Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

31 октября 1931 года в Луганске выпущен первый в СССР тяжёлый грузовой паровоз серии «Феликс Дзержинский»

ФД («Феликс Дзержинский»; заводское обозначение — 1П — «1-й тип паровоза»; ― советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся Луганским (позже Ворошиловградским) паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год.

Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. Полученный при проектировании и производстве «Феликса Дзержинского» опыт был использован при создании всех последующих советских паровозов. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов в условиях предельного использования винтовой сцепки и нереконструированного верхнего строения пути. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.

История

До начала 30-х годов ХХ века паровоз серии Э считался основным магистральным товарным локомотивом. За 45 лет его выпуска было построено 16 тысяч паровозов этой серии различных модификаций. Однако этот паровоз в период интенсивной индустриализации страны уже не мог удовлетворять потребности железной дороги в перевозках.

Наркомат путей сообщения принял решение закупить десять паровозов в США и начать их опытную эксплуатацию. Опытная эксплуатация этих паровозов показала, что американские локомотивы непригодны для наших дорог, они были слишком тяжелые и разрушали путь. Нужно было в кратчайший срок на их базе создать новый паровоз.

В 1931 году с мая по август коллективом конструкторов Центрального локомотивного бюро был создан самый мощный в ту пору — до 2900 л. с.- в Европе паровоз. Собирали новую машину ударными темпами в Луганске на паровозо-(позже тепловозо)-строительном заводе имени Октябрьской Революции.

Одна из ударных бригад предложила:
«В честь одного из лучших наркомов путей сообщения, организатора борьбы за обновление и реконструкцию социалистического транспорта, чекиста, непримиримого борца с контрреволюцией, саботажем и вредительством, верного часового пролетарской страны, «железного» Феликса Дзержинского, назвать его именем паровоз типа 1-5-1, присвоив ему серию ФД».

За десять лет было изготовлено 3213 паровозов серии ФД. Началась война, и сборку четырех незавершенных паровозов закончили в Улан-Удэ.
История Луганского тепловозостроительного завода началась в 1896 году, когда немецкий промышленник Густав Гартман перевёз в Луганск из Хемница оборудование своего паровозостроительного завода.

Было создано «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана». Через три года завод на берегу Лугани стал самым мощным в Российской империи. Предприятие было рассчитано на выпуск 20 паровозов в месяц, а Путиловский и Брянский заводы выпускали 13-14 единиц.

Благодаря строительству предприятия начался рост населения города. В 1904 году в нём проживало 34 тысячи человек, а в 1897 году численность населения составляла 20 тысяч.
Первый луганский паровоз вышел из ворот предприятия 29 мая 1900 года. Локомотив серии «ОД» имел мощность всего 560 лошадиных сил.
Далее выпускались такие марки: грузовые «ОВ» (овечка), «Э», пассажирские «С» и «Б».
Гражданская война, голод и послевоенная разруха не уничтожили это промышленное предприятие.

В 1927 правительство СССР приняло решение о генеральной реконструкции завода, а вскоре было создано управление по строительству завода – «Луганстрой», на строительных площадках которого побывали Климент Ворошилов и Григорий Орджоникидзе.

В 1929 году на заводе родился лозунг, который подхватила вся страна:
«Пятилетку – в четыре года!». Из Луганска в Москву ушёл тогда «Красный угольный эшелон».
Горняки погрузили в него уголь, добытый сверх нормы, рабочие, тоже сверх плана – отремонтированные вагоны, а паровозостроители – новенький локомотив.

В ноябре 1931 года реконструированный завод вступил в строй. Территория его увеличилась почти в четыре раза, станочный парк – в 3 раза. В это же время начался выпуск локомотива серии «ФД» (Феликс Дзержинский). На Всемирной выставке в Париже в 1938 году этот локомотив получил золотую медаль.

В годы Великой Отечественной войны паровозостроительный завод был полностью разрушен. Сразу после освобождения города, буквально на следующий, день начались восстановительные работы, что позволило в октябре 1945 года выпустить первый послевоенный паровоз «СО» (Сергей Орджоникидзе).
За выполнение заданий по восстановлению предприятия и организацию выпуска паровозов для народного хозяйства 7 июня 1947 года завод был награждён орденом Ленина, а 200 лучших работников получили правительственные награды.

Николай Лунин
В ту пору имя Николая Лунина было не менее популярно, чем имена Алексея Стаханова или Александра Покрышкина. Лунин стал старшим машинистом совсем молодым – в 20 лет – и сразу же начал использовать новаторский метод эксплуатации паровоза. Сами члены бригады устраняли неполадки в локомотиве, ибо кто же знает слабости машины лучше, чем водители. Почин Лунина переняли семь тысяч паровозных бригад! Была сэкономлена масса времени, значительно повышена производительность труда.

К ноябрю 1940 года паровоз Лунина под номером ФД20-1242, в два раза перекрыв норму пробега, встал на ремонт. А в январе 1941 года специальным решением наркома путей сообщения Лазаря Кагановича бригаде Лунина был передан красавец – юбилейный 3000-й паровоз серии ФД, покрашенный по этому случаю в ярко-синий цвет.

Зимой Николай Лунин доставил в замерзавшую Москву 100 вагонов с углем, положив начало движению сверхтяжелых поездов. За этот почин он получил Сталинскую премию. Часть премиальных денег сибиряк передал на строительство подводной лодки «Новосибирский комсомолец», а часть отдал детским домам, а также купил на собственные средства 30 вагонов кузбасского угля и со своей бригадой на своем паровозе доставил их в освобожденный разбомбленный Сталинград.

5 ноября 1943 года Лунин стал Героем Социалистического Труда.
Скончался он после тяжелой болезни 3 октября 1968 года, прожив лишь 53 года.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: