Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

6 ноября 1943 года войска 1-го Украинского фронта (генерал армии Н.Ф. Ватутин) в ходе Киевской наступательной операции освободили от фашистских оккупантов столицу Украины г. Киев.

Утром 6 ноября бойцы Красной армии шли по Крещатику.

Он был разрушен и сожжен. Страшный, безлюдный, сгоревший и разбитый Киев встречал своих освободителей. Осенний ветер нес гарь и первый снег, трепал красные флаги и выбивал слезы из глаз солдат.

Черные глазницы пустых окон, провалы и пустыри на месте красивых домов и руины, руины, руины.

Оккупанты успели натворить много бед.

Сотни тысяч киевлян и военнопленных были расстреляны и замучены в Бабьем Яру, Дарницком и Сырецком концлагерях, в подвалах гестапо на Владимирской улице. Это были украинцы, евреи, русские, поляки — Бабий Яр стал братской могилой и одним из самых страшных символов фашизма, наряду с Бухенвальдом, Дахау, Освенцимом, Терезином, Хатынью, Лидице, Орадуром, Ковентри, Ленинградом…

Осенью 1943 года контрнаступление советских войск, начатое 12 июля во время Курской битвы, переросло в общее наступление.

Требовалось разгромить немцев на южном крыле советско-германского фронта, освободить важнейший промышленный центр страны — Донбасс, сельскохозяйственные районы Левобережной Украины и Крым, выйти к Днепру и захватить плацдармы на его правом берегу. Днепр являлся основой оборонительного рубежа, т.н. «Восточный вал», решение о создании которого было принято в гитлеровской ставке весной 1943 года.

На первом этапе битвы за Днепр в августе-сентябре 1943 года советские войска начали мощное наступление в Левобережной Украине и на Донбассе.

К концу сентября Красная армия разгромила германскую группировку на этом плацдарме. Наступавшие войска вышли к Днепру в его среднем течении почти в 750-километровой полосе и, форсировав его, захватили 23 плацдарма.

На втором этапе продолжались упорные бои, особая роль в этой борьбе принадлежала району Киева.

Перед Воронежским фронтом, освобождающим город, было сосредоточено 30 дивизий противника, в том числе 7 танковых. Наиболее сильная группировка сосредоточилась против Букринского плацдарма, где на одну дивизию приходилось по 5–6 км фронта.

Командующий войсками фронта генерал армии Николай Ватутин принял решение разгромить группировку противника и освободить столицу Украины нанесением двух ударов.

Главный удар планировали нанести с юга, с Букринского плацдарма, а вспомогательный — с севера, с Лютижского. В районе Букрина было сосредоточено большинство сил фронта (40, 27 общевойсковых и 3-я гв. танковой армии).

12 октября, после мощного удара артиллерии и авиации, началось наступление войск Воронежского фронта с Букринского плацдарма.

В течение дня на фронте от Ржищева до Киева шли ожесточенные бои, в которых обе стороны несли большие потери. Переправа войск и техники происходила под сильным артиллерийско-минометным и пулеметным обстрелом.

Командующий фронтом ввел в бой 3-ю гвардейскую танковую армию генерала Павла Рыбалко. Но ее соединения, вынужденные преодолевать противотанковую оборону и отражать контратаки врага, успеха не добились. Не смогла прорвать немецкую оборону и 38-я армия генерала Кирилла Москаленко, прорывавшаяся в Киев из Лютижского плацдарма.

Командование фронта решило приостановить активные действия, опрокинуть на плацдармы артиллерию и танки, накопить боеприпасы и подготовиться для продолжения наступления. С этой целью на Днепре в полосе Воронежского фронта было построено 13 мостов. Впрочем, начатое 21 октября наступление также не принесло желаемых результатов. Соединения 40-й армии генерала Федора Жмаченко только вклинились в оборону противника на 2–3 км и соединились с частями, действовавшими неподалеку от Щучинского плацдарма.

Фронту было приказано подготовить новую операцию по нанесению главного удара правым крылом фронта к северу от Киева из Лютижского плацдарма.

Перед фронтом от Чернобыля до Канева были сосредоточены основные силы 4-й танковой и 8-й армий группы армий «Юг», 2-я танковая армия группы армий «Центр». Кроме того, в резерве находились 4 венгерские легкие пехотные дивизии и 1 резервная немецкая дивизия. Всего эта группировка насчитывала 500 тысяч человек, 6 тысяч орудий и минометов, около 400 танков и штурмовых орудий и более 660 боевых самолетов.

Севернее Киева пролегал возведенный советскими войсками еще в 1941 году и восстановленный противником противотанковый ров. Несмотря  огромное напряжение наступающих войск 1-го Украинского фронта, задача первого дня операции по прорыву в глубину вражеской обороны была выполнена не полностью. Это объяснялось упорным сопротивлением германских войск и трудностями ведения боев в лесистой местности.

Промедление с прорывом обороны на всю ее глубину могло привести к тому, что бои на подступах к Киеву могли приобрести затяжной характер.

25 октября — 1 ноября осуществлялась перегруппировка войск фронта. Передвижение производилось только в ночное время. В целях маскировки широко применяли дымовые завесы. Для сокрытия ухода из Букринского плацдарма танковой армии и большого количества артиллерии на плацдарме было изготовлено и расставлено множество макетов танков и пушек.

В полосе 13-й армии генерала Николая Пухова были созданы районы ложного сосредоточения войск, среди местного населения распускались слухи о переходе армии к наступлению.

Все эти мероприятия позволили провести перегруппировку втайне от противника. В 38-й армии на участке прорыва шириной 14 км советские войска имели большое преимущество. Впервые в войне была создана огромная плотность артиллерии на участке прорыва — более 200 орудий на 1 км фронта.

В это время генерал Москаленко сказал: «При двухстах орудиях на километр фронта о противнике не спрашивают, а только доносят, до какого рубежа дошли наши части».

К 3 ноября немцы сумели установить передислокацию наших войск и стали ждать удара севернее Киева. Однако данные были запоздалыми, и сделать что-либо существенное противник не успел.

3 ноября началось наступление ударной группировки войск 1-го Украинского фронта (так от 20 октября 1943 стал называться Воронежский фронт) к северу от Киева. Вечером 3 ноября в телеграмме генералу Н.Ф. Ватутину Верховный Главнокомандующий требовал не позднее 5 ноября перерезать железную дорогу Киев-Коростень и до 5-6 ноября овладеть столицей Украины.

Танковая армия Павла Рыбалко, которая пошла в обход Киева в направлении Житомира и Фастова, отрезая пути ухода, применила необычный для врага трюк — психическую танковую атаку. На танках были закреплены сирены, которые во время наступления создавали сильное впечатление.

Чтобы предотвратить разрушение наносившего врагом Киеву, советские войска стремились как можно быстрее пробиться в центр города.

Немецкие поджигатели и взрыватели оставляли за собой груды охваченных пламенем развалин. Решительность и быстрота приобретали в этих условиях большое значение.

Наступление вели по направлениям, сходящихся в центр Киева. В полночь к нему прорвались части 51-го стрелкового генерала Петра Авдеенко и 5-го гвардейского танкового корпуса генерала Андрея Кравченко. Впереди наступали воины 207-го танкового батальона под командованием капитана Дмитрия Чумаченко. Путь в центр Киева прокладывал командир взвода — киевлянин гв. старшина Никифор Шолуденко. Десятки солдат противника уничтожил он на своем танке, расчищая путь пехотинцам. В бою Никифор Шолуденко погиб. Его прах сейчас покоится на аллее в Парке Славы у Вечного огня в Киеве.

В 0 часов 30 минут 6 ноября 1943 над столицей Украины Киевом взмыл красный флаг, поставленный бойцами 180-й стрелковой дивизии генерал-майора Федора Шмелева. К 4 часам утра 6 ноября после упорных боев группировка немецких войск, оборонявшая Киев, была разгромлена.

Через час после этого представитель Ставки Маршал Советского Союза Георгий Жуков и Николай Ватутин телеграфировали Верховному Главнокомандующему: «С огромной радостью докладываем Вам о том, что задача, поставленная Вами по овладению нашим прекрасным городом Киевом — столицей Украины – войсками 1-го Украинского фронта выполнена. Киев полностью очищен от немецких оккупантов». Москва в тот же день салютовала доблестным воинам 1-го Украинского фронта 24 залпами из 342 орудий.

За мужество и отвагу, проявленные в боях за Киев, 65 частей и соединений получили почетное название «Киевские». Около 17,5 тысячи солдат и офицеров 1-го Украинского фронта были награждены орденами и медалями.

Оккупация Киева длилась 778 дней. Огромный город, насчитывавший до войны 900 тысяч жителей, опустел. К осени 1943 года в нем осталось всего 180 000 человек. Немцы превратили в руины многие улицы, взорвали Успенский собор Киево-Печерской лавры, здание цирка, сожгли ТЮЗ, консерваторию, разрушили Академию наук УССР, большинство медучреждений города, 140 школ, 900 зданий госучреждений, кинотеатров.

Освобождение Киева получило широкий международный отклик. В странах антигитлеровской коалиции это событие расценивалось как новый, мощный удар по армии нацистской Германии.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: