Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

1 мая 1937 года завершено строительство канала Москва—Волга.

К началу 1930-х годов в Москве из-за роста населения начала сказываться нехватка питьевой и технической воды, так как пропускная способность Рублёвского водопровода не удовлетворяла потребности столицы в воде. 15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) по докладу Л.М. Кагановича о положении с водой в столице и других городах для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях, было решено использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы. Главным архитектором канала являлся инженер С.Я. Жук (кстати, бывший колчаковский офицер).

Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно по каналу из Волги поступает 1,5 — 2 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую водно-транспортную связь Москвы с Верхней Волгой. Благодаря системе каналов за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Основной грузовой терминал — Северный речной порт столицы. В советское время по каналу транспортировались строительные материалы, лес, зерно, овощи, нефть, уголь, различный автотранспорт и тому подобное. В Хлебникове был построен Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод, который просуществовал до начала 2000-х годов. В настоящее время на территории бывшего завода расположен Московский яхтенный порт, который оказывает услуги по круглогодичному хранению яхт. До 2006 года по каналу можно было очень быстро добраться до некоторых населённых пунктов с помощью теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета». В 1970-х годах были построены пассажирские причалы, к которым могут подойти пассажирские теплоходы любых типов.

Канал имени Москвы нёс и важнейшую рекреационную функцию — на его берегах находились многочисленные дома и базы отдыха, санатории с многоэтажными корпусами, пансионаты, гостиничные комплексы, рыболовецкие базы. В советское время было построено более сотни объектов рекреационного назначения. Все эти объекты соответствовали самым современным тенденциям того времени. В начале 2000-х годов началось массовое закрытие этих объектов с последующим сносом строений и возведением на освободившихся территориях частных яхт-клубов, коттеджных посёлков и индивидуальных жилых домов. Таким образом, значительные территории на берегах водохранилищ канала имени Москвы были утеряны для общего рекреационного использования.

Специально для канала на заводе Красное Сормово была построена флотилия пассажирских судов дальнего и местного плавания: пять судов дальнего плавания типа «Иосиф Сталин», шесть 300-местных теплоходов типа «Леваневский» и шесть небольших теплоходов типа «Громов». С того времени в эксплуатации на канале остался единственный легендарный отреставрированный теплоход «Максим Горький» 1934 года постройки.В советское время по каналу проходило огромное количество теплоходов, работавших на различных дальних рейсовых маршрутах, в том числе и на маршрутах Москва — Ярославль, Москва — Астрахань, Москва — Ростов-на-Дону. Также по каналу ходило большое количество теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета», работавших на скоростных пригородных рейсовых маршрутах. Сейчас по каналу проходят трёхпалубные и четырёхпалубные теплоходы различных типов, работающие на круизных маршрутах. Круизные маршруты заслуженно пользуются большой популярностью как у россиян, так и у иностранных туристов. Основные круизные маршруты — трёхдневные круизы выходного дня: Москва — Углич — Москва, Москва — Тверь — Москва. Существуют также и дальние круизные маршруты до Санкт-Петербурга, Соловецких островов, Перми, Уфы и других городов.

Сооружения канала имени Москвы были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941—1942 годов. По плану вермахта планировалось окружить Москву с севера и юга («взять в клещи»). Во избежание этого была спущена вода из канала и водохранилищ (труба № 170) на пути наступающих с севера немецких войск, что остановило их продвижение на этом направлении.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: