Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Праздничные,Знаменательные и Памятные даты. 8 июля

8 июля День зенитных ракетных войск ПВО ВКС РФ

8 июля 1960 года в составе Вооружённых Сил СССР появился новый род войск и была учреждена должность командующего зенитными ракетными войсками. Этот день принято считать Днём зенитно-ракетных войск Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Сегодня зенитные ракетные войска (ЗРВ) являются родом войск, входящих в систему войск противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил РФ.

Славная история развития этого рода войск тесно связана с развитием ракетостроения, начало которого пришлось на послевоенные годы. Появление зенитных ракетных войск стало закономерным и логичным развитием зенитной артиллерии. Развитие авиации, рост высоты полёта, скорости самолётов привели к тому, что пулемётно-пушечное вооружение войск ПВО стало неэффективным в борьбе с воздушными и ракетными ударами со стороны возможного противника. Отдельные задачи оказалась не в состоянии решить даже авиация ПВО. А ведь к числу задач, возлагаемых на силы противовоздушной обороны, относились и относятся по настоящее время задачи по обеспечению воздушного прикрытия важных государственных, политических, экономических объектов, объектов инфраструктуры, городов и населённых пунктов, ну и, безусловно, военных объектов.

Для полноценного решения подобных задач в стране были созданы конструкторские бюро по разработке ракетных систем ПВО. Уже в начале 1950-х годов начали формироваться первые зенитно-ракетные части в системе ПВО. 1 мая 1960 года одна из советских зенитных ракет комплекса С-75 сбила разведывательный самолёт У-2 ЦРУ США, совершавший регулярные полёты над территорией СССР на запредельной для средств советской ПВО высоте. Начиная с этого момента, безнаказанные полёты над территорией Советского Союза стали невозможны.
Широкий спектр задач, стоящий перед зенитно-ракетными войсками, а также разные условия, в которых возможно их применение, обусловил и разнообразие средств для их выполнения.
Так, сегодня в составе зенитно-ракетных войск действуют комплексы, различающиеся по дальности применения (ближнего действия, малой, средней дальности, дальнего действия). Комплексы ЗРВ могут иметь как ракетное, так и ракетно-пушечное вооружение. С развитием техники и электроники выросли огневая мощь и точность вооружения российских зенитно-ракетных систем. Это неоднократно подтверждалось их применением в зонах боевых действий и военных конфликтах 20 века (во Вьетнаме и на Ближнем Востоке). Это совершенно очевидно и сегодня при отслеживании ситуации в Сирии.

Российские ЗРК известны и пользуются непререкаемым авторитетом и популярностью во всём мире, а их названия известны практически каждому: С-200, С-300, С-400, «Панцирь», «Игла», «Стрела», «Бук», «Тор», «Тунгуска» и другие. Они способны обеспечивать безопасность от поражения любыми средствами воздушного нападения, в разное время суток, в разных климатических и метеорологических условиях, на разных дальностях и высотах.
Традиционно 8 июля в воинских частях ЗРВ проходят торжественные построения и мероприятия. В этот день отмечают свой праздник люди, чья служба в буквальном смысле обеспечивает мирное небо над Россией.

8 июля День семьи, любви и верности

День семьи любви и верности – праздник, который справляют семейные граждане страны, влюбленные пары.

В День семьи, любви и верности традиционно проходят развлекательные мероприятия, мастер-классы народного ремесла, театральные представления, спортивные мероприятия, концерты, ярмарки, парады колясок. Семейных пар награждают памятной медалью «За любовь и верность», орденом «Родительская слава».

Символ праздника
Символ Дня семьи, любви и верности – ромашка. Белые лепестки этого цветка символизируют чистоту и преданность.

История праздника
День семьи, любви и верности возник благодаря святым Петру и Февронии, которые жили в XII-XIII веках. Согласно легенде, князь Петр болел проказой. Однажды он увидел во сне, что его исцелила Феврония – дочь древолаза, которая жила в Рязанских землях. Князь отыскал девушку. После исцеления они поженились. Супруги умерли в один день – 8 июля (25 июня по старому стилю). В памяти народа они остались образом идеальной пары. В 1547 году Православная Церковь причислила их к лику святых.

В 2002 году активная молодежь города Муром предложила возродить традицию празднования Дня Петра и Февронии на территории России. В 2008 году эту идею поддержали Русская Православная Церковь, общественные организации, Межрелигиозный совет РФ. 8 июля стало Днем семьи, любви и верности – всероссийским праздником. Оргкомитет торжества возглавила Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева.

Традиции празднования
Главные события празднования Дня семьи, любви и верности проходят на родине святых Петра и Февронии – в городе Муроме. Для жителей и гостей города 8 июля организуются развлекательные мероприятия, театральные представления и реконструкции сцен из жизни святых, ярмарки и мастер-классы народного ремесла, спортивные состязания. Прихожане посещают святые места и молятся за благополучие своих семей и здоровье супругов.

Для россиян этот праздник является поводом, чтобы собраться всей семьей и совместно провести время. Среди молодых пар хорошей приметой считается просить благословения у родителей на дальнейшую семейную жизнь. Многие влюбленные пары в этот день регистрируют брак.
В городских парках устраиваются парады колясок – карнавальные шествия с необычно оформленными экипажами. На главных площадях городов проводятся праздничные концерты с участием звезд эстрады и коллективов творческой самодеятельности. По телевидению показывают развлекательные передачи и поздравления первых лиц страны.
Супружеские пары, которые прожили вместе более 25 лет в любви и согласии, получают медаль «За любовь и верность». Некоторые семьи за большой вклад в укрепление семьи и воспитание детей награждаются орденом «Родительская слава».

С древних времен славяне наделяли 8 июля магической силой. Девушки гадали на суженых и совершали любовные привороты. Рыбаки и моряки верили, что в этот день русалки уходили на дно. Поэтому они отправлялись в дальние плавания, не боясь оказаться во власти нечистой силы.

Интересные факты
Оргкомитет праздника в 2008 году учредил медаль «За любовь и верность». Награду вручают ежегодно 8 июля супругам, которые прожили в браке не менее 25 лет и подают общественный пример крепкой семейной жизни. С одной стороны медали изображена ромашка, с оборотной – святые Петр и Феврония.
Муромских чудотворцев также считали покровителями русских царей. Их почитали и совершали паломничество к их мощам Иван Грозный, царица Ирина Годунова, Петр І, Екатерина ІІ, Николай І, Александр ІІ.
8 июля многие молодые пары хотят узаконить свой брак. Однако свадебные церемонии ограничиваются ЗАГСом. Так как праздник приходится на Петров пост, венчание приходится отлаживать до его завершения.
В России семейное право зародилось во времена правления Петра І. Он делал акцент на добровольном вступлении в брак. Родственники со стороны жениха и невесты приносили присягу, в которой гласилось, что они не принуждали молодоженов к созданию семьи.
Традиция носить обручальные кольца пришла из Древнего Египта. В знак любви парни и девушки обменивались кольцами, сплетенными из тростника. Эта традиция прижилась среди греков и римлян. В Риме во время помолвки парень дарил родителям невесты металлическое кольцо в знак того, что он берет на себя обязанность заботиться о будущей жене.

 

Родились в этот день.

8 июля 1965 — Юлия Ильинична Рутберг (1965), актриса театра и кино.

8 июля 1965 года родился Яшкин Сергей Леонидович, ком-р СОБРа, Герой России. Летом 2012 года в Дагестане в ходе боя его контузило, он получил осколочное ранение, ожоги ll и lll степени, но остался в строю и руководил операцией, пока банда боевиков не была уничтожена. Лично уничтожил трёх бандитов

Алексей Васильевич Гусаров. Родился 8 июля 1964 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский хоккеист (защитник), тренер. Олимпийский чемпион (1988). Трехкратный чемпион мира (1986, 1989, 1990). Обладатель Кубка Стэнли (1996). Заслуженный мастер спорта СССР (1988). Член Тройного золотого клуба.

8 июля 1950 — Константин Аркадьевич Райкин (1950), актер и режиссер

8 июля 1938 — Андрей Васильевич Мягков (1938), популярный актер театра и кино.

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, кандидат технических наук (1965). Дважды Герой Советского Союза (1970, 1975). Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

Биография

Родился 8 июля 1935 года в городе Красноуральске Свердловской области. В 1945 году семья Севастьяновых переехала в Сочи. В 1953 году, по окончании с золотой медалью сочинской средней школы № 9 имени Николая Островского, Виталий поступает в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. В сентябре 1958 года, ещё будучи студентом, он начал работать по совместительству техником 9-го отдела ОКБ-1. По окончании МАИ имени С. Орджоникидзе, с апреля 1959 года работал инженером (с января 1964 года — старшим инженером) 9-го отдела ОКБ-1. С 1960 по 1963 годы Виталий Иванович читал курс лекций по механике космического полёта космонавтам Центра подготовки космонавтов. В июле 1964 года назначен на должность исполняющего обязанности начальника группы, а ноябре 1964 года был утверждён в должности начальника группы 90-го отдела. В том же году В. Севастьянов окончил аспирантуру 102 кафедры МАИ, а в апреле 1965 года защитил кандидатскую диссертацию, получив степень кандидата технических наук. В августе 1966 года Виталия Ивановича назначили на должность начальника сектора 731 отдела (отдел лётных испытаний) ЦКБЭМ, в том же году он окончил один курс вечернего отделения Университета марксизма-ленинизма при Московском горкоме КПСС.

В январе 1967 года Виталий Иванович был зачислен в группу гражданских специалистов № 3 испытателем (кандидатом в космонавты-испытатели), а в мае 1968 года — в отряд космонавтов.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. Севастьянов входил в состав одного из трёх сформированных экипажей. Но полёт (как и последующие) был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

Севастьянов также входил в один экипажей, которые должны были выполнить экспедиции на Луну с высадкой на неё командира экипажа (Севастьянов должен был оставаться на окололунной орбите) по параллельной лунно-посадочной программе, которая также была отменена ввиду полного проигрыша СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11» в июле 1969 года.

С февраля по октябрь 1969 года Севастьянов проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Союз» по программе группового полёта трёх кораблей со стыковкой в качестве бортинженера основного экипажа (вместе с А. Николаевым). С 13 по 18 октября 1969 года, во время полёта космического корабля «Союз-8», был дублёром А. Елисеева. С января по май 1970 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа космического корабля «Союз» по программе автономного длительного полёта (вместе с Андрияном Николаевым).

После первого полёта («Союз-9»), который был отмечен очень тяжёлой реадаптацией космонавтов, инструктор-космонавт-испытатель (с июля 1970 года) В. И. Севастьянов продолжил тренировки в отряде космонавтов. С сентября 1970 по март 1971 года он проходил подготовку в качестве бортинженера четвёртого (резервного), а с мая 1971 по июнь 1971 года третьего (резервного) экипажа для полёта на орбитальную станцию «Салют» (вместе с А. Вороновым и Г. Добровольским, с февраля 1971 с А. Губаревым). С 6 по 30 июня 1971 года он вместе с А. Губаревым и А. Вороновым проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа корабля «Союз-11» по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют», был дублёром В. Волкова. В августе 1971 года экипаж расформировали по причине прекращения эксплуатации станции «Салют» после гибели экипажа корабля «Союз-11».

С октября 1971 по июль 1972 года В.И. Севастьянов проходил подготовку к полёту на ДОС-2 в качестве бортинженера четвёртого (резервного) экипажа (вместе с П. Климуком), однако станция не вышла на орбиту из-за аварии ракеты-носителя. С октября 1972 по апрель 1973 года проходил подготовку к полёту на орбитальную станцию «Космос-557» в качестве бортинженера четвёртого (резервного) экипажа (вместе с П. Климуком), однако и эта станция была потеряна из-за отказа в системе управления.

С декабря 1973 по май 1974 года В.И. Севастьянов проходил подготовку к полёту на орбитальную станцию «Салют-4» в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа (вместе с П. Климуком). В связи с задержкой запуска станции в июле — декабре 1974 года проходил подготовку по той же программе в режиме поддержания тренированности. С января по март 1975 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа для полёта на орбитальную станцию «Салют-4» (вместе с П. Климуком). 5 апреля 1975 года во время полёта космического корабля «Союз-18-1» был дублёром О. Макарова. С апреля по май 1975 года Виталий Иванович проходил тренировки в качестве бортинженера основного экипажа по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют-4».

После второго полёта («Союз-18») В. И. Севастьянов продолжил тренировки в отряде космонавтов. С января 1977 по февраль 1979 года он был командиром отряда космонавтов-испытателей НПО «Энергия», оставаясь одновременно инструктором-испытателем-космонавтом. Включался в составы экипажей, проходивших подготовку к полётам на орбитальную станцию «Салют-6». С 1983 по февраль 1984 года Виталий Иванович проходил подготовку в качестве бортинженера резервного экипажа по программе экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-7» (вместе с А. Викторенко и, до ноября 1983 года, Р. Станкявичюсом).

С апреля 1985 года В.И. Севастьянов работал заместителем начальника отдела НПО «Энергия». В 1988 году Виталий Иванович начал подготовку в составе группы космонавтов по программе длительного полёта на орбитальный комплекс «Мир». С февраля по сентябрь 1989 года — в качестве бортинженера резервного экипажа (вместе с В. Афанасьевым и Р. Станкявичюсом), с сентября 1989 по февраль 1990 года — в качестве бортинженера резервного экипажа космического корабля «Союз ТМ-9» по программе шестой основной экспедиции на орбитальный комплекс «Мир» (вместе с В. Афанасьевым).

С марта 1990 года В.И. Севастьянов проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа космического корабля «Союз ТМ-10» по программе седьмой основной экспедиции на орбитальный комплекс «Мир» (вместе с В. Афанасьевым), однако в июне 1990 года по заключению врачей на Виталия Ивановича было наложено ограничение по длительности полёта. Так как кратковременных полётов на орбитальный комплекс «Мир» в то время не было, В. Севастьянов от подготовки к полёту был отстранён.

30 декабря 1993 года Виталий Иванович уволился из НПО «Энергия» и отряда космонавтов в связи с переходом на работу в Государственную Думу Российской Федерации (от КПРФ).

Много лет подряд В.И. Севастьянов вёл на Центральном телевидении передачу «Человек. Земля. Вселенная». Он автор шести изобретений и одного открытия, избран академиком ряда зарубежных академий, в том числе Международной академии астронавтики.

Скончался 5 апреля 2010 года на 75-м году жизни в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. 8 апреля похоронен на Останкинском кладбище рядом с могилой жены.

Семья

Отец — Севастьянов Иван Григорьевич (1910—1988), шофёр.
Мать — Севастьянова (Вагина) Татьяна Георгиевна (1914 г.р.), швея, домохозяйка.
Жена — Севастьянова (Бутузова) Алевтина Ивановна (1936—2007), зав.отделом редакции издательства «Художественная литература».
Дочь — Кузнецова (Севастьянова) Наталия Витальевна (1962 г.р.), кандидат экономических наук.

Почётные звания и награды

Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1970 и 27 июля 1975);
два ордена Ленина (3 июля 1970 и 27 июля 1975);
медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970);
орден «Ожерелье Нила» (Объединённая Арабская Республика, 1970);
орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (РПЦ, 2000);
золотая медаль имени К. Э. Циолковского Академии наук СССР;
золотая медаль имени Ю. А. Гагарина;
золотая медаль «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» (Чехословакия);
медаль Коперника общества «Человек и Космос» (ФРГ);
высшая награда Международной академии астронавтики — премия имени Д. и Ф. Гуггенхеймов;
почётный диплом имени В. М. Комарова и медаль де Лаво (ФАИ);
Государственная премия СССР (1978) — за цикл работ по медицинскому обоснованию и внедрению комплекса методов и средств профилактики неблагоприятного влияния невесомости на организм человека, обеспечивших возможность осуществления длительных пилотируемых космических полётов;
премия Ленинского комсомола (1978) — за сценарий документального фильма «Обычный космос»;
Государственная премия Эстонской ССР (1979);
лётчик-космонавт СССР (1970);
Заслуженный мастер спорта СССР (1970);
почётный гражданин городов Калуга, Красноуральск, Гагарин, Сочи, Орск, Анадырь (Россия); Ленинабад, Нурек (Таджикистан); Караганда, Аркалык, Байконур (Казахстан); Боржоми (Грузия); Варна (Болгария); Лос-Анджелес, Хьюстон, Сиэтл, Сан-Франциско (США).
медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции»;
благодарность Президента Российской Федерации (2 марта 2000) — за большой вклад в становление и развитие отечественной и мировой космонавтики.

8 июля 1917 — Михаил Петрович Девятаев (1917), летчик, Герой Советского Союза, совершивший легендарный побег из плена на вражеском самолете.

8 июля 1915 — Николай Крюков (1915), русский актер («Земля Санникова», «Бронзовая птица», «Петровка, 38»)

8 июля 1908 — Владимир Белокуров (1908), русский актер («Мертвые души», «Воскресение», «Полосатый рейс», «Неуловимые мстители»)

8 июля 1898 — Георгий Лангемак (1898), русский конструктор пороховых ракет, создатель снарядов для «катюш»

Пётр Леонидович Капица. Родился 26 июня (8 июля) 1894 года в Кронштадте — умер 8 апреля 1984 года в Москве. Советский физик. Видный организатор науки. Основатель Института физических проблем (ИФП), директором которого оставался вплоть до последних дней жизни. Один из основателей Московского физико-технического института. Первый заведующий кафедрой физики низких температур физического факультета МГУ. Лауреат Нобелевской премии по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия, ввёл в научный обиход термин «сверхтекучесть».

8 июля 1892 года родился Николай Поликарпов, советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда, кавалер двух Орденов Ленина, лауреат двух Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Николай Николаевич Поликарпов, авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, родился 8 июля (или 8 июня) 1892 года в селе Георгиевское Орловской губернии. Первоначальное образование он получил в Орловской семинарии, а в 1911 году поступил в Петербургский политехнический институт.

По окончании института и курсов авиации Николай работал на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке самолета «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ. С 1918 года Поликарпов работал на заводе «Дукс» (авиазавод №1), где до 1923 года руководил техническим отделом.
Весной 1923 года Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400), ставший первым в мире истребителем – свободонесущим монопланом. Чуть позже под руководством Николая Николаевича был создан самолет-разведчик Р-1. В январе 1925 года Поликарпов добился организации опытного отдела и стал его начальником.

В феврале 1926 года Поликарпова назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ «Авиатреста». В 1927 году он создает истребитель И-3, в 1928 году – разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода «Челюскин»), а также самолёт первоначального обучения У-2, переименованный в По-2 после смерти конструктора. У-2 (По-2) строился до 1959 года. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков.

В 1929 году Поликарпов был арестован по обвинению за «участие в контрреволюционной вредительской организации» и направлен на работу в тюремное КБ. Здесь им был создан истребитель И-5 (находился на вооружении 9 лет), после демонстрационного полета которого перед Сталиным конструктор был амнистирован.

После выхода на свободу в 1931 году он назначается заместителем начальника бригады в ЦКБ П.О. Сухого, а в 1933 году — начальником конструкторской бригады №2 ЦКБ, которое возглавлял С.В. Ильюшин. В 1930-х годах им были созданы истребители И-15, И-16, И-153 «Чайка», составившие основу истребительной авиации нашей страны тех лет, и на которых было установлено несколько мировых рекордов.

В мае 1939 года Поликарпов занял пост технического директора и главного конструктора Государственного авиазавода №1, продолжая работу над созданием новых самолетов. Однако, когда в том же году он отправился в командировку в Германию, то во время его отсутствия из состава его КБ было выделено новое ОКБ, в которое переданы лучшие кадры и производственные площади Поликарпова. К тому же у него забрали большинство проектов…
По возвращении Николай Николаевич был назначен главным конструктором нового государственного завода №51 и начальником ОКБ-51, где ему пришлось набирать новых сотрудников и с нуля создавать производственную базу. Но Поликарпов не сдавался, у него был накоплен великолепный опыт, рождались новые идеи. В 1940-е годы у него появляются самолеты на голову выше конкурентов – И-185, ТИС, ВИТ, ИТП, НБ и ряд других. Летчики давали отличные отзывы по фронтовым испытаниям И-185.
Одновременно с работой в ОКБ Поликарпов с 1943 года был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов в Московском авиационном институте, а также являлся депутатом Верховного Совета 1-го созыва. Он был награжден многими государственными наградами.

Николай Николаевич Поликарпов скончался в Москве 30 июля 1944 года от рака желудка, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Всего Н.Н.Поликарповым было разработано свыше 80 самолётов различных типов. Одним из первых он расчленил проектирование самолётов на специализированные части. Под руководством Н.Н.Поликарпова работали А.И.Микоян, М.К.Янгель, А.В.Потопалов, В.К.Таиров, В.В.Никитин и другие специалисты, ставшие впоследствии видными конструкторами авиационной и ракетно-космической техники.

Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1943).
Награждён двумя орденами Ленина (1935, 28.10.1940), орденом Красной Звезды (1937).
Депутат Верховного Совета СССР 1 созыва (с 1937). Доктор технических наук (1940).
Памятники Н.Н. Поликарпову установлены в Москве, Орле, Ливнах Орловской области. В селе Калинин Орловской области открыт музей Н.Н. Поликарпова. Его именем назван пик на Памире, площадь и улица в Орле, улицы в Москве и Ливнах, аллея в Санкт-Петербурге. В Москве на доме, в котором жил Н.Н. Поликарпов, а также на зданиях Московского авиационного института и Политехнического университета в Санкт-Петербурге, установлены мемориальные доски.

8 июля 1862 года родилась Ольга Афанасьевна Варенцова — революционный, партийный и государственный деятель, историк.

8 июля 1842 — Николай Бенардос (1842), русский изобретатель видов электросварки

 

День в истории Саратовского края

 

8 июля 1968 году утверждено проектное задание на строительство в городе линии скоростного трамвая.

 

8 июля 1900 году в Саратов доставлен изготовленный в Бельгии землесосный снаряд для регулярной расчистки дна Волги.

8 июля 1763 году Екатерина Вторая подписала Манифест, в котором иностранцы приглашались в Россию. С 1764 года в Саратове и окрестностях стали селиться иностранцы, образовавшие Немецкую слободку (ныне проспект Кирова)

 

День в истории

В Екатеринбурге 8 июля 2019 года начала свою работу X международная промышленная выставка ИННОПРОМ.

Участие в мероприятии принимали 46 тысяч человек, делегации из 107 стран и 60 регионов России, свою продукцию представляли около 600 компаний, среди которых 212 — иностранные участники. Около 80% посетителей выставки — профессиональные покупатели из разных стран мира, специалисты с промышленных предприятий, принимающие решения о внедрении на производстве новой продукции и технологий.

 

8 июля 2019 года РИА Новости сообщило о том, что возвращается в Telegram.

ОБСЕ приняла Резолюцию России о противодействии терроризму

Парламентская ассамблея Организации по безопасности в Европе, на сессии в столице Белоруссии городе Минск 8 июля 2017 года единогласно приняла выдвинутую Россией резолюцию «Об усилении роли ОБСЕ в противодействии терроризму». Автором резолюции стал член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию терроризму Николай Ковалев.

Накануне голосования Николай Ковалев сказал: «Такое ощущение, что это нужно сделать. Призываю коллег поддержать эту поправку. Но резолюция, которая подготовлена, прежде всего направлена на борьбу с терроризмом, консолидацию усилий именно на этом направлении.
Права и свободы граждан, конечно, мы будем с вами защищать, но это предмет других резолюций, где мы все детально пропишем. Мы не допустим, чтобы под предлогом борьбы с террором были нарушены какие-либо права человека, в том числе право на свободный обмен информацией в сети Интернет и пользование социальными сетями».

Российская резолюция была принята без единого возражения, ни один представитель ни одной страны — участницы ПА ОБСЕ не проголосовал против российской резолюции. «Нам была оказана единогласная поддержка. Это подтверждает намерение наших коллег совместно работать в этой области в рамках ОБСЕ», — сказал парламентарий, напомнив, что несколькими днями ранее ПА ОБСЕ поддержала также российскую инициативу о создании специального комитета по противодействию терроризму.

Также в тексте резолюции отмечается важность предупреждения «трансграничного перемещения лиц, оружия и денежных средств, связанных с террористической деятельностью». Российские парламентарии призывают европейских коллег «предпринять решительные действия по нейтрализации угрозы, которую представляют собой идеология терроризма, распространяемая, в том числе, в сети Интернет и через социальные сети, и используемая, в частности, для публичного оправдания терроризма, подстрекательства и вербовки».

Резолюция призывает СМИ добровольно отказаться от предоставления информационных площадок террористам, а также от нагнетания напряжения в информационном пространстве.

 

8 — 9 июля 2016 года в Варшаве прошел саммит НАТО.

Страны-члены военного блока запланировали принять ряд решений по расширению присутствия блока в Восточной Европе, а также оказания поддержки Украине в связи с конфликтом на юго-востоке страны. Одной из тем саммита станет угроза, якобы исходящая от России, которую военный блок намерен сдерживать на всех возможных для себя территориях. Планируется разместить 4 военных батальона в трех странах Прибалтики и Польше, а также усиление контингента в черноморском регионе.

 

8 июля 2010 – Томский горком КПРФ провёл пикеты солидарности с рабочими ЗАО «Томский подшипник», требующими от руководства предприятия выплаты задолженности по заработной плате.

Протестующие выступили с лозунгами: «Томские предприятия — под рабочий контроль»; «Позор власти, когда рабочие голодают»; «За национализацию промышленных предприятий».

 

8 июля 2009 года Барак Обама (Barack Obama) закончил официальный рабочий визит в Москву.

Во время визита были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России.

 

8 июля 2009 – В Ярославской области состоялась мощная акция протеста работников Гаврилов-Ямского льнокомбината, которые потребовали спасения предприятия и погашения долгов по зарплате, составившей порядка 18 млн. рублей.

 

8 июля 2008 – И.В.Сталин возглавил лидерство в интернет-голосовании проекта «Имя Россия», организованного телеканалом «Россия», значительно опередив своего ближайшего преследователя певца Владимира Высоцкого. На третьем месте расположился основатель Советского государства В.И.Ленин.

 

8 июля 2007 – Съезд представителей коллективов трудящихся 30 регионов России выдвинул Г.А.Зюганова кандидатом на пост президента России.

 

8 июля 2006 года Государственная Дума РФ приняла ФЗ № 152 «О персональных данных».

 

8 июля 1997 года в России было принято новое положение о паспорте (его обязаны иметь все граждане, достигшие 14 лет).

 

8 июля 1996 – Опубликовано Письмо ЦК КПРФ к членам партии, где был приведён анализ итогов избирательной кампании по выборам президента РФ.

 

8 июля 1994 года в возрасте 82-х лет ушёл из жизни Президент КНДР товарищ Ким Ир Сен — организатор и руководитель Трудовой партии Кореи, создатель идеологии чучхе и основатель Корейской Народно-Демократической республики.

 

8 июля 1986 — В Москве Сергей Бубка установил мировой рекорд в прыжках с фиберглассовым шестом на открытых стадионах — 6,01 м.

 

8 июля 1982 — Торжественно открыт Myзей-панорама «Сталинградская битва».

Полотно панорамы написано художниками студии имени М.Б. Грекова и изображает момент соединения войск 21-й и 62-й армий Донского фронта на склонах Мамаева кургана 26 января 1943 года.

 

8 июля 1981 — В «Ленкоме» прошла премьера мюзикла «Юнона» и «Авось» – спектакль, поставленный Марком Захаровым в 1981 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, – рок-опера композитора Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского.

В 1975 году Алексей Рыбников написал для «Ленкома» рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Спектакль пользовался большим успехом, и в 1978 году композитор предложил Марку Захарову новый совместный проект. Как рассказывал впоследствии Андрей Вознесенский, Марк Захаров хотел создать спектакль по мотивам «Слова о полку Игореве», но Вознесенского идея не увлекла, и он предложил свою поэму под названием «Авось!» – о русском путешественнике Николае Петровиче Резанове. Поэма Захарову понравилась, но для создания «современной оперы» Вознесенскому пришлось сочинить новые сцены и арии.

В 1983 году спектакль был записан по трансляции для телевидения с первым составом исполнителей. За 39-летнюю историю спектакль был показан более полутора тысяч раз.

 

Произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории Казахстана

Крупнейшая авиакатастрофа в истории Казахстана произошла в ночь на 8 июля 1980 года на восточной окраине Алма-Аты. Авиалайнер Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс по маршруту Алма-Ата — Ростов-на-Дону — Симферополь, но через 1 минуту и 40 секунд после вылета он рухнул на землю полностью разрушившись. В результате крушения погибли все находившиеся на борту самолета 166 человек.

В 00:38 по местному времени самолет совершил взлет из аэропорта Алма-Аты и начал набор высоты. На высоте 120 метров при скорости 320 км/ч экипаж начал убирать механизацию крыла. На высоте 150 метров, когда шасси были уже убраны, самолет начал неожиданное быстрое снижение с увеличивающимся креном вправо. Экипаж сразу устранил крен, но предотвратить потерю высоты не удалось.

Через 113 секунд после начала разбега по взлетной полосе, несмотря на максимальную тягу двигателей, лайнер на скорости 400 км/ч врезался в пшеничное поле в 3 396 метрах юго-западнее торца взлетной полосы в 60 метрах правее ее створа. Отскочив от земной поверхности и повернув вправо, самолет пролетел еще 86 метров и рухнул на поле второй раз. Проскользив по нему 63 метра, авиалайнер опять оторвался от земли и пролетел еще 80 метров, а затем упал на землю.

В 295 метрах от точки первого касания, проскользив по земле 66 метров, Ту-154 упал в овраг глубиной 3 метра и шириной 44 метра. Врезавшись в противоположный склон оврага, лайнер развернулся влево и разрушился. Отделившаяся средняя часть фюзеляжа с фрагментом крыла ударилась о склон и подлетела вверх, после чего, пролетев 370 метров, врезалась в отвесный склон высотой 8 метров и взорвалась.

Носовая часть авиалайнера вылетела из оврага и врезалась в жилые дома на улице Федосеева на восточной окраине Алма-Аты, разрушив два жилых барака и 4 жилых дома. С момента отрыва от ВПП до разрушения самолета прошла 1 минута и 40 секунд. В результате катастрофы на земле никто не погиб, но были ранены 9 человек, 3 из них госпитализированы. Все 166 человек на борту Ту-154 погибли.

По официальной версии, катастрофа авиалайнера произошла из-за внезапно появившегося атмосферного возмущения, вызвавшего мощный нисходящий воздушный поток и сильный попутный ветер при взлете, в момент уборки механизации, при высоком взлетном весе, в условиях высокогорного аэродрома и высокой температуры воздуха. Сочетание этих факторов при низкой высоте полета и при внезапно возникшем боковом крене, исправление которого кратковременно отвлекло экипаж, предопределило фатальный исход полета.
Рекомендации были даны на основании теоретических расчетов, так как практические испытания Ту-154 с максимально допустимым весом на горном аэродроме, при высоких температурах воздуха, набора высоты, захода на посадку и посадки не проводились.

 

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км. 1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

 

8 июля 1972 года президент США Никсон объявил о том, что СССР в течение 3 лет закупит американское зерно на сумму 750 миллионов долларов.

 

8 июля 1967 — Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию производительных сил Дальневосточного экономического района и Читинской области».

 

8 июля 1962 — В Праге завершился Чемпионат мира по спортивной гимнастике.

Абсолютным чемпионом среди мужчин стал Юрий Титов, среди женщин — Лариса Латынина.
Заслуженный мастер спорта — Лариса Латынина — абсолютная чемпионка Олимпийских игр 1956 и 1960 годов, двукратная чемпионка мира в многоборье 1958 и 1962 годов. У нее самый богатый набор олимпийских медалей: 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые.

 

8 июля 1948 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил первый полет на советском реактивном бомбардировщике Ил-28.

Самолет строился серийно в шести модификациях (всего известно 14 модификаций). По лицензии строился в Китае и ЧССР. Всего произведено около 6 тыс. ед. Состоял на вооружении 24 стран мира. Участвовал во многих боевых действиях вплоть до 1985 года. (Афганистан в составе ВВС ДРА). При испытаниях использовались двигатели «Nene» фирмы «Rolls-Royce».

 

8 июля 1945 — Постановление ЦК ВКП(б) «О строительстве домов колхозников, хозяйственных построек колхозов и культурно-бытовых зданий в районах РСФСР, подвергавшихся оккупации».

 

8 июля 1945 — Восстановлена после Великой Отечественной войны Крымская астрофизическая обсерватория Академии Наук СССР (КАО была основана на базе частной любительской обсерватории, созданной в 1900).

 

8 июля 1945 — Торжества в Ленинграде в честь возвращения в город из Прибалтики соединений Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса (45-я, 63-я, 64-я гвардейские стрелковые дивизии).

После длительного марша войска корпуса встали на ночёвку в Красном Селе и Пулкове, а утром 8 июля торжественно вступили в город: 45-я дивизия — со стороны Нарвских триумфальных ворот, 63-я — со стороны Московских триумфальных ворот, 64-я — со стороны моста Володарского. По пути их следования были сооружены деревянные триумфальные арки. Далее войска прошли по Невскому проспекту на Дворцовую площадь, где состоялись митинг и торжественное прохождение войск. На параде был пронесен штандарт Ленинградского фронта, с которым его части участвовали в Параде Победы в Москве. Над городом и площадью пролетели боевые самолеты, ведомые дважды Героем Советского Союза П.А. Покрышевым. После парада состоялись массовые народные гуляния и праздничный фейерверк.
В честь встречи гвардейских частей, в Ленинграде были сооружены триумфальные арки. Это последние из подобного рода сооружений.

Одна из арок — на Пулковском шоссе у Средней Рогатки была воздвигнута по проекту А. Гегелло.
Вторую арку соорудили на проспекте Обуховской обороны, близ завода «Большевик», авторами ее проекта являлись И. Фомин и Д. Гольдгор.

Третья арка была построена в Кировском районе в Автово, по проекту народного архитектора СССР В. Каменского.

Еще одну арку установили на Московском вокзале.
Арки были временными, создавались из дерева и гипса, они имели типовые размеры (ширина 11 метров, высота около 20 метров), но различались оформлением. Сооружены они были всего за 7 дней.

 

8 июля 1944 — Президиум Верховного Совета СССР учредил почетное звание «Мать-героиня» и соответствующий орден.

Звание присваивалось женщинам, родившим и вырастившим десять и более детей. При этом последний ребенок должен был достичь годовалого возраста. А также были учреждены орден двух степеней «Материнская слава» и «Медаль материнства». Орденами «Материнская слава» при аналогичных условиях награждались матери 9–7 детей, а «Медалью материнства» – 6 и 5 детей.
К 1 января 1983 года орденом «Материнская слава» I степени было награждено около 753 тысяч, орденом «Материнская слава» II степени – около 1 млн. 508 тысяч и орденом III степени – около 2 млн. 786 тысяч женщин.
С 1991 года присвоение почетного звания «Мать-героиня» не производилось. По состоянию на 1 января 1995 года всеми тремя степенями ордена «Материнская Слава» совершено 5 534 724 награждений.

8 июля 1944 года Красная Армия освободила Барановичи.

 

8 июля 1944 — С конвейера Уральского автомобильного завода, основанного в городе Миассе на базе некоторых эвакуированных цехов Московского автозавода имени И.В. Сталина (ныне завод имени И.А. Лихачева), сошел первый автомобиль ЗИС-5В.

20 июля первая партия этих легендарных машин, получивших на полях сражений фронтовое имя «Захар», была отправлена на передовую. 7 июля 1989 года автомобиль ЗИС-5В, ставший символом уральского завода, был поставлен на Предзаводской площади в качестве памятника.

 

8 июля 1943 года у с. Верхопенье мастер танкового боя, командир танковой роты Яков Кобзарь остался один против 30 немецких танков. Умело управляя своим Т-34, сумел уничтожить 17 (СЕМНАДЦАТЬ) танков врага – и погиб.

Яков Трофимович Кобзарь в 1938 году призван в РККА Краснодарским РВК гор. Краснодара. В 1941 году окончил курсы младших лейтенантов.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
Командир роты средних танков 192-го танкового батальона 200-й танковой бригады 6-го танкового корпуса старший лейтенант Я.Т. Кобзарь отличился в боях с 26 ноября по 1 декабря 1942 года в районе населённых пунктов Новая Гринёвка, Арестово, Малое Кропотово Сычёвского района Смоленской области в ходе операции «Марс». По оценке командира батальона, «отлично руководил боем своего подразделения… В бою дерзок, смел и решителен». Со своим экипажем танка Т-34 уничтожил 2 средних танка, 1 тяжёлый танк, подбил 2 самоходных орудия и захватил их, уничтожил 3 противотанковых орудия, 4 дзота, 1 машину с боеприпасами, 1 машину с пехотой, а также до 180 солдат и офицеров противника. Взорвав полотно железной дороги Сычёвка-Ржев, нарушил сообщение и телефонную связь противника.

За этот эпизод 3 декабря 1942 года был представлен командованием батальона к ордену Отечественной войны I степени, но был награждён орденом Красной Звезды. Немецким войскам удалось остановить советское наступление на этом участке фронта. 29 ноября-5 декабря севернее Сычёвки войска 20-й армии, 6-го танкового корпуса и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса были разгромлены.

8 июля 1943 года в ходе Курской битвы в бою в районе деревни Верхопенье Ивнянского района (ныне Белгородской области) командир танковой роты 200-й отдельной танковой бригады (6-й танковый корпус, 1-я танковая армия, Воронежский фронт) старший лейтенант Я.Т. Кобзарь с танковыми экипажами вверенной ему роты удержал занимаемый рубеж, уничтожив семь тяжёлых и до двадцати средних танков, девять штурмовых орудий, большое количество другой боевой техники и живой силы противника. На личном боевом счету старшего лейтенанта Я.Т. Кобзаря четыре тяжёлых и тринадцать средних танков, штурмовое орудие и свыше пятидесяти вражеских солдат и офицеров.

В этом бою Я.Т. Кобзарь погиб, сгорев в танке. Похоронен с воинскими почестями в селе Новенькое (Ивнянский район ныне Белгородской области). Указом Президента СССР от 4 октября 1990 «за мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на основании документов, собранных школьниками Курасовской, Верхопенской и Новенской школ, Якову Трофимовичу Кобзарю было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

22 июня 1943 года старший лейтенант Яков Кобзарь написал свое последнее письмо – к матери. Он впервые рассказал ей о своих ранениях и пообещал увеличить личный боевой счет. А 8 июля 1943 года сжег 17 вражеских танков!

 

8 июля 1943 года войска К.К. Рокоссовского нанесли контрудар у Понырей, вынудив Моделя остановить наступление на северном фасе Курской дуги. «До 300 танков атаковали наши позиции у Ольховатки. Артиллеристы встретили гитлеровцев огнем прямой наводки» (Рокоссовский)

 

Сводки Советского Информбюро за 8 июля 1942 года Великой Отечественной войны

Дневное сообщение Совинформбюро 8 июля 1942 года
В течение ночи на 8 июля наши войска вели бои с противником западнее Воронежа и юго-западнее Старый Оскол.

На других участках фронта существенных изменений не произошло.

Западнее Воронежа продолжаются ожесточённые бои. На одном из участков крупные силы немцев пытались овладеть высотой, которую обороняло наше танковое подразделение. Танкисты стойко встретили удар. Экипаж старшего лейтенанта Салюкова несколькими выстрелами подбил немецкий танк и уничтожил два тяжёлых орудия. Экипаж танка в составе лейтенанта Баклогова, башенного стрелка Трущака, механика-водителя старшего сержанта Медведева уничтожил 4 орудия и 50 гитлеровцев. В бою за высоту противник потерял убитыми сотни солдат и офицеров.

На участке фронта юго-западнее Старого Оскола противник, не считаясь с огромными потерями, рвётся вперёд и бросает в бой новые резервы. В одном пункте 30 немецких танков и свыше полка пехоты при поддержке авиации перешли в атаку. Наши артиллеристы встретили гитлеровцев массированным огнём и уничтожили 12 немецких танков. Под прикрытием артиллерийского огня вступили в бой наши тяжёлые танки и пехотинцы. Контрударом противник был отброшен на исходные позиции. На поле боя осталось свыше 700 вражеских трупов. Захвачены пленные. На другом участке наша часть под давлением численно превосходящих сил противника отошла на новые рубежи. В ходе боя подбито 9 немецких танков и уничтожено до 400 гитлеровцев.

Две роты противника окружили взвод младшего лейтенанта Трапезникова. Наши бойцы встретили атакующих гитлеровцев дружным огнём из пулемётов и винтовок. Потеряв свыше 100 человек убитыми, немцы вынуждены были отойти.

Командир орудия тов. Шехтер подпустил на близкое расстояние наступающую немецкую пехоту и, стреляя прямой наводкой, уничтожил 50 солдат и офицеров противника. Будучи дважды ранен, тов. Шехтер продолжал вести огонь до тех пор, пока не была отбита атака противника.
Красноармеец тов. Сухов меткими выстрелами из винтовки уничтожил расчёт немецкого пулемёта. Захватив пулемёт, тов. Сухов открыл из него огонь и уничтожил ещё 15 немецких солдат и офицеров.

Отряд смоленских партизан под командованием тов. А. за время своей боевой деятельности уничтожил 560 немецко-фашистских оккупантов. Кроме того, партизаны, взаимодействуя с частями Красной Армии, истребили 450 гитлеровцев. Советские патриоты организовали крушение 5 воинских эшелонов противника, взорвали железнодорожный мост, уничтожили 80 километров линии телефонной связи.

Ниже публикуются выдержки из дневника убитого немецкого обер-лейтенанта Гольца:
«11 января 1942 г. Выехали из Дании на Восточный фронт.
22 января. Наш 323 пехотный полк выгрузился в Великих Луках и вступил в бой.
16 февраля. Наши потери только убитыми 750 человек.
20 февраля. Второй батальон отрезан. 10 рота потеряла 50 процентов личного состава.
23 февраля. Батальон разгромлен. Много товарищей погибло. Пробились только полковник Мотц, лейтенант Лютце и 85 рядовых. У каждого из нас слёзы на глазах. Командир 2 батальона 323 пехотного полка граф Кейзерлин убит. Командир 14 роты Мюллер — убит. Убитых — 396 человек, а с пропавшими без вести — свыше 600.
6 марта. Наступление сорвалось. Русские дрались мужественно и одержали успех.
10 мая. Русские взорвали железнодорожный мост. Бронепоезд полетел под откос.
20 июня. Партизаны атаковали опорный пункт. У нас убито 60 человек».
Немецко-фашистские мерзавцы чинят чудовищную расправу над мирными жителями гор. Витебска. В городе ежедневно десятки людей умирают голодной смертью. 23 июня оккупационные власти повесили 17 человек, в том числе 4 женщин, за то, что они пытались, без пропуска пробраться из города в деревню за картофелем. Недавно в Витебске был убит немецкий офицер. Гитлеровцы устроили массовые облавы и расстреляли 100 жителей города.
В Восточной Боснии (Югославия) партизаны продолжают успешные операции против немецко-итальянских захватчиков. Партизаны разгромили крупные отряды жандармерии. Две итальянские альпийские дивизии, посланные для борьбы с партизанским движением, также потерпели серьёзные неудачи. За июнь месяц эти дивизии оккупантов потеряли 1.800 человек убитыми и ранеными.

 

8 июля 1941 года — первое присвоение звания Герой Советского Союза в годы войны – трем сталинским соколам.

В Великую Отечественную войну звания Герой Советского Союза первыми были удостоены летчики-истребители младшие лейтенанты Жуков М.П., Здоровцев С.И. и Харитонов П.Т., отличившиеся в воздушных боях с бомбардировщиками противника, рвавшимися к Ленинграду. В конце июня эти летчики на своих истребителях И-16 применили против вражеских бомбардировщиков Ю-88 таранные удары. Звание Героя Советского Союза было присвоено им Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года.
29 июня 1941 года М.П. Жуков очередью поджег немецкий бомбардировщик, который задымил и стал снижаться. Но добить вражеский самолет наш летчик не смог – кончились патроны. Тогда Жуков решил пойти на таран и пикированием загнал немецкий бомбардировщик в Псковское озеро. Это был его третий боевой вылет, в котором ему удалось остаться в живых. Жуков погиб в 1943 года в начале прорыва блокады Ленинграда, вступив в бой с 9 немецкими истребителями. Всего он совершил 286 боевых вылетов, в 66 воздушных боях сбил 9 вражеских самолетов лично и 5 – в группе.

28 июня 1941 года С.И. Здоровцев обнаружил немецкий Ю-88 который возвращался с задания, и атаковал его. Вскоре кончились патроны, а недобитый враг попытался скрыться в облаках. Здоровцев решил таранить. Когда противник оказался совсем рядом, Здоровцев плавно взял ручку управления на себя и лопасти винта начали крошить рули «Юнкерса». Тот камнем пошёл к земле. Вражеский лётчик выбросился с парашютом и на земле был взят в плен нашими пехотинцами… Степан Здоровцев погиб буквально на следующий день после присвоения ему звания Героя, вступив в смертельную схватку с группой вражеских истребителей.

В первый же боевой вылет, 28 июня 1941 года, молодой пилот младший лейтенант П.Т. Харитонов совершил настоящий подвиг. Молодой, еще неопытный летчик совершает сложный таран, который не каждый ас способен выполнить! В этот день, Харитонов вел бой против бомбардировщика Ю-88, машина советского летчика получила повреждения, и пулемет отказал, не позволяя стрелять по противнику. Тогда Петр Харитонов, пошел на таран противника, отрубив руль высоты вражескому самолету. Сам летчик благополучно приземлился. Он пережил войну и после нее жил в Донецке.

 

8 июля 1933 года на мартеновской печи №1 Магнитогорского металлургического комбината осуществлена первая плавка стали.

 

8 июля 1922 — На Ходынском аэродроме летчик Н. Ильзин впервые в мире провел опыт авиахимработ для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. В 20-30-е годы авиация широко применялась для уничтожения саранчи.

 

8 июля 1915 года в состав Черноморского флота вошел первый в мире подводный минный заградитель «Краб», построенный на верфи г. Николаева и спущенный на воду.

Во время Первой мировой войны в 1915-1916 годы успешно проводил минные постановки в районе Босфора и г. Варны. Во время Гражданской войны потоплен интервентами вблизи г. Севастополя в 1919 году.

 

8 июля 1920 года погиб в бою легендарный герой Гражданской войны Олеко Дундич. В 1918 — 1919 гг. был в составе интернационального отряда Красной гвардии. Позднее в кавалерийских частях под командованием С.М. Буденного. Отличился в боях под Одессой, Донбассом, Царицыном и др.

Олеко Дундич родился в семье крестьянина, хорват по национальности. В возрасте 12 лет уехал в Южную Америку, где 4 года работал погонщиком скота в Аргентине и Бразилии. В 1914 году призван рядовым в австро-венгерскую армию. Во время Первой мировой войны в мае 1916 года под Луцком взят в плен русскими войсками. Вступил в ряды 1-й дивизии Сербского добровольческого корпуса в России.

После Февральской революции встал на сторону большевиков, вступил в РСДРП(б). С середины 1917 года в интернациональном отряде Красной Гвардии (предположительно в Одессе). В марте 1918года возглавил партизанский отряд в районе Бахмута (ныне Артёмовск), влившийся в Морозовско-Донецкую дивизию, которая в мае—июне отступила с армией К.Е. Ворошилова к Царицыну. Участвовал в обороне Царицына в составе Интернационального батальона, затем в составе кавалерийских бригад Крючковского и Булаткина. С 1919 года служил в Особой Донской кавказской дивизии С. М. Будённого (позже в конном корпусе и 1-й Конной армии), был помощником командира полка, для особых поручений при Будённом, командиром кавалерийского дивизиона при штабе 1-й Конной. Участвовал во многих боях, был неоднократно ранен. Легендарная храбрость «Красного Дундича» снискала ему горячую любовь и популярность среди будённовцев. С июня 1920 года помощник командира 36-го полка 6-й кавалерийской дивизии. Награжден орденом Красного Знамени и Почётным революционным золотым оружием.
Погиб 8 июля 1920 года при штурме Ровно Первой конной армией.
По мотивам пьесы Ржешевского и Каца в 1958 году на студии им. М. Горького режиссёром Леонидом Луковым был снят фильм «Олеко Дундич».

 

8 июля 1920 г. при попытке ареста участниками Колыванского восстания  на пароходе «Богатырь» у села Дубровино застрелился председатель Томской губернской ЧК А.В.Шишков.

Крестьянское антисоветское восстание, начавшееся 6 июля 1920 года и вошедшее в историю как Колыванское восстание или «сибирская Вандея». Основные силы восставших были подавлены к 12 июля, отдельные отряды действовали и после.

 

8 июля 1919 г. пост главнокомандующего РККА занял командующий Восточным фронтом, полковник старой армии Сергей Каменев, сменивший на этом посту Иоакима Вацетиса.

 

8 июля 1918 —  Декреты советской власти:
— Официальное сообщение о ликвидации контрреволюционного восстания левых эсеров

 

8 июля 1918 г. в помощь ярославским мятежникам Савинков организовал и лично возглавил мятеж в Рыбинске.

Однако, в отличие от Ярославля, где мятежникам удалось удержать город под контролем в течение двух недель, мятеж в Рыбинске был подавлен в тот же день, сам Савинков скрылся.

 

8 июля 1918 года Латышские стрелки по ошибке открыли огонь по машине Ленина.

 

8 июля 1906 года прекратила деятельность I Государственная Дума.

 

8 июля 1905 года закончился съезд земских представителей.

 

8 июля (25 июня) 1905 года. Броненосец «Потемкин» сдался румынским войскам в Констанце.

7 июля (24 июня) в полночь броненосец «Потемкин» вошел на рейд Констанцы. В 2 часа ночи на берег съехала группа матросов для переговоров о сдаче броненосца. Они спросили у коменданта порта Н. Негру, заходил ли в Констанцу «Синоп». Узнав, что этот корабль не появлялся и последняя их надежда рухнула, потемкиицы заявили о желании сдаться и пригласили коменданта на броненосец. 8 июля (25 июня) в 8 часов утра он прибыл на «Потемкин», выступил перед командой и огласил следующие условия сдачи: корабль передается румынским властям в хорошем состоянии; команда сходит на берег только с личными вещами; ей гарантируется свободное проживание на всей территории Румынии; потемкинцы обязуются не заниматься в Румынии политической деятельностью. В 12 часов 30 минут «Потемкин» вошел в порт и опустил Андреевский флаг. В 14 часов русские моряки начали покидать броненосец.(Гаврилов Б. И. В борьбе за свободу: Восстание на броненосце «Потемкин». — М.: Мысль, 1987)
***
Всего в связи с восстанием на «Потемкине» и других кораблях было арестовано 1500 моряков. Состоялись три судебных процесса. Семь человек было расстреляно, более 100 отправлено на каторгу, в тюрьмы, на поселение. Жестоко расправились с теми матросами «Потемкина», которые надеялись получить помилование, вернувшись из Румынии с повинной. (И. А. Лычев. Первый штурм самодержавия.)

 

8 июля 1709 — Произошла Полтавская битва, генеральное сражение Северной войны 1700‑1721 годов.

Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII. За девять лет до Полтавы плохо обученное войско Петра I было разбито под Нарвой. После поражения русский царь осуществил грандиозную военную реформу ‑ он фактически заново создал армию и построил первые корабли Балтийского флота. Весной 1703 года в устье Невы был основан город-крепость Санкт‑Петербург, а позже ‑ морская цитадель Кронштадт. После того, как 1704 года русские захватили Дерпт и Нарву и закрепились на побережье Финского залива, шведский король Карл XII принял решение атаковать центральную Россию, продолжать войну и вновь отрезать Россию от Балтики. В сражении под Полтавой шведы потеряли свыше 9 тысяч убитыми и 19 тысяч пленными. Потери русских ‑ 1345 человек. В результате Полтавской битвы армия Карла XII перестала существовать. Король вместе с украинским гетманом Мазепой, который изменил Петру и перешел на сторону шведов, бежали в Бессарабию.
Победа под Полтавой знаменовала собой коренной перелом в ходе многолетней изнурительной Северной войны и предрешила ее исход в пользу России. Именно под Полтавой был заложен прочный фундамент последующих побед русской армии.
В честь этого события в 1995 году в России был учрежден праздник — День воинской славы России.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: