Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

150 лет со дня рождения Николая Эрнестовича Баумана (29 (17) мая 1873 года). Российский революционер, большевик-ленинец.

Н.Э. Бауман родился в Казани в семье ремесленника-столяра. В 1895 году окончил Казанский ветеринарный институт. Революционную деятельность начал в Казани. С 1896 года работал в петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». В 1897 году был арестован за революционную работу и заключён в Петропавловскую крепость. После почти двухлетнего одиночного заключения он был выслан на 4 года под надзор полиции в Вятскую губернию. В 1899 году ему удалось бежать за границу, в Швейцарию, где он стал одним из ближайших помощников В.И. Ленина в создании газеты «Искра». Бауман нелегально ездил в Россию для организации перевозки и распространения «Искры». В декабре 1901 года по поручению В. И. Ленина приехал в Москву, стал членом Московского комитета РСДРП.

В начале 1902 года Бауман выехал по партийным делам в Киев. На обратном пути был арестован и заключён в киевскую тюрьму. В августе 1902 года он организовал исключительный по сложности и риску побег из тюрьмы одиннадцати социал-демократов. После побега эмигрировал в Лондон. С 1903 года возглавлял Московскую организацию большевиков. Участвовал в работе II съезда партии в качестве делегата от московской организации. На съезде решительно поддерживал ленинскую линию.

В декабре 1903 года Бауман был направлен в Москву для укрепления партийной организации, где он возглавил борьбу московских большевиков за созыв III съезда партии. В Москве он создал тайную большевистскую типографию. Одновременно Бауман был руководителем Северного бюро ЦК партии. В июне 1904 года был арестован в третий раз, в октябре 1905 года освобождён из тюрьмы.

После освобождения включился в активную революционную работу. В дни Первой русской революции Бауман – один из руководителей революционной борьбы московского пролетариата.

18 (31) октября 1905 года во время организованной МК РСДРП демонстрации был убит черносотенцем, агентом охранки. Похороны Баумана вылились в грандиозную 300-тысячную политическую демонстрацию, сыгравшую большую роль в подготовке московского пролетариата к Декабрьскому вооружённому восстанию.

В газете «Пролетарий» 25 октября (7 ноября) 1905 года (№ 24) был помещен некролог памяти Н.Э. Баумана, написанный В.И. Лениным.

«Вечная память, — писал Ленин, — борцу в рядах российского социал-демократического пролетариата! Вечная память революционеру, павшему в первые дни победоносной революции! Пусть послужат почести, оказанные восставшим народом его праху, залогом полной победы восстания и полного уничтожения проклятого царизма!»

Два дня к зданию Технического училища со всех концов Москвы тянулись группы взволнованных, преисполненных гневом рабочих, студентов, учителей, врачей… Десятки тысяч прошли через Актовый зал училища, где стоял гроб с телом Баумана. Проходившие отдавали поклон революционеру. Росла горка монет, пожертвований на стоявшем рядом столике.

На третий день — 20 октября — состоялись организованные Московским комитетом РСДРП похороны большевика.

От тех дней, что стоит Москва, не видел город такой демонстрации. Доподлинно всю рабочую Москву собрал под большевистские знамена Бауман. Весь город был в тот день на улицах. Все до одного вышли заводы, фабрики и мастерские в колонны за красным гробом.

От Лефортова по Покровской, Елоховской, Ново-Басманной, через Красные ворота по Мясницкой, через центр, мимо университета, по Большой Никитской — на Ваганьково.

В голове колонны шли боевые дружины и Московский комитет РСДРП. Нескончаем был поток людей, знамен, венков. Когда голова процессии подходила к университету, у Красных ворот к колонне присоединились новые группы демонстрантов.

Царские власти поспешно убрали войска и полицию со всего пути следования процессии. Не осмелились показаться здесь и черносотенцы. И шепот шел по перекресткам, на которых толпились обыватели:

— Сколько их!.. Шестой час идут, а все конца нет… Вот не думал никогда, что столько их, рабочих…

— Си-и-ла!

На Театральной площади демонстрацию встретили делегации с венками от разных организаций, здесь были рабочие делегации и из других городов России.

Неожиданно, под крики «ура», к голове колонны присоединилась группа солдат-саперов.

И чем больше людей вливалось в процессию, тем чаще похоронный гимн сменялся революционными песнями и тем сильнее росло чувство несокрушимой мощи организованного пролетариата.

В этот траурный день, шествуя под красными знаменами, пролетарская Москва демонстрировала свою победную силу.

На кладбище, под березами, при чадном огне факелов мелькнуло в последний раз над раскрытой могилой спокойное, твердое лицо Баумана.

«Заслуги его велики, но не будем говорить о них… Сохраним светлую память о герое в наших сердцах… Будем такими же отважными, смелыми, беззаветными борцами за дело народа, каким был Бауман!»

Багровые отсветы ложатся от факелов на венки, на ленты, на склоненные знамена, на лица. Тихо под березами. И тихо над всей Москвой. Но тихо-предбоевой, грозовой тишиной.

Революция в России нарастала…

Грач — птица весенняя.

С.Мстиславский

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: