Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

31 декабря 1913 года родилась Нина Максимовна Распопова (31.12.1913 – 02.07.2009) — Герой Советского Союза, командир звена ночных бомбардировщиков во время Великой Отечественной войны (805 боевых вылетов).

Распопова Нина Максимовна – командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родилась 31 декабря 1913 года в селе Магдагачи (ныне посёлок городского типа) Магдагачинского района Амурской области в семье рабочего. Русская. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. До восьми лет жила в Черновке Свободненского района. Окончила горнопромышленное училище, лётную школу и Курсы усовершенствования командного состава при Центральном аэроклубе в Москве. Работала геологом, инструктором лётчиком в аэроклубах в городах Омск и Мытищи Московской области.
В Красной Армии с октября 1941 года. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года.
Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант Распопова к концу войны совершила 805 боевых вылетов, нанеся большие потери врагу в живой силе и боевой технике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Распоповой Нине Максимовне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9011).
После войны отважная лётчица – в запасе, а затем в отставке. Работала ответственным секретарём Мытищинского районного отделения общества «Знание». Вела активную общественную деятельность.
Жила в городе Мытищи. Скончалась 2 июля 2009 года, на 96-м году жизни. Похоронена на Волковском кладбище в Мытищах (участок 12).
Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Дружбы народов, российским орденом Почёта (28.04.1995), медалями.
Почётный гражданин Мытищинского района Московской области (1997).
——————
В 1978 году город Дрезден в рамках визита дружбы посетила советская делегация, в состав которой входили ветераны Великой Отечественной войны. Во время пребывания в этом старинном германском городе, славящемся своей архитектурой, многочисленными театрами и музеями и являющемся одним из красивейших городов мира, советская делегация посетила музей, в одном из павильонов которого экспонировалась авиационная техника времён Второй Мировой войны.
Экскурсовод рассказывал и представлял «Мессершмитты», «Фокке — Вульфы», «Юнкерсы». Вдруг от делегации отделилась худенькая, невысокого роста женщина и направилась к стоящему рядом маленькому советскому самолёту У-2. Она прижалась к нему и стала нежно поглаживать его обшивку. По щеке женщины скатилась слеза. Заметив её, экскурсовод в недоумении стал почти кричать:
— Нет! Нельзя трогать! Это плохой самолёт, на нём летали «ночные ведьмы».
Именно так во время войны немецкие солдаты называли наших лётчиц из женского авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков.
— Так эта женщина и есть «ночная ведьма» — раздался голос одного из членов нашей делегации.
Павильон, недавно казавшийся пустым, внезапно наполнился посетителями. Они шли отовсюду. Через несколько минут женщина была окружена со всех сторон. Всем хотелось поглядеть на настоящую живую «ночную ведьму», о которых ходило множество легенд. За одну сбитую «ночную ведьму» в годы войны назначалось вознаграждение до 20 000 марок!
Этой женщиной была прославленная советская лётчица Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова, которая с мая 1942 года до конца войны служила в составе 46-го Гвардейского авиационного полка ночных бомбардировщиков 325-й авиационной дивизии 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта.
Она родилась 31 декабря 1913 года в селе Магдагачи Амурской области. Отец в то время работал на строительстве железной дороги. Родители были неграмотными. Семья жила трудно, на случайные заработки отца. Мать умерла рано, когда Нине исполнилось 8 лет. После смерти матери отец собрал нехитрые пожитки и с 5-ю детьми переехал в село Магоча, где жила сестра жены. Он надеялся на её помощь.
Отец устроился работать на прииск «Урюм». Жили едва сводя концы с концами. С голода не пухли, но нужда сказывалась. Всё это формировало отчаянный и твёрдый характер у Нины. Детство пролетело незаметно, настало время помогать отцу. Она устроилась работать на прииск.
Однажды, придя домой, отец сказал дочери, что ей от комсомола и профсоюза выделили путёвку на учёбу в Благовещенское горнопромышленное училище. Собеседование прошла с трудом, так как при поступлении требовались знания физики и химии, а их у Нины не было, как не было и полного начального образования. Но её всё же приняли. Учёба давалась нелегко. Жить приходилось на стипендию, которая составляла 15 рублей. В училище Нина была активисткой и заправляла всей общественной работой. Незаметно пролетели 3 года учёбы, и Нина ждала распределения. Дождалась, только не на работу по специальности. Её вызвали в Благовещенский военкомат вместе с подругой Дусей Усольцевой. Там они оказались не одни. Вместе с ними было ещё несколько человек. Военком спросил:
— Слышали о призыве партии: «Юноши и девушки — в авиацию!»?
Нина не мечтала летать, но, как и все, кивнула головой в знак согласия. Военком объявил:
— Ну, раз согласны, получайте направление в Пермскую лётную школу.
— А сколько там учиться? — неуверенно спросила Нина.
Военком поморщился, по всему было видно, что он и сам не имел понятия о сроке обучения, но уверенно ответил:
— Лет пять.
Нина испуганно зашевелила губами, подсчитывая в уме, сколько же ей будет лет к окончанию учёбы в лётной школе. Военком заметил её замешательство и спросил:
— У вас есть возражения?
— Н… нет, — протянула Нина. — Только когда же я теперь выйду замуж?
— Выйдешь, выйдешь, красавица! — услышала она голос за спиной. Повернувшись, она увидела двух молодых людей. Это были секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и секретарь крайкома ВЛКСМ Пётр Листовский. Ей предложили поступить во вновь открытую в Хабаровске лётную школу ОСОАВИАХИМа, где готовили гражданских пилотов. Шёл 1932-й год…
В Хабаровскую лётную школу она приехала вместе с подругой по училищу Дусей Усольцевой. Из — за малого роста Нину не брали в лётную школу. Помог Александр Косарев, которому удалось уговорить приёмную комиссию. Здесь в школе Нина познакомилась с Ольгой Малышевой, которая к этому времени уже летала на самолёте, Анной Кирюхиной и приехавшей из Алма-Аты Анной Гордиенко. Нелегко давалась учёба. Снисхождения к девушкам не было. Приходилось доказывать, что они не хуже парней справляются с учебной программой. В один из дней Нина с Дусей решили посмотреть на самолёт, на котором предстояло летать. Они пошли в ангар и там увидели настоящий самолёт, он им показался просто огромным. Дуся испугалась и выскочила из ангара. Она сказала Нине, что никогда не сможет сесть в кабину этого самолёта. Сколько Нина её ни уговаривала, она всё же покинула авиашколу. Наконец была пройдена теория, сданы экзамены, наступило время лётной практики.
Нина помнит свой первый выездной полёт. Она сидела в задней кабине и едва дотягивалась ногами до педалей. Пришлось сдвинуться почти на край сиденья.
— Ноги до педалей — то достают? — спрашивал Нину инструктор Пётр Лебедев.
— Достают. — лукавила Нина.
Она боялась, что её из — за малого роста могут отчислить. Наступил март 1933 года. Подходила к концу вывозная программа, а с полётами что — то не ладилось. А тут, как на грех, её вызывает на проверку техники пилотирования старший начальник Александр Святогоров. «Теперь точно отчислят», — подумала Нина. В полёте Святогоров определил, что у Нины страдает координация действия рулями управления. Он смог показать и научить её правильным действиям, и у неё стало получаться.
После заруливания самолёта Святогоров указал Нине на недостатки, допущенные ею в полёте, и вдруг она увидела, что в переднюю кабину загружают мешок с песком, а это означало, что её выпускают в самостоятельный полёт. Инструктор дал последние указания и стал спускаться с крыла. От радости Нина резко дала газ, и не успевший соскочить с крыла инструктор полетел на землю. Первый самостоятельный полёт она выполнила на «отлично». Во время второго полёта с внешней стороны круга зашёл снежный заряд. Распопова приняла правильное решение, срезав круг, зашла на посадку. После полёта её поздравляли друзья, радости не было предела. Теперь она лётчик — все сомнения позади.
По окончании Хабаровской лётной школы ОСОАВИАХИМа Нину Распопову и Аню Гордиенко направили в город Спасск-Дальний в лётно — планерную школу инструктором. Шёл период становления школы, они практически не летали, больше месяца болтаясь без дела. Первой не выдержала Аня. Она уехала в Казахстан и вскоре вызвала к себе Нину во вновь открывающуюся лётно — планерную школу в Болхаше. Но здесь, как и в Спасске — Дальнем, их ждало разочарование. Аня Гордиенко ушла в Гражданский Воздушный Флот, а Нина Распопова уехала в Тушино, где вскоре получила направление на работу в Омский аэроклуб ОСОАВИАХИМа на должность лётчика — инструктора.
В Омске она летала не только на самолёте, но и на планере, а 7 апреля 1934 года выполнила свой первый прыжок с парашютом. Незабываемой была встреча с прославленными лётчиками В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым, посетившими Омск. Нина вплотную приблизилась к Чкалову и пристально рассматривала его Звезду Героя Советского Союза. Валерий Чкалов, заметив это, сказал: «Не смотри так на мою звезду, у тебя будет такая же».
Наступил 1937 год, принесший Нине тяжёлые испытания. Нина получила известие о гибели своей подруги Ани Гордиенко. В этот трагический день она заходила на посадку при сильном тумане, её самолёт столкнулся с высокой трубой промышленного объекта, находившегося неподалеку от аэродрома. Все пассажиры и пилот погибли.

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: