Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

2 декабря 1970 — Первый полёт боевого самолёта вертикального взлёта и посадки «Як-38» («Як-36М»), пилот В.Г. Мухин.

Як-38 – первый и последний отечественный палубный штурмовик с вертикальным взлётом-посадкой Самым грозным морским оружием являются авианосцы. Обладая авиакрылом из десятков самолётов различного назначения они способны выполнить самые сложные боевые задачи. Однако внушительные размеры взлётно-посадочной палубы лишают их скорости и маневренности, превращают в малоподвижную цель. В этой связи авиаконструкторами изобретены, а войсками успешно используются самолёты, взлетающие вертикально. Им не нужна «взлётка», для старта достаточно площади, которая не превышает их габаритов. Сегодня поговорим о самом массовом самолёте с вертикальным взлётом, который состоял на вооружении авиации морфлота СССР.

Из истории создания Як-38 Разработка собственных самолётов с вертикальным взлётом, равно как и создание других вооружений в СССР, проходила на фоне конкуренции с США. Декабрь 1967 года стал стартовым месяцем для разработки нового морского штурмовика Як-36М, когда ЦК КПСС и Совмином было принято соответствующее постановление. Главным конструктором проекта стал талантливый «яковский» авиаконструктор Мордовин Станислав Григорьевич. Первый опытный образец был представлен для испытаний в мае 1970 года. Создание новых экземпляров и испытания продолжались на протяжении двух лет. Ещё 2 года с апреля 1972 по сентябрь 1974 – продолжались государственные лётные испытания, в результате которых самолёт получил разрешение на использование в составе авиагрупп на борту тяжелых авианесущих крейсеров. В серию штурмовик был запущен как Як-38.

На службе отечеству Як-38, как и другие самолёты с вертикальным взлётом, нельзя оценить однозначно. Эксперты и аналитики бесконечно спорят о том, чего в этой модели больше: положительного или отрицательного. Попытаемся разобраться в противоречиях. Всего за период с 1974 по 1989 годы было построено и передано в войска 231 Як-38 нескольких модификаций. Основным местом дислокации были тяжелые авиакрейсера, такие, как «Баку», «Новороссийск», «Киев», «Минск». На фоне гонки вооружений Як-38 выполнял в большей степени роль показателя развития оборонной промышленности советского государства. В многочисленных дальних походах самолёт демонстрировался, не только союзникам. Моряки США были свидетелями эффектных взлётов и маневров «вертикалки». Второй жирный плюс самолёта Як-38 – это опыт, который получили конструкторы при разработке и дальнейшей доработке модели. Он служил своеобразной испытательной площадкой, ведь с середины 70-х конструкторы активно работали над новой моделью – Як-141. В свободном доступе можно найти информацию о том, что документы по Як-38 и 141 были проданы США в 1995 году. С огромной долей вероятности можно утверждать, что отечественный самолёт стал прародителем американского F-35B, который до настоящего времени благополучно выпускается и стоит на вооружении американской армии и других стран НАТО. Як-38 обладает передовой катапультирующей установкой. При отказе какой-либо системы у пилота нет времени на оценку ситуации и принятие решения о катапультировании. За него решение принимала автоматика.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: