Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

14 июля 1922 года в Тбилиси под колёсами автомобиля погиб легендарный революционер Камо.

Камо Симон Аршакович (Тер-Петросян) 15 (27).5.1882 — 14.7.1922
Симон Аршакович Тер-Петросян, известный под партийной кличкой Камо (15(27) мая 1882, Гори — 14 июля 1922, Тифлис) — профессиональный революционер, один из организаторов подпольных типографий, транспорта оружия и литературы, денежных экспроприаций. Неоднократно сбегал и организовывал побеги из мест лишения свободы. Попав в Берлин и спасая свою жизнь, искусно симулировал сумасшествие и нечувствительность к боли, чем озадачил лучших врачей Европы того времени и вызвал огромную поддержку со стороны многих социалистических газет, прозвавших его «героем революции», а также лично Карла Либкнехта. Четыре раза приговаривался к смертной казни, замененной согласно амнистии по случаю Трехсотлетия дома Романовых заключением. Вышел на свободу после Октябрьской революции. В 1918-1920 годах организатор партийного подполья на Кавказе и юге России. Владимир Ленин характеризовал его как «человека совершенно исключительной преданности, отваги и энергии». (См. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., Т. 51. С. 42)
***
•  Художественный фильм «Лично известен»
Первый фильм кинотрилогии о революционере-большевике С.А.Тер-Петросяне, известном под именем Камо (1882-1922).
•  Художественный фильм «Чрезвычайное поручение»
Время действия — 1917 год. Началась гражданская война, над молодой Советской республикой сгустились тучи контрреволюции. Камо получает чрезвычайное поручение Ленина: доставить из Петрограда в Тифлис мандат о назначении Степана Шаумяна чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа и пятьсот тысяч рублей золотом для борьбы с белогвардейщиной на Кавказе. Бесстрашный Камо выбирает самый короткий и опасный путь — через районы, занятые белым казачеством. Он делает это намеренно, так как знает о том, что на его след напал известный террорист Борис Савинков, который должен был сорвать поручение, выполняемое Камо, и убить его. Камо и его друзья вступают в смертельный поединок с опасным и опытным врагом…
•  Художественный фильм «Последний подвиг Камо»
«Этот фильм как бы завершает кинотрилогию о Камо — «художнике революции», как назвал его Максим Горький. Как и в двух предыдущих картинах — «Лично известен» и «Чрезвычайное поручение»—в роли Симона Аршаковича Тер-Петросяна выступает популярный Гурген Тонунц. Революция свершилась, гражданская война закончилась полной победой народа, и Камо, по настоянию В. И. Ленина, поступает учиться в Военную академию. За спиной Камо — двадцать лет подпольной работы, шесть арестов, четыре смертных приговора… Пора, казалось бы, и успокоиться. Тем более, что он полюбил милую женщину и она стала его женой. Но ведь — это Камо! «Дорогой Владимир Ильич… если вы разрешите, я экспроприирую». Что он собирался экспроприировать? Может быть, банк Ротшильда? Или, может быть, швейцарский банк? Мы этого никогда не узнаем, ибо письмо останется недописанным, но он в нем писал—«во имя мировой революции»! Но революция потребует от него подвига более сложного, смертельно опасного. Убежавшие в Иран дашнаки готовят провокацию против молодой Советской Армении, они формируют отряды для нападения из обманутых людей, они вербуют белогвардейских офицеров. Трудная участь человека, вступающего в поединок с целой организацией, и выпадает на долю Камо. Впрочем, слово «выпадает» явно не точно, ибо Камо буквально вымаливает у Дзержинского право на смертельный риск. Под видом врангелевского полковника Залиняна, попавшего в ЧК и рассказавшего о планах дашнаков, Камо едет в Иран и там расстраивает планы контрреволюции, направленные против Закавказья. Поразительная, если вдуматься, история — ведь человек действовал в одиночку, без помощников, без всякой предварительной подготовки. Конечно, по жанру это — приключенческий фильм. Однако режиссеры акцентируют не «приключенческие» драматические моменты, а бытовые и, можно сказать, житейские. Интересны и новые краски, которые использует Тонунц. В предыдущих фильмах его Камо предельно экспансивен и подвижен, его действия скорее импульсивны, нежели обдуманны. Но во время иранской эпопеи Камо было сорок лет, и актер, учитывая это, наделяет нового Камо мудростью и житейской опытностью. При этом, однако, Камо по-прежнему остается безумно храбрым и энергичным человеком. Сплав мудрости и прежней отчаянности и дал ему возможность выполнять то сложное задание партии, имевшее не столько боевое, сколько политическое значение. Ведь в результате действий Камо была сорвана попытка возобновить пожар гражданской войны в Закавказье.» «Спутник кинозрителя», сентябрь 1974 года Кинокритик Ромил Соболев

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: