Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Из «Дневника депутата»

Об угрозе гиперинфляции

 Меня недавно спросили, грозит ли России гиперинфляция? Если мы говорим о каких-то экономических прогнозах, то мне на этот вопрос ответить очень сложно, потому что требуется большой объём знаний и подготовка. Не будем лукавить: эти вопросы, конечно, — к профессиональному сообществу. Но даже с нашей «невысокой колокольни» тоже можно проанализировать то, что происходит.

Гиперинфляция возникает тогда, когда власть и, в первую очередь, Центральный Банк, не справляются со своими обязанностями. Есть финансовый блок правительства, в который входит в том числе и Центробанк, и Министерство финансов, и другие ведомства. Именно они создают условия, которые не решают поставленных перед ними задач.

Есть, например, 75-я статья Конституции РФ, которая говорит о том, что Центробанк должен следить за ситуацией на финансовом рынке для того, чтобы национальная валюта не обесценивались. Потому что это бьёт по интересам граждан. Давайте посмотрим: если бы гиперинфляция случилась, то почему это могло бы произойти?

Во-первых, — обесценивание рубля. Помните, Путин в своём известном ролике объяснял, что на самом деле обесценивание рубля выгодно. И это действительно выгодно: чем дешевле стоит рубль, тем больше рублёвой массы в обмен на доллары, полученные от продажи нефти, государство положит в бюджет. Но здесь есть и побочный эффект: то, что мы покупаем за рубежом (не производим сами, а импортируем), приводит к большим  тратам в рублях, что, естественно, приведёт к подорожанию товара. Это и будет инфляцией.

Сегодня власть не совсем удовлетворена стоимостью национальной валюты. Почему? А потому, что в бюджете — дыра. Настолько большая, что власть вынуждена брать новые заимствования. А население не очень охотно в это дело вписывается. Но эту дыру так или иначе необходимо закрывать. В противном случае придем к тому, что будут прожираться золотовалютные резервы. А далее — просто дефолт, тот момент, когда государство не может ответить по своим обязательствам. Для того, чтобы этого не произошло, один из вариантов — это, конечно же, обесценивание курса рубля. Не сразу, не резко, а постепенно, по чуть-чуть. Нужно, чтобы вот это подорожание не было скачкообразным, чтобы инфляция росла постепенно. Но вот сейчас они находятся в таком отчаянии, в такой патовой ситуации, что власть, конечно же, заинтересована в том, чтобы доллар стоил не 80 руб. и не 90, а 100 рублей!

Второй момент — включить печатный станок. И здесь Центробанк и российская власть показывают максимально последовательную политику — напечатать триллионы рублей в попытке закрыть бюджетную дыру.

И тут возникает вот какая ситуация. В условиях сокращения реального сектора экономики баланс денежной массы и соответствующего ей количества товаров в нашей стране, услуг и общественных благ — это баланс. А когда денег больше, товаров становится меньше, деньги обесцениваются. Ты приходишь в магазин, хочешь купить себе что-то, а у продавца уже миллионы лежат в кассе, а товара осталось мало. И он говорит: слушай, у людей денег много, а товаров мало, и я не буду продавать эти остатки по старым ценам. Я подниму стоимость. Потому что товары всё равно купят. Вот примерно так работает невидимая рука рынка.

Таким образом, когда мы говорим о гиперинфляции, то мы говорим о той ситуации, когда граждане просто не в состоянии удовлетворить свои потребности. Это приводит к коллапсу экономики, к экономическому кризису.

Поэтому, когда мы говорим о потенциальной гиперинфляции, то, конечно же, она вполне возможна. И, по моим оценкам, скорее всего, это один из неизбежных сценариев. Пока система достаточно эффективно справляется, но не бесследно. Это проходит за счёт пожирания валютных резервов, за счёт раздувания дыры в бюджете что вынуждает власть частично идти на непопулярные для себя меры.

И здесь не только попытка сократить социальные расходы и ввести, как они говорят, прогрессивную шкалу налогообложения, что на самом деле вообще не так прогрессивно. Фракция КПРФ в Госдуме предлагала увеличение  налога не до 22%, а до 30, до 40%. И это было бы по-настоящему эффективно. Но вместо этого власть говорит: ну зачем, не надо… Мы поднимем чуть-чуть, скажем, что это справедливо. И это действительно гораздо справедливее, чем было раньше, глупо это отрицать. Однако вся эта игра в народную любовь, вся эта вот попытка проникнуться поддержкой граждан лишь для того, чтобы вот в этот список внести по-настоящему важный пункт. А именно: увеличение налога на прибыль до 20%.

Эта норма действительно для системы важна. Потому что просто поднять налог на прибыль — значит, увеличить расходы на четверть. Увеличится себестоимость любого товара и услуги. И население это вряд ли оценит положительно. Но если это сделать в пакете законов, одной строчкой, то не все увидят.

Вот и пытается власть выйти из той непростой ситуации, в которую они сейчас зашли, в том числе и такими решениями.

Тема гиперинфляции — это неизбежная перспектива, если власть не поменяет свою экономическую политику кардинально! 

 Николай БОНДАРЕНКО, секретарь Саратовского обкома КПРФ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: