СССР был действующей моделью будущего.
7 ноября мы отмечаем 107-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Для меня это событие с безусловным ярко выраженным положительным знаком. Скажу больше — после 30 с лишним лет жизни при капитализме лично я не вижу вообще никаких отрицательных последствий, которые — теоретически — должно было бы принести в жизнь столь масштабное историческое событие.
Тем не менее, не претендуя на истину в последней инстанции, попробую взглянуть на нашу революцию объективно. Была ли Октябрьская революция 1917 года великой? Думаю, все, даже люди, не разделяющие ее целей и ценностей, согласятся, что по влиянию на нашу и мировую историю эта революция была великой и даже величайшей в истории человечества, во многом изменившей ход мировой истории.
После фактического разрушения Российской империи в феврале 1917 года большевики восстановили территориальную целостность страны и, несмотря на принципиальное различие в идеологии, восприняли всё лучшее, что было до революции в России. В дополнение к имеющимся ресурсам — огромной территории, большому и сравнительно молодому населению — Россия получила универсальную идеологию, которая позволила ей позже в той или иной степени контролировать 2/3 мира. За счет раскрытия народного потенциала и правильной организации страна получила небывалые, потрясающие возможности для своего развития.
И эти возможности были использованы по полной программе — темпы роста экономики СССР в 30-е годы прошлого столетия ни для кого не секрет, пока их никому не удалось превзойти и в обозримой перспективе вряд ли удастся. Это было настоящее «русское экономическое чудо». Говоря «русское», я не забываю про интернациональный характер нашей страны, но те, кто постарше, помнят, что во времена СССР нас всех за границей называли «русскими» и никому тогда это не казалось обидным.
В идеологии государство все силы направило на формирование нового человека, и эти усилия также увенчались успехом. Лион Фейхтвангер, например, в 1937 году писал, что руководители Советского Союза вложили все силы в воспитание нового молодого поколения, и отмечал, что уровень патриотизма, сознательности и других положительных качеств среди советской молодежи очень велик, причем он прямо увеличивается с уровнем образования.
При этом нашему государству, тем ценностям, которые были заложены после Великой Октябрьской социалистической революции, предстояло пройти самую страшную проверку на прочность в войне с самым сильным злом, которое только создавал в мировой истории человеческий разум, — с немецким фашизмом. И думаю, опять же, со мной согласятся даже противники коммунистической идеи, наша страна прошла это испытание с честью. Если до войны в мировом истеблишменте воспринимали Советскую Россию как нечто аномальное, не слишком сильное и долговечное, то после нашей Победы в Великой Отечественной СССР, несмотря на огромные человеческие и материальные потери, вышел на первые-вторые позиции в мире по большинству показателей и уж точно на первое место в мире по военной мощи и идейному влиянию. Сфера нашего влияния расширилась. В решающей степени это было следствием универсальности той идеологии, которая стала для нас главной после октября 1917 года. Эта идеология находила своих сторонников в любой стране мира и практически не зависела ни от языковых, ни от культурных особенностей. В те же годы войны именно в силу универсальности нашей идеи нам помогали во всех странах, и многие делали это абсолютно бескорыстно, просто в силу симпатий к нашей стране. Именно коммунисты во всех странах оказались самыми непримиримыми, последовательными и сплоченными борцами с фашизмом.
Думаю, с тем, что СССР стремительно распространил свое влияние в мире и это влияние было несравненно больше, чем у дореволюционной России, также не будут спорить даже мои идеологические противники. Что касается заезженного аргумента времен перестройки, что мы «всем помогали», то теперь слушать его просто смешно — думаю, вся наша помощь всем нашим союзникам за всю историю СССР вполне сопоставима с суммой капитала, вывозимого из России за год. Но если сейчас эти капиталы от нас просто уходят, то СССР за свою помощь получал конкретное геополитическое и экономическое влияние. И то, как важно иметь в мире друзей и союзников, мы видим сейчас, когда Запад объявил нам гибридную войну, но все попытки его изоляции России окончились неудачей; все это во многом благодаря тому, что большое число стран, начиная с Китая и Индии, помнит ту помощь, которую оказал им Советский Союз.
В чем была универсальность идеи? А прежде всего в том, что впервые в истории человечества была на практике воплощена попытка построить общество, о котором только мечтали великие писатели и философы, да и просто обычные люди, которые хотели жить на принципах добра и справедливости. Советский Союз фактически стал альтернативой всей предыдущей истории человечества, и альтернативой успешной, полностью доказавшей не только свою жизнеспособность, но и умение эффективно решать самые серьезные задачи (напомню еще раз, что именно СССР победил фашистскую Германию, первым вышел в космос, увеличил население более чем в два раза, качественно продвинул вперед науку, образование, здравоохранение и все прочие сферы человеческой жизни). Да и то, что две ответственные сверхдержавы — СССР и США — имели возможность решать практически все вопросы в мире, делало его гораздо безопаснее, а экономическое, культурное и даже спортивное соревнование двух систем было исключительно полезным для человечества и обусловило в XX веке качественный скачок человечества вперед. И посмотрите — именно после крушения СССР мир вышел из равновесия, стал гораздо более хаотичным и опасным.
Советский Союз воспитывал в людях — или по крайней мере пытался, и во многом успешно, воспитывать — самые лучшие человеческие качества. Западная философия и пропаганда навязывают нам представление о человеке как о некой константе, которая не меняется. «Человека нельзя изменить», говорят они. Однако очевидно, что это совершенно не так. Как раз человек как биологический вид выжил и стал венцом природы именно потому, что постоянно менялся. Основные задачи человека как живого биологического существа — выживание и продолжение рода. Человек приспосабливается к окружающей среде и вольно или невольно вырабатывает в себе те качества, которые наилучшим образом способствуют выживанию и продолжению рода. Если система для выживания требует подлости, жадности, жестокости, то эти качества становятся массовыми, хотя лично я вслед за Жан-Жаком Руссо убежден, что человек по природе добр и что добрые качества для него более естественны.
И напротив, когда для выживания требуются лучшие качества, у человека становятся доминирующими именно они. СССР требовал от человека как раз лучших качеств, и именно поэтому массовыми качествами стали героизм, способность к самопожертвованию, сострадание, доброта, нестяжательство. Достаточно посмотреть советские фильмы, чтобы убедиться, что лучшие человеческие качества были массовым явлением. Даже лица в этих фильмах (да что там в фильмах — на любом массовом мероприятии типа концерта, демонстрации или даже футбола) очень отличаются от нынешнего времени. Выражение «новая общность — советский человек» было не просто пропагандистским штампом, а реальностью. И я с гордостью хотел бы считаться таким человеком.
Великая Октябрьская социалистическая революция действительно была грандиозным социальным экспериментом. Но я не вижу в слове «эксперимент» ничего уничижительного, совсем наоборот: вся наука, всё развитие человечества основывается на экспериментах. Наш эксперимент оказался очень удачным и показал всему миру, что альтернатива возможна. И если в 1917 году такая альтернатива была просто желательна, потому что запрос на справедливость в мире был всеобщим, то сейчас, когда капитализм зашел в полный тупик, поиск альтернативы ему становится просто задачей, необходимой для выживания.
Я убежден, что идеи и принципы, которые были предложены Великой Октябрьской социалистической революцией, будут обязательно востребованы. Человеческая цивилизация стала слишком сложной, чтобы позволить себе и дальше рыночный хаос. Не решит проблем и так называемый «технотронный тоталитаризм», который только завяжет их в более тугой узел. На мой взгляд, в стратегической перспективе не просто развитие, а даже выживание человечества возможно только на принципах добра и справедливости, для чего идея воспитания нового человека вновь становится актуальной.
Мне могут сказать, что СССР был разрушен. Да, это так. Хотя, на мой взгляд, к этому не было никаких объективных причин, а только субъективные. И страны, несравненно более слабые на то время, чем мы, в экономическом отношении, например тот же Китай, сделали из нашего горького опыта выводы, без труда преодолели точку социальной бифуркации и сейчас устойчиво развиваются, показывая отличные результаты. То же самое должно было быть и с нами, если бы не совокупность, во многом случайная, неблагоприятных факторов.
Тем не менее, возвращаясь к научной терминологии, я утверждаю, что СССР был государством будущего, устремленным в будущее, действующей моделью будущего, как до начала серийного производства строится действующая модель корабля, самолета или атомной станции. В СССР впервые люди в массовом порядке поняли, что будущее зависит от них, что его можно построить, как строят машину, механизм или космический корабль. Собственно, СССР и был космическим кораблем, на котором люди отправились в экспедицию в будущее, бросив вызов Вселенной, времени, пространству и даже смерти! Как на картине Диего Риверы, мы хотели стать людьми, управляющими Вселенной. Что может быть лучше, чем быть членом экипажа такого корабля? Я горжусь, что тоже был членом этого экипажа, был гражданином СССР, участником самого грандиозного проекта в истории человечества. Старт этому кораблю был дан 7 ноября 1917 года по новому стилю. И пусть пока наш корабль временно сбился с пути, но я уверен — человечество обязательно найдет правильную дорогу в будущее!
«Московский комсомолец»