Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

1 мая 1924 — Выпущен первый трактор «Коммунар»

В Харькове выпущен первый советский гусеничный трактор «Коммунар» серии «Фордзон-Путиловец».
Коммунар — первый советский трактор на гусеничном ходу Харьковского паровозостроительного завода. Эксплуатировался в народном хозяйстве и в Красной Армии в качестве тягача артиллерийского оружия.
История создания:
Когда в апреле 1923 года Тракторная комиссия при Госплане разрабатывала стратегическую линию механизации сельского хозяйства страны, она отметила главные преимущества гусеничного трактора перед колесным: возможность работы на поле в плохую погоду, почти в 1,5 раза больший коэффициент использования мощности двигателя для создания тяги и меньший расход топлива на единицу тяговой мощности. Кроме того, мощность, затрачиваемая на движение у гусеничного трактора, почти не зависит от состояния пути. Уже на хорошей проселочной дороге сопротивление движению у него меньше, чем у трактора с металлическими колесами, а на плохой и подавно. Вот почему в первоначальных наметках Госплана гусеничных тракторов предполагалось выпустить больше, чем колесных.
Петроградский Обуховский завод, ныне «Большевик», еще в 1918 году получил от Наркомата продовольствия заказ на изготовление 2000 колесно-гусеничных тракторов по типу американского «Холта» мощностью 75 л. с. Но тут началась гражданская война, завод перешел на обеспечение нужд Красной Армии, в эту пору было не до тракторов. И все-таки к 1921 году обуховцы выпустили первые три трактора, а в 1922-м — еще пять.
В 1922 году Украинский совнархоз вошел в правительство с предложением организовать на бездействовавшем тогда Русско-Балтийском машиностроительном заводе в Таганроге производство гусеничных тракторов по типу немецкого «В. Д. Ганомаг» мощностью 50 л. с. с таким расчетом, чтобы к 1926 году довести выпуск до 1200 штук в год. К этому времени у специалистов сельского хозяйства Англии и США сложилось мнение, что наиболее экономичны тракторы мощностью 20-30 л. с. При меньшей мощности они менее эффективны в работе, а при большей возрастают потери во время простоев. Однако Тракторная комиссия решила, что из-за недостатка механиков у нас в стране должны выпускаться более мощные машины. Поэтому в принципе предложение УкрСНХ она приняла, но вместо Таганрога рекомендовала развернуть производство тракторов на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ).
Когда в мае из Германии прибыл трактор, заводские конструкторы во главе с опытным инженером Константином Ивановичем Марьиным, впоследствии первым начальником КБ НАТИ, сразу же занялись его испытанием.
«В. Д. Ганомаг» оказался прочной, добротно сделанной машиной, однако двигатель его, рассчитанный на бензин, на керосине развивал лишь 38 л. с. Чтобы выполнить постановление СТО, конструкторам пришлось полностью переделать двигатель, а вместе с ним почти и весь трактор.
«В. Д.», главные конструктивные особенности которого сохранились и в «Коммунаре», унаследовал принципы, сложившиеся в танкостроении в первую мировую войну. Это двухгусеничный трактор с клепаной рамой, составляющей одно целое с рамами гусениц. Из-за жесткого крепления к корпусу рам гусениц они не могут приспособиться к рельефу местности, поэтому лишь часть опорной поверхности находится в сцеплении с почвой. Кроме того, гусеничные рамы и их механизмы, воспринимая удары, передают их на остов машины, в корпусе возникают значительные напряжения. Как следствие, конструкция рассчитывается на большой коэффициент запаса прочности, что приводит к увеличению веса и удорожанию машины. Цилиндры двигателя отливаются отдельно и при сборке устанавливаются в один ряд, масло на смазку подается под давлением сдвоенным шестеренчатым насосом, зажигание — от магнето высокого напряжения с автоматической регулировкой момента зажигания. Все части передаточного механизма предохранены от пыли, а часть гусеничных ходов во избежание попадания камней и грязи закрыта плитами, прикрепленными к раме трактора.
Когда в конце апреля 1924 года первый «Коммунар» заработал, он заметно отличался от своего прототипа. Керосиновый двигатель оказался тяжелее бензинового, кроме того, некоторые детали из цветных металлов заменили стальными и чугунными. Чтобы сохранить удельное давление на почву, как и у «В. Д.», конструкторы «Коммунара» увеличили раму и длину гусениц. Для облегчения пуска двигателя между валом, вращаемым заводной ручкой, и коленчатым валом по предложению конструктора Ковалевского установили зубчатую пару с передаточным отношением 2.
Организация труда на ХПЗ на первый взгляд соответствовала основным требованиям массового производства. Цех механического отделения разбили на 10 пролетов, которые шли перпендикулярно сборочному цеху. В каждом из пролетов делали один из узлов трактора — мост, дифференциал, коробку скоростей и т. д. Узлы подавались на свои позиции к конвейеру. Однако, несмотря на внешне соблюденные признаки массового производства, такового на самом деле организовать не удалось. Тому было множество причин. Во-первых, из 1,5 млн. руб., первоначально выделенных на реконструкцию, завод получил лишь 250 тыс. Во-вторых, оборудование, которое удалось привезти на ХПЗ, собрав с миру по нитке, оказалось сильно изношенным и не вполне соответствовало требованиям производства. На первых порах не было качественных сталей, отсутствовали даже необходимые для работы приспособления и инструмент. Поэтому в 1925 году принимается решение, устанавливающее годовой выпуск для ХПЗ в 300 тракторов, но и этого уровня завод достиг лишь в 1930 году.
«Коммунары» направляли в основном в лесное хозяйство, там на вывозке древесины они показали себя с самой лучшей стороны.
В истории тракторизации сельского хозяйства «Коммунар» не сыграл выдающейся роли. Его заслуга в другом. 29 апреля 1925 года на ХIV конференции РКП(б) Ф. Дзержинский сказал: «Если бы мы сейчас поставили вопрос относительно постройки нового тракторного завода, то без этих опытов (на Путиловском, на Харьковском паровозостроительном заводе и на Коломенском заводе), без той учебы, которую рабочие, технический персонал и инженеры приобретают, мы никогда не могли бы приступить к тому, чтобы построить новый специальный тракторный завод».

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: