В том числе и при избрании руководящих органов партии тайным голосованием ни в коем случае не может быть большинства голосов при наличии тех, кто против или воздержался.
Не менее формальной выглядит и претензия, что сведения об учредителях, то есть делегатах съезда, не были предоставлены по форме, которую надо взять с сайта Федеральной налоговой службы (ФНС). В «Рассвете» настаивают, что они так и хотели сделать, но в случае учреждения именно политпартии данная форма не активируется. Третья причина вообще выглядит чистой придиркой – дескать, ряд членов партии в регионах были поставлены на учет в отделениях еще до решения съезда об ее учреждении.
То есть сейчас на первый план у Минюста вышел закон о госрегистрации юрлиц, а не закон о политических партиях. В последнем есть ссылка на первый, но имеется и следующее уточнение: «С учетом установленного настоящим федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений».
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Минюст понимает, что будут другие попытки регистрации с исправленными документами. Поэтому главный козырь держит в рукаве. Ведь юридические претензии вполне конкретны, их не так сложно устранить, а толкование устава – это безбрежное море, в котором можно найти множество замечаний». По его словам, понятно, что в аргументах госорганов доминирует не право, «отказ на самом деле произошел по соображениям политической целесообразности». Однако на первый план должны выходить не силовые и административные, а юридические или квазиюридические форматы. «Сверху идет сигнал этим новым партиям: не суйтесь, сейчас не до вас. В Кремле хотят исключить любые риски и неожиданности, могущие поспособствовать дестабилизации. Например, ПЛП по опросам «отъедает» часть электората ЕР, а «Рассвет» мог бы консолидировать «растерянных патриотов», то есть релокантов. Потому в их документах и нашли технические ошибки сперва по закону о юрлицах. Затем можно ожидать обращения к закону о политпартиях, а далее будут огрехи в уставе», – полагает Обухов.
«Независимая газета»