Марат Иванович Казей родился 10 октября 1929 года в белорусской деревне Станьково Минской области. Его отец 10 лет прослужил на Балтийском флоте на линкоре «Марат», в честь которого назвал сына. Затем Иван Георгиевич работал на Дзержинской машинно-тракторной станции, в 1935 году был арестован по доносу и погиб в 1942 году в Амурлаге. Реабилитировали его только в 1959 году.
После начала Великой Отечественной войны и оккупации Белоруссии, мать Марата Анна Александровна прятала у себя в доме раненых партизан, и в октябре 1941 года была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат и его старшая сестра Ариадна ушли в партизанский отряд. Зимой 1943 года, при выходе отряда из окружения, Ариадна получила тяжёлое обморожение. У неё были ампутированы ступни ног, и она была отправлена через линию фронта. Марату, как несовершеннолетнему было предложено эвакуироваться в тыл, но он отказался, став разведчиком штаба партизанской бригады имени К.К. Рокоссовского. По данным, полученным от Марата, партизанами была разработана и реализована операция по нападению на немецкий гарнизон в Дзержинске. После окружения партизанского отряда у деревни Румок, Марату удалось выскочить из облавы и вызвать подкрепление, в результате чего партизаны были спасены. За свои подвиги Марат Казей был удостоен ордена Отечественной войны I степени, медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги».
«Марат ходил в разведку и вместе с опытными бойцами, и один, — вспоминал один из боевых командиров Марата. — Наряжался пастушком или нищим и отправлялся во вражеские гарнизоны, забыв про отдых, сон, про боль в натёртых, исцарапанных до крови ногах. И не было случая, чтобы он возвращался с пустыми руками. Ушёл как-то Марат на задание вместе с комсомольцем Сашей, да что-то долго хлопцы не возвращались. В отряде уже начали беспокоиться: «Может, напоролись разведчики на карателей? Может, попали в засаду?» И вдруг слышат – мчится по лесной просеке машина. Подняли тревогу: думали, каратели. А как увидели, что в штабной немецкой машине важно восседали Саша с Маратом, громко рассмеялись. Разведчики сумели тогда добыть ценнейшие сведения о враге и угнали машину у фашистов».
В мае 1944 года деревня, куда Марат и начальник разведки отряда Ларин прибыли для встречи со связником, была окружена карателями из числа местных пособников нацистов. После гибели Ларина юный партизан принял бой, отстреливаясь до последнего, а когда закончились патроны, подорвал себя и подходивших к нему немцев гранатой.
«Нас-то было, почитай, человек сто пятьдесят, а он один, — во время суда в 1965 году вспоминал один из карателей, участвовавший в облаве. — Патроны у него, видно, кончились в автомате. Так он подпустил всех к себе поближе и гранатой их. Потом встал во весь рост и говорит «берите меня, говорит, в плен». Тут еще несколько человек бросились к нему, а он снова гранатой. Была, значит, у него последняя. Он ее занес над головой и взорвал. И сам лег, и людей уложил. Даже немецкий офицер, и тот нас срамил, его в пример ставил».
«Тоненький, стройный, одет аккуратно: брюки, сапоги, курточка-стеганка, шапка-ушанка с красной нашивкой. На широком армейском ремне с медной пряжкой – пистолет и две гранаты», — таким он запомнился сестре.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Вечная слава героям!