Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

125 лет со дня рождения С.М. Эйзенштейна (1898-1948), русского режиссера, новатора киноискусства

Сергей Михайлович Эйзенштейн. Родился 10 (22) января 1898 года в Риге (Российская империя) — умер 11 февраля 1948 года в Москве. Советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946). Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1939 год), автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Сергей Эйзенштейн – легенда советского кинематографа, режиссер, художник, педагог, теоретик искусства и сценарист. Широкую известность режиссер получил благодаря картине «Броненосец “Потемкин”», которая была признана лучшим фильмом всех времен и народов на Всемирной выставке в 1958-м году.
Детство и юность

Сергей родился зимой 1989-го года в Риге. Семья Эйзенштейнов была достаточно обеспеченной – отец работал городским архитектором. Богатое приданное матери будущего режиссера позволяло семье вести безбедное существование – у Эйзенштейнов была прислуга, к ним в гости ходили самые состоятельные люди города.

Родители обожали Сергея, однако сам режиссер отзывался о своем детстве как о «времени печали». Он знал, что родители любили его, однако они были заняты собой и мало времени проводили с ребенком.

В 1906-м году, когда началась Первая русская революция, семья спешно уехала в Париж. Во французской столице мальчик впервые познакомился с кинематографом. Первый просмотренный фильм оказал большое влияние на становление будущего режиссера.

В 1908-м году семья вернулась обратно в Ригу, и Сережа поступил в местное реальное училище. В детстве Эйзенштейн-младший посещал уроки верховой езды и игры на рояле. Мальчик изучал три языка – французский, немецкий и английский, занимался фотографией и рисованием. Особенно ребенку нравилось рисовать комиксы и карикатуры. Рисование в дальнейшем станет первой профессией режиссера – долгое время он работал художником-оформителем в театре. Праздники Сергей проводил в доме бабушки в Санкт-Петербурге.

Спустя время его родители решили развестись. Сергей остался жить с отцом, мать же переехала в Петербург. Сын приезжал навестить родительницу на праздники, писал ей письма. По воспоминаниям режиссера, он относился к матери с большой привязанностью и был послушным ребенком. Отец же всегда был для Сережи авторитетом – режиссер так и не начал курить, поскольку этой привычки был лишен его родитель.

После окончания школы Сергей стал студентом Петроградского института гражданских инженеров. Молодой человек должен был продолжить давнюю семейную традицию и связать свою биографию с инженерным делом. Эйзенштейн застал революцию в студенчестве, молодой человек выступал ярым поклонником большевиков. Интересно, что, когда в России установится советская власть, Эйзенштейн расскажет, что не гордится своим родовитым происхождением. Сергей утверждал, что именно благодаря советской власти он стал художником, а не инженером, как его отец.

Творческий путь

Весной 1917-го года Сергей был призван в армию, где его назначили прапорщиком инженерных войск. Спустя год он стал служить под командованием Красной армии. Во время прохождения воинской службы молодой человек прошел длительный путь – от телефониста до сапера. На службе Эйзенштейн участвовал и в творческой самодеятельности – он был актером, рисовал декорации, выступал в качестве режиссера любительских постановок.

В 1920-м году молодой человек познакомился с учителем японского. Сложная словесность этого языка настолько увлекла Сергея, что он решил стать переводчиком. Однако спустя время будущий режиссер охладел к японскому языку и стал работать в Первом рабочем театре на должности художника-декоратора

В 1921-м году молодой человек становится студентом высших режиссерских мастерских. Педагогом и наставником будущего режиссера стал легендарный Всеволод Мейерхольд, который руководил режиссерскими курсами.

В Первом рабочем театре Эйзенштейн художественно оформил свой первый спектакль под названием «Мексиканец», что был создан по мотивам произведения Джека Лондона. Режиссером постановки был назначен Валентин Смышляев, которого Сергей буквально «оттестил», поставив спектакль самостоятельно. В этом театре Сергей принимал участие в постановке еще нескольких спектаклей, среди которых была и пьеса Островского под названием «На всякого мудреца довольно простоты».

Эйзенштейн с выдумкой подошел к оформлению классической пьесы. Он превратил постановку в так называемый «монтаж аттракционов». Это определение начинающий режиссер придумал самостоятельно и даже написал о ней статью. «Аттракционом» Эйзенштейн называл то, что способно вызвать у зрителей чувства. «Монтажом» же становилось соединение разнообразных «аттракционов». В итоге от изначального произведения Островского осталось мало – лишь имена главных героев. Сцену Сергей превратил в бутафорский цирковой манеж, а актеры исполняли танцы над зрителями. К подобным «аттракционам» можно отнести и кинематографическую вставку под названием «Дневник Глумова». Данную ленту исследователи считают первой киноработой Эйзенштейна.

После выпуска первой кинокартины интерес Сергея к кинематографу только возрастал. Вскоре он взялся за монтирование фильма под названием «Доктор Мабузе, игрок» Фрица Ланга. В стране Советов перемонтированный вариант получил другое название – «Позолоченная гниль».

В дальнейшем Эйзенштейн взялся за съемки киноцикла из 8 лент под названием «К диктатуре». Режиссер начал с фильма «Стачка», который появился в советском прокате в 1925-м году. Именно тогда режиссер выступил настоящим новатором в кинематографе. Фильм изобиловал новыми приемами, необычными ракурсами и кинометафорами. Советский зритель не был готов к такому, однако у фильма нашлись и поклонники, которые называли творение Эйзенштейна революцией в кинематографе.

Вскоре Эйзенштейн взялся за съемки следующего фильма, который освещал события 1905-го года. Сроки у режиссера были такие скудные, что ему пришлось сконцентрироваться на рассказе лишь о главном событии года. Таким образом и появился фильм «Броненосец “Потемкин”», который имел оглушительный успех. Фильм не раз удостаивался почетных наград, назывался лучшим у зрителей и деятелей кино.

Спустя два года режиссер снимает следующую картину из цикла. Лента под названием «Октябрь» стала первой, в которой был обыгран образ Владимира Ленина. Интересно, что руководителя революционного движения сыграл не профессиональный актер, а рабочий Василий Никандров. В этом фильме режиссер показал новую концепцию создания фильма – в ленте не должно быть главного героя, нет драматического сюжета. Фильм вновь вызвал ожесточенные споры среди кинокритиков и творческой интеллигенции. Кто-то хвалил ленту, кто-то – ругал. Интересно, что Владимир Маяковский даже заявил, что образ Ленина лишен полностью мысли и совершенно пуст.

Эйзенштейн быстро обрел всероссийскую известность, о нем говорили и в других странах. В 1928-м году мужчина исполнил свою мечту и совершил поездку за границу. В компании с оператором Эдуардом Тиссэ и актером Григорием Александровым прославленный режиссер посетил множество европейских стран и Америку.

Эйзенштейн выступал на немецкой радиостанции, читал лекции в вузах Гамбурга, Лондона, Брюсселя и Амстердама. Европа рукоплескала советскому режиссеру. В Америке мужчине предложили контракт на съемки фильма по мотивам романов Теодора Драйзера. Однако сотрудничество так и не состоялось – американской стороне не понравился сценарий Сергея.

Спустя время художник начинает работать над лентой «Да здравствует Мексика!» Для съемок этой картины режиссер и его коллеги использовали деньги, которые получили от американских спонсоров. Денег на завершение картины уже не было, поэтому друзья решили обратиться к советскому правительству. В ответ на это Сталин прислал американской стороне телеграмму, в которой нелицеприятно высказывался об Эйзенштейне. Вождь назвал режиссера дезертиром, который потерял доверие своих советских товарищей. В итоге Эйзенштейну пришлось срочно возвращаться обратно в Россию. Отснятый материал не был завершен, а американские кинодеятели продали его ремесленникам. Из кадров Эйзенштейна было создано несколько лент, который имели мало общего с первоначальными замыслами советского режиссера.

После трехлетнего отсутствия в Москве режиссера встретили большие изменения. Власти уже не благоволили Эйзенштейну, который когда-то был одним из первых людей советского кинематографа. Его не допускали к высшим наградам, о нем мало говорили на культурных собраниях.

После возвращения в Россию режиссер занялся педагогической и научной деятельностью. Он стал заведующим кафедрой режиссуры при Государственном институте кинематографии. Эйзенштейн писал научные статьи, составлял учебные программы для будущих режиссеров.

В 1935-м году прославленный режиссер получил звание заслуженного деятеля искусств. Спустя три года за ленту «Александр Невский» Эйзенштейн получит степень доктора искусствоведения и орден Ленина.
В военные годы режиссер снимал ленту «Иван Грозный», которая стала последней в его многолетней творческой биографии. Первая часть ленты была завершена в 1945-м году – за нее режиссер был удостоен почетной Сталинской премии.

Доснять вторую часть «Ивана Грозного» режиссер так и не успел. Черновой вариант картины был показан только в 1958-м году.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: