Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

18 апреля 1944 года состоялся первый полёт советского штурмовика Ил-10. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель В. К. Коккинаки.

Ил-10 являлся дальнейшим развитием, зарекомендовавшего себя на полях сражений, штурмовика Ил-2. В отличие от Ил-2 новая машина получила более мощный двигатель АМ-42. Для Ил-10, с учётом рекомендаций, основанных на исследовании статистики поражаемости пилота и стрелка Ил-2, собранной специалистами ЦНИИ-48, в бронекорпус была полностью включена кабина воздушного стрелка. Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм, как на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения — с 12,7-мм до 20-мм.

Состав вооружения Ил-10 включал:

— 2 23-мм пушки ВЯ-23 (300 снарядов);
— 2 7,62-мм пулемета ШКАС (1500 патронов);
— 1 оборонительную подвижную установку ВУ-7 с 20-мм пушкой Ш-20 ОКБ-15 НКВ с боезапасом 150 снарядов;
— 4 реактивных орудия РО-82;
— 10 авиагранат АГ-2;
— бомбовую нагрузку 400 кг (в перегрузку 600 кг).

При полетном весе 6300 кг (вес бомб 400 кг, без РС) максимальная скорость нового штурмовика составила у земли 512 км/ч и на высоте 2800 м — 555 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м — 1,6 мин, на выстоу 3000 м — 4,9 мин. Дальность полета на высоте 2800 м на скорости 385 км/ч равнялась 850 км.

В качестве положительных изменений отмечалось наличие большего диапазона скоростей и лучшей маневренности, что в свою очередь облегчало задачу истребителей сопровождения и позволяло Ил-10 вступать в активный воздушный бой с истребителями противника. А в качестве отрицательных моментов, относительно Ил-2, отмечалось ухудшение обзора из кабины летчика.

На фронт же новая машина попала практически через год. 16 апреля 1945 года оснащённый новыми штурмовиками Ил-10 108-й гвардейский штурмовой авиаполк (43 штурмовика Ил-10) начал боевые действия в составе 1-го Украинского фронта на Берлинском направлении.

Так, 18 апреля 1945 года 12 Ил-10 (ведущий комэск капитан Пялипец) в сопровождении 4 истребителей Ла-5 нанесли бомбоштурмовой удар по автомашинам и танкам противника в районе пункта Гросс-Оснинг, дорога Коттбус-Шпремберг. В пяти заходах группа уничтожила и повредила до 14 автомашин, одно орудие и танк.

20 апреля семерка Ил-10 (ведущий — штурман полка майор Жигарин) нанесла бомбоштурмовой удар по подходящим резервам противника на дорогах Гросскерис-Тройнитц, Эродорф-Топхин. Обнаружив большую колонну немецких танков и автомашин, прикрытых зенитной артиллерией, группа стремительной атакой подавила огонь зениток, а затем в 12 заходах подожгла 15 автомашин и один танк.

26 апреля 9 Ил-10 (ведущий комэск капитан Железняков) нанесла бомбоштурмовой удар по населенному пункту Шлейтинг, уничтожив до 30 повозок с грузами.

По состоянию на 10 мая 1945 г. в составе воздушных армий фронтов насчитывалось 120 исправных и 26 неисправных самолетов Ил-10. Кроме этого, в ВВС ВМФ имелось 12 Ил-10.

Ил-10 приняли участие и в войне с Японией. 35 новых штурмовиков находились в составе 12-й штурмовой авиадивизии ВВС Тихоокеанского флота.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: