Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

15 ноября 1912 года родился Михаил Васильевич Грешилов – Советский подводник-черноморец, Герой Советского Союза, капитан 1 ранга.

Михаил Грешилов появился на свет 15 ноября 1912 года в крестьянской семье, проживавшей в поселке Будановка Курской области. Его отец, Василий Фомич, в Первую мировую потерял ногу, часто болел и большинство времени проводил дома. Воспитанием мальчика занимался его дедушка Фома, научивший Михаила правильно запрягать лошадей, косить сено, ремонтировать телеги и ухаживать за садом. Особенно смышленый парнишка любил работать в столярной мастерской деда, впоследствии он писал: «Там я научился владеть стамеской и рубанком, пилить без задиров, разводить столярный клей. Практически самостоятельно смастерил кухонный шкаф, которым пользовались потом долгие годы».
Из-за Гражданской войны в школу Михаил пошел поздно, в десятилетнем возрасте. Четыре года он учился в Будановке, а в 1926 году по рекомендации учительницы русского языка был принят в пятый класс железнодорожной школы в городе Курске. Расстояние от поселка Будановка до Курска составляло около тридцати километров, и каждый день парнишка добирался до города на поезде. Сначала Михаил ездил по железнодорожному билету, который ему выписал родной дядя, работавший дежурным на станции. Однако спустя год дядя сменил место работы, и Грешилов стал путешествовать зайцем — лишних денег у его родителей не было. Не обходилось и без происшествий. Михаил Васильевич вспоминал: «Один раз я, как обычно, решил заскочить на ходу. Подбежав к идущему вагону товарняка, ухватился за ручку тормозной площадки. И тут меня дернуло вперед, развернуло, и я, не успев поставить ногу, стукнулся боком о вагон. Я не отпустил ручку, и поезд поволок меня по земле. Чудом не попав под колеса, я подтянулся, забросил ногу на порожек и поднялся на площадку. Меня трясло. Тогда я и осознал, что такое жизнь, а точнее — радость жизни».
Учиться в школе будущему подводнику нравилось, а его любимыми предметами была физика и математика. В 1929 Грешилов окончил седьмой класс, и подал заявление в только что открывшийся в городе автотракторный техникум. Однако на экзаменах шестнадцатилетний юноша провалился. Расстроившийся, но не сдавшийся, Михаил решил поступить в Курский педагогический техникум. Туда его приняли без вступительных экзаменов, и там же он был официально зачислен в ВЛКСМ. А в начале осени 1929 обком комсомола организовал набор комсомольцев, желающих принять участие в строительстве Магнитогорского меткомбината. Узнав, что там можно будет и работать, и учиться, Грешилов отправился в путь.
Первое, что увидел юноша по прибытии в Магнитогорск, было небольшое деревянное здание временного вокзала. Весь день Грешилов, пораженный величественной панорамой строительства, бродил по городу, а вечером его в числе прочих новоприбывших увезли в школу фабрично-заводского ученичества, расположенную в Верхнеуральске. Там юноша был зачислен в группу электриков. На первом уроке старый мастер сообщил ученикам: «Весной будет закончена первая домна. Так что времени, ребята, у вас в обрез, рекомендую взяться за ум». Время учебы пробежало быстро, и в мае 1930 Грешилов отправился в город Макеевку (Донецкая область) на практику. Все лето он работал на коксовых батареях и у доменных печей, учась управлять мудреным электрическим хозяйством коксохимического завода. В Магнитку Михаил вернулся в самые тяжелые предпусковые дни, приняв участие в запуске первых коксовых батарей.
Работа на производстве молодому крепкому парню была по душе, однако судьбе было угодно, что весной 1933 Грешилов от секретаря комсомольской ячейки услышал о проводимом наборе добровольцев в ВМФ. Не прошло и двух недель, как Михаил Васильевич, соблазненный заманчивой перспективой стать военным моряком, уже шагал с чемоданом в руках по Невскому проспекту. Первый курс показался наголо остриженному курсанту военно-морского училища им. Фрунзе Грешилову самым трудным. Многие разделы математики оказались ему незнакомы, и юноше приходилось много времени проводить в библиотеке. Наряду с изучением алгебры, тригонометрии и русского языка, курсанты изучали мореходную астрономию, навигацию, морскую практику и английский язык.
По возвращении из отпуска учащимся объявили о готовящейся практике на севере. Им предстояло совершить переход из Архангельска до Новой Земли на огромном учебном корабле «Комсомолец». К слову, при выходе из горла Белого моря погода испортилась, и «Комсомолец» попал в двенадцатибалльный шторм. Это стало хорошим испытанием для новичков, которых задействовали в самых трудоемких работах — угольной погрузке, подкраске и мытье надстроек и бортов, очистке якорных цепей от ржавчины, подъеме и спуске корабельных плавсредств. Не дойдя несколько километров до островов Новой Земли, где бушевал ураган, корабль был вынужден лечь на обратный курс и уйти в Мурманск. Обратный переход в Ленинград Грешилов совершил на этом же судне. В этом плавании курсанты выполняли уже настоящую штурманскую работу — изучали береговые очертания, брали пеленги, рисовали карты, прокладывали курс корабля.
По возвращении в училище летом 1934 Михаил Васильевич был зачислен на второй курс. На этом этапе обучения необходимо было определиться с будущей специализацией — надводной и подводной, делившейся также на два дивизиона: минный и штурманский. Грешилов выбрал класс штурманов-подводников. Весь второй курс он в числе прочих осваивал такие штурманские дисциплины, как лоция и навигация, мореходная астрономия и девиация, электронавигационные приборы и мореходные инструменты, гидрография и гидрология, геодезия и служба погоды. В этом же году Михаил Васильевич начал изучать устройство подводных лодок и познакомился с основами использования минно-торпедного и артиллерийского оружия. Третий курс вместе с углублением знаний по основной специальности дополнился изучением истории военно-морского искусства и тактики применения оружия. Летняя практика также все усложнялась — на учебных кораблях Грешилову все чаще доверяли самостоятельные вахты. Наконец, настал день, которого Михаил Васильевич ждал с нетерпением. Он писал: «Каждый подводник меня поймет, первое погружение — это одно из самых важных жизненных событий. Вступление в особый мир. …Старая подлодка типа «Барс» опустилась на заданную глубину, выполнила все предписанные маневры и в полном соответствии с уставом всплыла. На пирсе мы друг друга поздравили с вступлением в ряды подводников».

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: