Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Праздничные,Знаменательные и Памятные даты. 24 февраля

Родились в этот день:

 

24 февраля 1973 — Алексей Иванович Ковалёв (1973), хоккеист («Нью-Йорк Рейнджерс», «Питтсбург Пингвинз»), олимпийский чемпион 1992 года, обладатель Кубка Стэнли 1994 года.

24 февраля 1960 — Игорь Пономарёв (1960), футболист, чемпион Сеульской олимпиады в составе сборной СССР.

24 февраля 1959 — Александр Белостенный (1959), баскетболист, член сборной СССР, выигравшей Сеульскую олимпиаду.

24 февраля 1947 — Елена Яковлевна Соловей (1947), киноактриса.

24 февраля 1946 — Григорий Александрович Маргулис (1946), математик, специалист в области теории информации, дифференциальной геометрии, теории групп Ли, теории графов, сотрудник Института проблем передачи информации РАН, по совместительству — профессор Йельского университета. В 1978 году был удостоен Филдсовской премии — самой почетной награды математиков

24 февраля 1938 — Эмма Васильевна Гапченко (1938), спортсменка-лучница, чемпионка мира 1971 года в личных соревнованиях, двукратная чемпионка мира в составе сборной СССР, бронзовый призер Олимпийских игр 1972 года.

24 февраля 1932 года в Москве родилась российская эстрадная певица Майя Владимировна Кристалинская. Заслуженная артистка РСФСР (1974), первая жена сатирика Аркадия Михайловича Арканова. Скончалась 19 июня 1985.

24 февраля 1931 — Людмила Егорова (1931), русская гимнастка, олимпийская чемпионка

24 февраля 1924 — Мария Васильевна Голубничная (1924), спортсменка, серебряный призер Олимпийских игр 1952 года в беге на 80 м с барьерами, чемпионка Европы 1954 года на этой же дистанции.

24 февраля 1917 — Татьяна Ниловна Яблонская (1917), живописец, народный художник СССР (1982)

24 февраля 1913 года родился Эммануил Генрихович Казакевич — советский писатель, участник Великой Отечественной войны, автор военной прозы – «Весна на Одере», «Звезда» и повести о В.И. Ленине «Синяя тетрадь», лауреат Сталинских премий.

24 февраля 1909 — Иван Григорьевич Павловский (1909 — 27.4.1999), военачальник, генерал армии (1967), главком Сухопутных войск (1967-80), Герой Советского Союза (21.2.1969).

24 февраля 1906 — Александр Роу (1906), русский кинорежиссер, автор фильмов-сказок («Василиса Прекрасная», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Финист – Ясный сокол»)

24 февраля 1900 года родился Максим Максимович Штраух — советский актер театра и кино, народный артист СССР, воплотивший образ В.И. Ленина в фильмах «Человек с ружьем», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше». Лауреат Ленинской и Сталинских премий.

24 (12) февраля 1899 года родился легендарный советский летчик, один из первых Героев Советского Союза, генерал-полковник авиации Михаил Михайлович Громов.

24 февраля 1892 года родился Константин Александрович Федин — советский писатель, общественный деятель, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии

24 февраля 1895 — Всеволод Вячеславович Иванов (1895 — 15.8.1963), писатель.

24 февраля 1889 — Алексей Денисович Дикий (1889 — 1.10.1955), актер. Он, как и родившийся днем ранее Максим Шраух, был народным артистом СССР. Оба исполняли роли вождей: Дикий — Сталина, а Штраух — Ленина. Как-то в 30-е гг. оба актера снимались в одном фильме. Загримировавшись на студии, актеры на автомобиле подъехали к Кремлю, где проходили съемки. Охранник потребовал пропуск. Дикий в соответствующем гриме высунулся из окошка автомобиля. Часовой взял под козырек: «Простите, Иосиф Виссарионович, не признал!» В это время в другое окошко высунулся Штраух, загримированный под Ленина, и спросил: «А меня пропустишь?»

24 февраля 1878 — Михаил Кедров (1878), русский революционер, командующий фронтом

24 февраля 1871 — Мария Толстая (1871), дочь и секретарь русского писателя Льва Толстого

24 февраля 1745 родился Ушаков Фёдор Фёдорович (24 (13) февраля 1745 — 14 (2) октября 1817) — великий русский флотоводец. За время командования флотом не потерял ни одного корабля, ни один моряк под его началом не попал в плен. Адмирал Ушаков был морским деятелем, принесшим славу молодому тогда Черноморскому флоту.

24 февраля 2008 года Национальная Ассамблея избрала Рауля Кастро президентом Кубы.

 

24 февраля 2004 года российское правительство было отправлено в отставку. Герман Греф вышел в отставку с поста министра, Михаил Касьянов с поста Председателя Правительства РФ.

 

24 февраля 1986Выпускается 2500-тысячный автомобиль «Запорожец».

У этого автомобиля было много имен. От обидного «Запор» и «Горбатый» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» в корме, недра которой содержали тарахтящий двигатель воздушного охлаждения. Приятно удивляла и цена: 1800 рублей против 2511 за Москвич и баснословные 5100 за Волгу! Скопив 22 свои зарплаты и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал собственное транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый Запорожец стал первым автомобилем в семье. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора и ты на работе» — это именно о нем. Самый доступный автомобиль Советского Союза: Запорожец.
История этого маленького автомобильчика началась в конце пятидесятых годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер Ситроена «Ши-Ви» или Жука. Первоначальную разработку машины поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей.
Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» — тогда ещё Москвич – 444, а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ)
Производство пришлось открывать практически с «чистого лица», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.
Неудачи, связанные с двигателем, преследовали Запорожцы всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье… Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом.
В 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу».
На базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций:
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.
965Б/965АБ/965АР — инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.
965П — пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.
965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.
В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.
В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно по- этому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — 887 куб.см, 27 л.с.).

Полномасштабное же производство ЗАЗ-966 с собственным силовым агрегатом (1198 куб.см, 41 л.с.) началось позже, в 1967 году. Впрочем, 1,2-литровых моторов на все автомобили не хватало, и часть машин даже следующей, «968-й», модели снабжали 30-сильным двигателем, ведущим свою родословную напрямую от мотора ЗАЗ-965 и даже по тем временам не обеспечивавшим необходимой динамики.
Всего за время производства Запорожцев было выпущено около трех миллионов экземпляров, что для страны с почти трехсотмиллионным населением ( по данным на 1991 год) конечно не много. Тот же ФИАТ-600, выпускавшийся с 1955 до 1969 год – т.е. 14 лет, разошелся тиражом в 2 600 000 экземпляров, при этом к 1970 году население Италии составляло около пятидесяти трех миллионов человек. По-настоящему народным «Запорожец» не стал. Ни старания Никиты Хрущева, ни безусловный энтузиазм коллектива предприятия не смогли совершить чудо там, где этого чуда не ждали.
И все же, перед огромной частью советских автолюбителей Запорожец свою задачу выполнил — стал первым автомобилем, приобщил к иной культуре передвижения и образу жизни.

24 февраля 1985 — состоялись последние выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, а также в местные Советы народных депутатов.

 

24 февраля 1976 года открылся XXV съезд КПСС (24 февраля — 5 марта).

Съезд подвел итоги девятой пятилетки и утвердил основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 гг., которые определили экономическую стратегию партии на десятую пятилетку.

 

24 февраля 1976 года в целях создания первого в СССР пилотируемого космического корабля многоразового использования было организовано НПО «Молния».

 

24 февраля 1975 года умер Николай Александрович Булганин, Маршал Советского Союза, Герой социалистического труда.

Николай Александрович Булганин

Во время Великой Отечественной войны с 19 июля 1941 года по 10 сентября 1941 года и с 1 февраля 1942 года по 5 мая 1942 года — член Военного совета Западного направления. Был членом Военного совета Западного фронта (12.07.1941 — 15.12.1943); 2-го Прибалтийского фронта (16.12.1943 — 21.04.1944); 1-го Белорусского фронта (12.05.1944 — 21.11.1944).

С ноября 1944 года заместитель наркома обороны СССР, член Государственного комитета обороны (ГКО) СССР. В феврале 1945 года введен в состав Ставки Верховного Главнокомандования. С марта 1946 года — первый заместитель министра Вооружённых Сил СССР. 3 марта 1947 года Н. А. Булганин назначен министром Вооружённых сил СССР, до него эту должность с 1941 занимал непосредственно Сталин.

 

24 февраля 1973 года на Первом канале впервые вышла научно-популярная телепередача «Очевидное-невероятное».

Очевидное невероятное телепередача

В ней рассказывалось о науке и технике, изобретениях, освещались философские, культурные и психологические проблемы научно-технического прогресса, делались прогнозы на будущее.

 

24 февраля 1972 года произошла авария на первой советской атомной подводной лодке K-19, унесшая жизни 28 моряков. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух.

24 февраля 1945 года Ставка Верховного Главнокомандования упразднила 1-й Прибалтийский фронт, а его войска включила в состав 3-го Белорусского фронта под названием Земландской группы войск.

 

24 февраля 1945 года соединения Земландской группы войск в Восточной Пруссии на Земландском полуострове отражали атаки пехоты и танков противника.

 

24 февраля 1945 года войска 2-го Белорусского фронта нанесли удар в направлении на Кезлин с целью выйти к побережью Балтийского моря, расчленить восточно-померанскую группировку противника и сорвать угрозу противника советским войскам, наступающим на берлинском направлении. Одновременно войска фронта вели наступательные бои южнее и юго-западнее Данцига.

 

24 февраля 1945 года войска 1-го Украинского фронта успешно завершили Нижне-Силезскую наступательную операцию.

В результате наступления войска фронта продвинулись более чем на 200 км, вышли к р. Нейсе от ее устья до г. Пенцих, сорвали план противника закрепиться на рубеже р. Одер, окружили гарнизоны немецких войск в гг. Глогау и Бреслау. Серьезное поражение было нанесено 4-й танковой и 17-й полевой армиям противника.

 

24 февраля 1945 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие командир расчета 45-мм орудия сержант Александр Гордеевич Голодных награжден орденом Славы 1-й степени.

Родился 10 апреля 1921 года в деревне Авяк Аёвской волости Тарского уезда Омской губернии. Окончил 3 класса, курсы трактористов. Работал трактористом. До войны жил в городе Славгороде Алтайского края.

В октябре 1940 года был призван в Красную Армию Славгородским райвоенкоматом. Служил в артиллерии. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Волховском, Ленинградском, 2-м Белорусском фронтах. К началу 1944 года младший сержант Голодных – наводчик 45-мм орудия 552-го стрелкового полка 191-й стрелковой дивизии.

18 января 1944 года в бою за деревню Витка, 5 км севернее города Новгорода, расчёт младшего сержанта Голодных вместе со стрелковым взводом, зашёл в тыл к гитлеровцам. Во время атаки с фронта расчёт открыл огонь с тыла, истребив около 20 вражеских солдат, уничтожив миномётную батарею и три пулемётные точки. Голодных лично взял в плен 3-х противников.

Приказом от 25 января 1944 года младший сержант Голодных Александр Гордеевич награждён орденом Славы 3-й степени.

25 июля 1944 года, при форсировании реки Нарва в районе железнодорожной станции Солдино-Яам, 6 км западнее города Нарва, сержант Голодных первым переправился с орудием через реку и открыл огонь по противнику. Точным огнём разбил 2 дзота, уничтожил противотанковое орудие, 2 пулемёта, миномёт. 26 июля при отражении контратаки вместе с двумя сержантами вынес с поля боя раненого командира и пленил несколько вражеских солдат.

Приказом от 16 сентября 1944 года сержант Голодных Александр Гордеевич награждён орденом Славы 2-й степени.

18 января 1945 года в боях за населенные пункты Линек и Гловка сержант Голодных во главе расчета 45-мм орудия разбил орудие и истребил до 10 противников. Контратака врага была отбита. 21 января в этих же боях огнём из орудия вынудил личный состав батареи противника обратиться в бегство, бросив на позиции 4 орудия.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1945 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие в боях с вражескими захватчиками сержант Голодных Александр Гордеевич награждён орденом Славы 1-й степени. Стал полным кавалером ордена Славы.

О высокой награде артиллерист не узнал. 24 февраля 1945 года сержант Голодных погиб в бою. Похоронен в городе Хойнице.

Награждён орденами Славы 3-х степей, медалью «За оборону Ленинграда».

24 февраля 1945 года войска 2-го Украинского фронта после упорных оборонительных боев за плацдарм на западном берегу р. Грон были вынуждены оставить плацдарм и перейти к обороне на восточном берегу реки.

 

24 февраля 1944 года войска 1-го Белорусского фронта ликвидировали немецкий плацдарм на левом берегу р. Днепр и освободили г. Рогачев.

 

24 февраля 1944 года соединения 1-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта и 54-й армии Ленинградского фронта, преодолевая ожесточенное сопротивление противника, ударом с северо-запада и юго-востока освободили город и железнодорожный узел Дно.

 

24 февраля 1943 года закончилось наступление войск Брянского фронта на малоархангельском направлении. К исходу дня войска левого крыла Брянского фронта вышли на рубеж Новосиль, Малоархангельск, Рождественское.

 

 24 февраля 1942 года в район южнее и юго-западнее г. Вязьма десантировано с 16 января 1942 г. свыше 10 тыс. человек с вооружением.

 

24 февраля 1941 — Ввод в действие Краматорского завода тяжёлого станкостроения.

 

24 февраля 1920 г. красные партизаны заняли центр округа Черноморской губернии (ныне в составе Краснодарского края) Туапсе.

 

24 февраля 1920 г. Народный комиссариат иностранных дел РСФСР обратился по радио к правительству Румынии с предложением начать мирные переговоры с целью урегулирования спорных вопросов.

 

24 февраля 1920 г. Народный комиссариат иностранных дел РСФСР направил правительствам США и Японии радиотелеграммы с мирными предложениями.

Советское правительство обратилось к госдепартаменту США с предложением начать переговоры о возобновлении торговых связей. Это предложение не получило ответа и даже не было опубликовано в американской прессе.

 

24 февраля 1919 г. Виндава (ныне Вентспилс) была занята балтийским ландесвером — немецким формированием, на тот момент союзным латвийскому буржуазно-националистическому правительству Улманиса и состоявшим не только из балтийских немцев, но и из выходцев из Германии, которым правительство Улманиса обещало землю и гражданство.

 

24 февраля 1918 г. опубликована Декларация независимости Эстонии.

 

24 февраля 1918 г. ВЦИК принял условия мира, продиктованные Германией, 126 голосами (большевики, а также левые эсеры Спиридонова и Малкин) против 85 (левые эсеры, а также большевики Бухарин и Рязанов) при 26 воздержавшихся (в основном левых эсеров).

 

24 февраля 1918 г. германские войска заняли Псков, остававшийся под оккупацией до ноября 1918 г.

 

В ночь на 24 февраля 1918 года был освобожден от калединцев Ростов-на-Дону, что по сути означало разгром контрреволюционного мятежа атамана Каледина на Дону.

Разгром контрреволюционного мятежа атамана Каледина на Дону.
Разгром контрреволюционного мятежа атамана Каледина на Дону.

Ожесточенная борьба против контрреволюции развернулась на Дону, Кубани, Северном Кавказе, Южном Урале — там, где жило казачество — привилегированное при царизме военное сословие. Сюда бежали из центра страны и ставки царские генералы и офицеры, все злейшие враги Советской власти. Они создали из белогвардейских отрядов так называемую «добровольческую армию», которой сначала командовал генерал Корнилов, а затем генерал Деникин.

Атаман донского казачества Каледин захватил Ростов, Таганрог и начал подготавливать поход на Донбасс. Империалисты Англии, Франции, США помогали Каледину оружием, боеприпасами, деньгами. На Южном Урале антисоветский мятеж поднял атаман оренбургского казачества Дутов. Он захватил Оренбург и прервал сообщение Советской России с Туркестаном. Главной опорой этих антисоветских мятежей были богатые казаки.

На борьбу с казачьей контрреволюцией поднялись под руководством большевиков рабочие Ростова, Таганрога, Оренбурга и других городов, трудовое казачество, крестьянская беднота.

На помощь им были направлены отряды Красной гвардии. Первым был подавлен мятеж Дутова. Совместными боевыми действиями красногвардейцев и восставших рабочих Оренбург в середине января 1918 г. был освобожден.

На Дону успешно велась борьба с Калединым. Против него выступили рабочие и казаки-фронтовики. 19 января 1918 г. началось восстание в Таганроге, и здесь была восстановлена Советская власть. Совместными действиями красногвардейских отрядов под командованием В. А. Антонова-Овсеенко и восставших рабочих 24 февраля был освобожден от калединцев Ростов-на-Дону. Через два дня был взят Новочеркасск — «столица» области войска Донского. На Дону установилась Советская власть. К середине марта она победила на Кубани и на всем Северном Кавказе. В конце 1917 — начале 1918 г. власть Советов восторжествовала по всей Сибири и на Дальнем Востоке.

Таким образом, в короткий срок, с 25 октября 1917 г. по март 1918 г., Советская власть распространилась почти по всей территории России и одержала полную победу над силами внутренней контрреволюции, развязавшей сразу после Октября гражданскую войну. Это был «период победного, триумфального шествия диктатуры пролетариата и Советской власти…» — говорил Ленин.

Быстрая победа объяснялась двумя основными причинами: во-первых, тем, что рабочие, солдаты, крестьяне были на стороне Советской власти, против капиталистов и помещиков. «В этой гражданской войне, — говорил Ленин, — подавляющее большинство населения оказалось на нашей стороне, и вследствие этого ч победа давалась нам чрезвычайно легко». Во-вторых, империалистические государства, занятые борьбой между собой в мировой войне, не смогли оказать эффективную поддержку эксплуататорским классам России. К тому же они не верили в прочность Советской власти, полагали, что она скоро падет под ударами внутренней контрреволюции.

Рабочие и трудящиеся России опрокинули их расчеты: они поддержали Советскую власть, выступили против эксплуататоров. Благодаря этому Советы распространились почти по всей стране и упрочили свою власть.

 

24 февраля 1902 — в Великобритании доктор Ланчестер запатентовал проект дискового тормоза

 

24 февраля в 1852 года Николай Васильевич Гоголь сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», над которым трудился более 10 лет.

Николай Гоголь
Николай Гоголь

Таким образом, главный герой книги навсегда остался неисправимым авантюристом, занимающимся скупкой «мёртвых душ», хотя по задумке автора Чичиков должен был измениться.

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: