Его простое и гениальное изобретение, известное как «противотанковый ёж», «рогатка» или «звёздочка Гориккера», было принято на вооружение 3 июля 1941 года и стало одним из самых известных символов ВОВ
Звёздочка Гориккера
М. Л. Гориккер получил инженерное образование и, будучи в числе организаторов танковых войск Красной Армии, создал танкодром под Солнечногорском на территории Московского танкотехнического училища. Здесь впервые у Гориккера зародилась мысль о совершенно новом принципе конструкции оборонительных сооружений, которые были бы способны не только остановить танк, но и вывести его из строя.
В первые дни войны он сумел в кратчайшие сроки закончить все расчёты конструкции своего изобретения. Испытания на полигоне прошли 3 июля 1941 года, и новое противотанковое препятствие — «Звёздочка Гориккера» — было принято Государственной Правительственной комиссией на вооружение Красной Армии. При этом подвижные металлические ежи уже производились в Чехословакии и даже могли быть известны Гориккеру из «Вестника Военно-инженерной Академии Красной Армии им. В. В. Куйбышева».
При изготовлении «ежей» на местах были случаи, когда, нарушая конструкцию, их размер увеличивали в полтора-два раза, что лишало их задуманного основного предназначения. Суть заграждения состояла в том, что «ёж» должен быть выше, чем дорожный просвет танка, но ниже или на равной высоте от грунта до верхнего края нижнего лобового листа танка. Только при этом условии он переворачивался, а не отодвигался. Идея была подкреплена точными расчётами конструкции: максимальная высота «ежа» — от 0,8 до 1,0 м; выбор материала для изготовления — нарезанные рельсы, которые обеспечивали необходимую прочность; способ крепления — сварка под определёнными углами. Учтена была наиболее рациональная расстановка заграждений: четыре ряда в шахматном порядке. Простота изготовления позволила в кратчайшие сроки обеспечить Красную Армию новым противотанковым заграждением, а небольшая масса конструкции делала её мобильной и лёгкой в установке.
За создание противотанкового ежа генерал-майору Гориккеру был вручён фотоаппарат марки ФЭД.
Биография
Михаил Львович Гориккер родился 13 января 1895 года в городе Берислав Херсонской губернии.
В 1908—1915 годах — ученик слесаря-кузнеца, затем мастер в кузнечном цехе слесарно-механической мастерской в городе Каховка.
В 1915—1916 годах — рядовой на фронтах Первой мировой войны.
В 1917 году в связи с тяжёлыми ранениями проходил лечение в госпиталях.
С 1918 года — в Красной Армии. Участник Гражданской войны.
В 1919 году — курсант, затем организатор командных курсов. Занимал посты комиссара полевых госпиталей Юго-Западного фронта, комиссара курсов тяжелой артиллерии, затем комиссара пехотных командных курсов.
В 1923 году — слушатель Военно-педагогических курсов РККА, после окончания которых, с 1925 по 1928 год — главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям.
В 1929—1933 годах — слушатель Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина, окончил инженерно-командный факультет, специализация — конструктор боевых машин. После окончания — военный инженер мотомехвойск РККА.
С 1934 года — начальник Московского танко-технического училища.
В 1938 году училище под его командованием переведено в Киев с переименованием в Киевское танко-техническое училище имени С. К. Тимошенко. Гориккер одновременно назначен начальником гарнизона Киева.
В 1940 году, при введении в Красной армии генеральских званий, получил звание генерал-майора технических войск.
В июне-июле 1941 года руководил подготовкой Киева к обороне, а также занимался эвакуацией заводов, фабрик, учебных заведений, в том числе возглавляемого им танкового училища.
Затем откомандирован в Москву для организации специализированного Управления автомобильными войсками РККА.
В 1942—1943 годах — начальник автотранспортного Управления Главного Управления автодорожной службы Красной Армии, одновременно начальник оперативной группы Ставки на Сталинградском фронте.
В 1943 году — генерал-инспектор Главного автомобильного Управления Красной Армии.
В 1944—1945 годах — начальник автомобильного управления Ленинградского фронта[3].
В 1945 году — начальник инспекции Главного автомобильного Управления Красной Армии.
В 1946—1950 — начальник Рязанского военно-автомобильного училища.
С 1951 года — в отставке.
М. Л. Гориккер скончался 19 октября 1955 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище (2 уч.)
Награды
За Первую мировую войну
Солдатский Георгиевский Крест 4 степени;
Солдатский Георгиевский Крест 3 степени.
В предвоенный период
Орден Красной Звезды;
Орден Знак Почета;
Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
За Великую Отечественную Войну
Орден Ленина;
Орден Красного Знамени;
Орден Красного Знамени;
Орден Отечественной войны II степени (1944)[5];
Медаль «За оборону Москвы»;
Медаль «За оборону Ленинграда»;
Медаль «За оборону Сталинграда»;
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
После Отечественной войны
Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота» и другие медали
Будьте первым, кто оставит комментарий!