Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Праздничные,Знаменательные и Памятные даты. 30 октября

30 октября День автомобилиста

День автомобилиста (День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта) – профессиональный праздник работников автомобильного транспорта В торжествах принимают участие водители рейсовых маршрутов, обслуживающий и ремонтный персонал предприятий-перевозчиков, работники, инженеры и конструкторы автозаводов, фабрик по изготовлению запасных частей и комплектующих. К ним присоединяются преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений, жители населенных пунктов, для которых изготовление колесной техники является градообразующей отраслью.

В России праздник ежегодно отмечается в последнее воскресенье октября. В 2022 году день автомобилиста приходится на 30 октября и отмечается на официальном уровне в 46 раз. Торжество утратило исключительно профессиональное значение, его также начали отмечать владельцы личных транспортных средств и водители-любители.
Суть праздника – показать важность автотранспорта в экономике страны и почтить уважением работников этой сферы.

В этот день поздравляют людей, причастных к празднику. На автотранспортных предприятиях устраивают корпоративы, на которых сотрудникам вручают премии и подарки. В городах проводят парады и показы ретро-машин. Любители гонок принимают участие в соревнованиях и автопробегах.

История праздника
Праздник возник в советские времена. Он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года № 2847-IX «О Дне работников автомобильного транспорта» и подтвержден Указом от 1 октября 1980 года № 3018-Х. Обычай чествования автомобилистов в последнее воскресенье октября сохранился и после распада Советского Союза.
С 1996 по 2000 год автомобилисты начали отмечать свой профессиональный праздник вместе с работниками дорожного хозяйства, согласно Указу Президента РФ от 14 октября 1996 года № 1435.
Указ Президента РФ от 23 марта 2000 года № 556 разделил торжества. Работников дорожного хозяйства стали чествовать в третье воскресенье октября, а автомобилистов – в последнее воскресенье октября.
Указ Президента РФ от 25 июня 2012 года № 897 установил праздник – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Его стали отмечать не только автомобилисты, а и сотрудники городского пассажирского транспорта.

Интересные факты
Из истории отечественного автостроения: первый русский автомобиль был представлен в 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Первый серийный автомобиль был выпущен в 1909 году.Первый легковой автомобиль «Москвич-400» был собран в Москве в 1946 году.
Самая крупная пробка в истории была зафиксирована в 2010 году на 110 китайском шоссе государственного значения.Она длилась с 14 по 25 августа. Некоторым водителям пришлось преодолевать 100-километровый участок дороги в течение 5 дней.
По подсчетам, в мире насчитывается более миллиарда автомашин.
Человек, который разработал первые правила дорожного движения, никогда не водил автомобиль сам. Им являлся американец Уильям Фелпс.
По наблюдениям ученых цвет машины влияет на вероятность ДТП. Наиболее часто в аварии попадают автомобили черного цвета. Самыми безопасными являются белые и оранжевые машины. Это связано с тем, что они наиболее заметны в темное время суток.
Мужчины наиболее часто попадают в аварии в возрасте от 24 до 28 лет. В категории от 54 до 58 лет наименьшее количество случаев ДТП. Для женщин наиболее опасным в плане автомобильных аварий является возраст от 29 до 33 лет.
Согласно автомобильному законодательству штата Вашингтон каждый потенциальный преступник, въезжая в любой из городов, обязан сообщить полиции о своем намерении совершить преступление.

О профессии работника автомобильного и городского пассажирского транспорта
Автомобилисты перевозят людей и грузы, обеспечивают исправность подвижного состава, его ремонт и обслуживание. Они работают на легковом, грузовом транспорте.
Путь в профессию начинается с получения прав на управление автомобилем. К руководящим должностям допускают после выпуска из профильного высшего учебного заведения. Водители общественного транспорта должны получить соответствующую категорию.
Перед выездом на маршрут необходимо пройти медицинский осмотр врача, который разрешает садиться за руль. Работа связана с постоянной концентрацией внимания и относится к категории опасных для здоровья и жизни.

День инженера-механика в России

День инженера-механика отмечается в России ежегодно 30 октября. В праздничных мероприятиях участвуют все, кто имеет отношение к инженерному делу: механики заводов и фабрик, сотрудники проектных бюро и конструкторских подразделений, изобретатели, персонал, обслуживающий оборудование. К ним присоединяются преподаватели, студенты, выпускники технических учебных заведений.
Военные специалисты празднуют День инженера-механика 10 января.

Прогресс науки отражается в многочисленных технических изобретениях. Они являются воплощением теоретических изысканий ученых. Специалистам по внедрению достижений исследователей в промышленность и повседневную жизнь человека посвящен профессиональный праздник.

Традиции праздника
Руководители заводов и фабрик проводят церемонию награждения лучших инженеров-механиков почетными грамотами, дипломами. Некоторые коллективы устраивают конкурсы на ловкость, эрудицию, остроумие. На экранах телевизоров, в эфире радиостанций транслируются передачи о профессии, об изобретениях и судьбах их авторов.
День инженера-механика становится знаковым для многих выдающихся деятелей промышленности. Их приглашают журналисты для съемок программ, они получают правительственные телеграммы, награды, открытки.

История праздника
Праздник берет начало в 1854 году, когда в Российском императорском флоте был образован Корпус инженеров-механиков. Инициатором его создания стал морской министр Александр Меншиков. В советские времена торжества проходили на неформальном уровне, в среде служащих. Традиция сохранилась в России после распада СССР. В 1996 году Главнокомандующий Военно-Морского Флота РФ издал Приказ о чествовании инженеров-механиков на флоте. Документ стал данью уважения к профессии и выразил стремление повысить ее престижность.

О профессии инженера-механика
Инженеры-механики внедряют научные знания в технические изделия. Они обеспечивают бесперебойную эксплуатацию оборудования – ремонтируют и обслуживают его. Осуществляют конструкторские изыскания, расчет экономического обоснования замены или внедрения средств производства. Привлекаются к разработке мер по соблюдению норм безопасности труда, которые должны соответствовать государственным стандартам и законодательным актам.
Карьера начинается с получения образования в профильном учебном заведении. Выпускник должен свободно владеть базовыми знаниями по физике, математике, начертательной геометрии. Профессия сопряжена с высокой ответственностью. От качества работы инженеров-механиков зависит успешность производства и безопасность окружающей среды.

 

30 октября День основания ВМФ России


Военно-Морской Флот РФ является символом могущества государства, вызывает чувство зависти у противника, пользуется уважением и почетом. Российские моряки испокон веков защищают рубежи Родины, уничтожают противников, посягнувших на ее территорию, и одерживают славные победы, восхваляя флот своей страны. Именно «морским волкам», служащим в Военно-Морском Флоте, посвящен этот праздник.

Когда отмечают
День основания ВМФ России отмечается ежегодно 30 октября.

Кто празднует
Дату справляют все моряки, имеющие отношение к Военно-Морскому Флоту РФ: матросы, сержанты, старшины, офицеры, прапорщики, адмиралы, мичманы и многие другие, включая ветеранов Флота, работников судоремонтных предприятий, учреждений ВМФ и воинских частей.

История праздника
30 октября 1696 года (20 октября по старому летоисчислению) Боярская Дума приняла решение об образовании регулярного военно-морского флота. Эта дата и стала днем его рождения. На этом настоял Петр I, так как взять Азовскую крепость и не потерять большей части солдат можно было только с моря. 4 ноября 1696 г. было заложено строительство Азовского флота.
Это время стало рассветом российской флотилии: строились новые суда, создавались флоты (Азовский, Балтийский и другие), совершались географические открытия и «кругосветки». В XVIII-XIX веках российский флот занял 3-е место в мире, а подвиги моряков в военных сражениях стали яркой страницей в его летописи.
По состоянию на 2021 год, ВМФ Российской Федерации имеет на вооружении мощные крейсеры, атомные подводные лодки, десантные суда, противолодочные корабли, самолеты морской авиации. Всем этим управляют лучшие специалисты, не лишенные мужества, доблести и чести.

Интересные факты
На протяжении нескольких лет россияне не могли определиться с датой основания ВМФ России. Некоторые выдвигали мысль, что это день, когда Петр I в амбаре двоюродного деда нашел башмак, который назвал «дедушкой русского флота». Другие придерживались даты появления флота на Плещеевом озере. Третьи вспоминали его выход в Белое море. Но одно было неизменно – это связь флота с государем Петром I.
Первый корабль в России был создан в 1667 году на реке Ока. Двухпалубный «Орел» имел 3 мачты и был построен при помощи голландских мастеров.
Когда на корабле поднимается белый флаг, это не говорит о том, что команда сдается. Это всего лишь означает, что капитан хочет вести переговоры. А вот если на корабле опускают все флаги (знамена), то это говорит о капитуляции капитана и его команды.
Средний возраст кораблей ВМФ России — более 25 лет.

 

30 октября День памяти жертв политических репрессий

День памяти жертв политических репрессий отмечается в России 30 октября. Дата была установлена соответствующим Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.10.1991 г. № 1763/1-1. Документ ратифицировал первый заместитель председателя ВС РСФСР Р.И. Хасбулатов.

В этот памятный день в России вспоминают всех, кто был подвергнут политическим репрессиям за свои убеждения по национальным, социальным и другим признакам и стал жертвой произвола тоталитарного государства. Событие отмечает все население страны.

Родились в этот день

30 октября 1937 — Арон Яковлевич Крупп(1937, Даугавпилс — 25.3.1971), автор-исполнитель собственных песен. Погиб с товарищами под лавиной во время похода в Восточных Саянах.

30 октября 1924 года в Свердловске родился Владимир Леонидович Гуляев — актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны. Летчик-штурмовик, 60 боевых вылетов, два ордена Красного знамени и два Отечественной войны I степени, Парад Победы. («Весна на Заречной улице», «Алешкина любовь», «Ко мне, Мухтар», «Бриллиантовая рука», «Зигзаг удачи»)

Владимир Леонидович Гуляев

Хулиганистый водитель Журченко из фильма «Весна на Заречной улице» и обаятельный, с чуть хладнокровным взглядом, водитель-оперативник из «Бриллиантовой руки». Помните сцену с участием никулинского Семена Горбункова и гуляевского милиционера Володи в салоне автомобиля? Семен Семенович высовывается из окна двадцать первой Волги и, видя за рулем другого автомобиля двойника своего соседа, с недоумевающим видом поворачивается в сторону Володи-первого. И тут Володя говорит Семену Семеновичу: «Так надо!»
Окончив в 1951 году ВГИК (курс Михаила Рома и Сергея Юткевича), Гуляев практически всю жизнь проработал в Театре-студии киноактера. Сниматься он стал сразу же. B 50-e годы его типаж простого советского парня очень приглянулся режиссерам. Ему доставались небольшие роли, но даже в них он мог отразить столько, сколько порой не удавалось выразить в более многословных, главных ролях его коллегам. Гуляев играл преимущественно друзей главных героев или их оппонентов. Немало на его счету и персонажей в погонах – милиционеры в комедиях «Зигзаг удачи» и «Операция «Ы», полицейский в «Опасных гастролях», капитан в фильме «Ко мне, Мухтар», тот же оперативник Володя в «Бриллиантовой руке». Режиссеров подкупала его стать и выправка, ведь Гуляев был в прошлом военным человеком, офицером, участником Великой Отечественной.

В 1942 году, в 17 лет, Владимир был принят в Пермскую авиашколу, которая выпускала лётчиков-бомбардировщиков. Затем прошел курс переподготовки на пилота-штурмовика. 6 ноября 1943 года 18-летний младший лейтенант Гуляев прямо с Красной площади отправились на фронт. Сперва попал в 639-й полк 211-й штурмовой авиадивизии, потом полк был передан во вновь формируемую 335-ю штурмовую авиадивизию. В дальнейшем воевал в небе Восточной Пруссии, совершая каждый день по несколько боевых вылетов.
24 июня 1945 года лейтенант Гуляев снова прошёл по Красной площади, вместе с сотнями соотечественников, победителей. Участие в Параде Победы с тех пор он называл самым главным событием в жизни.
Несмотря на увлеченность кино, Владимир Леонидович не мог забыть ту войну, на которой оказался совсем молодым юношей. Он написал книгу воспоминаний. Ее главный герой – молодой лейтенант авиации Ладыгин. Но, прочтя книгу, сразу угадываешь в Ладыгине самого автора.

 

30 октября 1920 — Вячеслав Леонидович Кондратьев (1920 — 23.9.1993), писатель, участник Великой Отечественной войны («Сашка»).

30 октября 1918 — Георгий Михайлович Егоров (1918), подводник, адмирал флота, Герой Советского Союза, бывший начальник Главного штаба ВМФ СССР.

Николай Васильевич Огарков. Родился 17 (30) октября 1917 года в Молоково Тверской губернии — умер 23 января 1994 года в Москве.

Н.В. Огарков
Н.В. Огарков

Советский военачальник. Начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР — первый заместитель Министра обороны СССР (1977-1984). Герой Советского Союза (1977). Маршал Советского Союза (1977). Член ЦК КПСС (1971-1991).

Дмитрий Федорович Устинов. Родился 17 (30 октября) 1908 года в Самаре — умер 20 декабря 1984 года в Москве.

Д.Ф. Устинов
Д.Ф. Устинов

Советский государственный и военный деятель. Народный комиссар и министр вооружения СССР (1941-1953). Министр оборонной промышленности СССР (1953-1957). Министр обороны СССР (1976-1984). Член (1952-1984) и секретарь (1965-1976) ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС (1976-1984). Маршал Советского Союза (1976). Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978). Кавалер 11 орденов Ленина.

30 октября 1902 — Семен Чуйков (1902), русский художник («Киргизская народная сюита», «О простых людях Индии»)

Надежда Яковлевна Мандельштам (в девичестве Хазина). Родилась 18 (30) октября 1899 года в Саратове — умерла 29 декабря 1980 года в Москве. Русская писательница, мемуарист, лингвист, преподаватель. Жена поэта Осипа Мандельштама.

30 октября 1896 — Анатолий Григорьевич Новиков(1896 — 23.9.1984), композитор.

Анатолий Григорьевич Новиков

Это он написал музыку к таким известным песням, как «Дороги» на слова Льва Ошанина и «Смуглянка» на стихи Якова Шведова. Его «Гимн демократической молодежи мира» получил 1-ю премию на Всемирном фестивале демократическом молодежи и студентов в 1947 году в Праге. А еще Новиков собрал более 500 народных песен – труд, который сложно переоценить… Творчество композитора отмечено двумя Государственными премиями – в 1946-ом и 1948-ом году. В 1970 году Анатолию Григорьевичу было присвоено звание народного артиста СССР, а в 1976-ом — Героя Социалистического Труда.

30 октября 1895 – Родился Андрей Андреев, советский политик, председатель ЦК ВКП(б) (1930-31 гг.), нарком путей сообщений СССР (1931-35 гг.).

30 октября 1873 – Родился Франсиско Мадеро, мексиканский революционер, президент Мексики (1911-13 гг.).

День в истории Саратовского края

30 октября 1982 года.В парке Победы на Соколовой горе состоялся митинг и закладка аллеи Дружбы, посвященные 60-летию образования СССР.

 

30 октября 1939 год В связи с 50-летием со дня смерти Н.Г. Чернышевского на его могиле установлен памятник.

Авторами памятника стали скульптор П.Ф. Дундук и архитектор М.В. Крестин. У могилы великого революционера-демократа состоялся многочисленный митинг, на котором выступил писатель К.А. Федин.

 

30 октября 1910 года В зале музыкального училища состоялся большой концерт Л.В.Собинова.

 

Подводная лодка «Князь Владимир» впервые произвела запуск ракеты «Булава»

Атомная подводная лодка стратегического назначения Военно-морского флота России «Князь Владимир», 30 октября 2019 года впервые произвела запуск баллистической ракеты морского базирования «Булава». Пуск провели из-под воды положения в акватории Белого моря по полигону «Кура» в Камчатском крае, в рамках плановых испытаний. Полет ракеты прошел в штатном режиме, ее учебно-боевые блоки прибыли на полигон в установленное время. АПЛ «Князь Владимир» является первым подводным кораблем, построенным по проекту 955А «Борей-А». Подлодка прошла модернизацию по следующим направлениям: шумность, маневрирование, удержание на глубине, управление оружием.

 

В поселке Росляково Мурманской области, 30 октября 2018 года во время доковых работ возникла проблема с подачей электричества.

В результате цистерны плавдока ПД-50 нештатно заполнились и он ушел под воду. Это привело к тому, что на палубу стоящего на ремонте авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» рухнул подъемный кран.

 

Водолазы ВМФ России установили рекорд глубины погружения

Специалисты Тихоокеанского флота России, научно-исследовательского института ВУНЦ Военно-Морского Флота и отдельного экспедиционного отряда водолазов, 30 октября 2018 года впервые в истории ВМФ совершили погружение в водолазном колоколе на глубину 416 метров с выходом на грунт. Достижение установлено в глубоководном полигоне Японского моря с борта спасательного судна ТОФ «Игорь Белоусов».

В Санкт-Петербурге, 30 октября 2017 года состоялось открытие Музея железных дорог России.

Современный многофункциональный комплекс у Балтийского вокзала, появился в день 180-летия начала железнодорожного движения в стране.

 

30 октября 2015 года состоялась торжественная церемония завершения работ по ликвидации химического оружия на объекте Уничтожения химического оружия (УХО) 1205 «Марадыковский» (п. Мирный, Кировская область).

 

30 октября 2010 – В Воронеже, в микрорайоне «Берёзовая роща», местные жители при поддержке коммунистов провели митинг против незаконной точечной застройки данной территории, вырубки зелёных насаждений, закрытия мини-рынка.

Протестующие также предъявили требования: осуществить капитальный ремонт жилых домов данного микрорайона, привести в порядок инженерные сети (теплотрассы и котельные), установить приборы учёта потребляемых воды, газа и электричества за счёт поставщиков энергоресурсов, обеспечить контроль за деятельностью управляющих компаний…

 

30 октября 2009 – В пос. Московский Московской области состоялся семинар-совещание первых секретарей региональных комитетов КПРФ, руководителей штабов протестных действий и юридических служб местных отделений партии, на котором были подведены итоги выборной кампании 11 октября, проанализирован приобретённый опыт политической борьбы и определена стратегия и тактика дальнейшей деятельности Компартии в условиях охватившего страну политического кризиса:

«Никаких других крупных, сильных, хорошо организованных оппозиционных политических сил, кроме КПРФ, сегодня в России нет. Последние выборы еще раз это продемонстрировали. Поэтому только на нас надежда у трудящихся, у всей нашей державы! Я хочу, чтобы мы вместе с вами оправдали эти надежды», — резюмировал своё выступление Г.А.Зюганов.

 

30 октября 2008 – В своей оценке послания президента Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов акцентировал внимание на ошибочности проводимого в стране в последние годы либерального финансово-экономического курса, а также недостаточном внимании к проблеме борьбы с коррупцией.

 

30 октября 2007 – И.И.Мельников прокомментировал решение «Единой России», как и в 2003 году, — отказаться от участия в дебатах с представителями других партий:

«Нынешний их отказ — это синдром «голого короля». Они действительно организационно серьёзная структура, но защитить свою позицию не в состоянии, так как их кампания строится не на конструктиве, а на сентиментальной эксплуатации темы ухода президента Путина. Фактически они срывают дебаты на этих выборах как жанр…».

 

30 октября 1992 года Президент России Борис Николаевич Ельцин приостановил вывод русских войск из Латвии и Эстонии до урегулирования статей законов, дискриминирующих русскоязычных жителей.

 

30 октября 1991 года завершилось создание Конституционного суда России.

30 октября 1990 года в Москве открыли памятник жертвам политический репрессий.

 

30 октября 1982 года был ликвидирован Революционный совет Португалии. Таким образом, буржуазия вбила последний гвоздь в гроб апрельской «революции гвоздик» 1974 года, проходившей под красными знамёнами.

 

30 октября 1981 года была запущена советская автоматическая станция «Венера-13», передавшая панораму места посадки.

1981 - Впервые в мире - цветные панорамы Венеры
Во время спуска, длившегося чуть больше часа, проводились комплексные исследования химического и изотопного состава атмосферы и облаков, структуры облачного слоя, эксперименты по спектральному анализу рассеянного солнечного излучения и регистрации электрических разрядов в атмосфере, исследовались аэрозольные частицы в облачном слое.
Впервые со спускаемого аппарата получены цветные панорамы венерианской поверхности. Съемка производилась последовательно через красный, синий и зеленый светофильтры. На Земле эти изображения синтезировались с помощью ЭВМ.
Впервые в истории земной аппарат исследовал элементный состав грунта Венеры.

Схема посадки СА АМС «Венера-13 и -14»
(СА — спускаемый аппарат; ОА — орбитальный аппарат.)
Разделение СА и ОА за 2-е суток до подлета к Венере.
2. Вытяжной парашют.
3. Вход в атмосферу Венеры, баллистический спуск.
4. Парашют увода.
5. Отстрел крышек парашютных отсеков, ввод вытяжного парашюта и парашюта увода.
6. Отвод верхней теплозащитной оболочки, ввод тормозного парашюта.
7. Тормозной парашют.
8. Отстрел нижней теплозащитной оболочки.
9. Отстрел тормозного парашюта.
10. Посадка.
11. Земля.
12. ОА, используемый как ретранслятор.

 

30 октября 1979 года закончились съемки первого советского фильма-катастрофы «Экипаж».

30 октября 1979 года закончились съемки первого советского фильма-катастрофы Экипаж

Идея этой картины пришла к режиссеру Александру Митте в 1976 году под впечатлением голливудских постановок «Приключения «Посейдона», «Ад в поднебесье» и «Челюсти». Ничего подобного в Советском Союзе тогда не снималось. В качестве сценаристов Митта пригласил двух зубров отечественной кинодраматургии Юлия Дунского и Валерия Фрида, с которыми до этого сотрудничал на картинах «Гори, гори, моя звезда» и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». 15 июня 1976 года соавторами была оформлена заявка на сценарий под названием «Запас прочности». Но когда через полтора года Митта пришел с готовым сценарием к министру гражданской авиации Борису Бугаеву, тот чуть ли не с порога заявил: «Никакого фильма-катастрофы не будет! Вы разве не знаете, что наша гражданская авиация работает без происшествий?!» Но едва Митта сообщил, что речь в фильме будет идти не о катастрофе «у нас», а о землетрясении «у них», сердце министра оттаяло: «Тогда валяй, снимай!» В главных ролях снялись Георгий Жженов, Леонид Филатов, Александра Яковлева, Анатолий Васильев…
Командира экипажа Ту-154Б Андрея Тимченко сыграл Георгий Жженов. Под его началом трудился бортинженер Игорь Скворцов – Леонид Филатов исполнил эту роль после отказавшегося из-за тяжелой болезни Олега Даля.

 

30 октября 1967 года впервые в официальном матче на лед вместе вышла тройка нападающих ЦСКА- Борис Михайлов- Владимир Петров- Валерий Харламов

30 октября 1967 года впервые в официальном матче на лед вместе вышла тройка нападающих ЦСКА- Борис Михайлов- Владимир Петров- Валерий Харламов

 

30 октября 1967 года впервые в космосе была произведена автоматическая стыковка спутников «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз». Уникальное достижение стало возможным благодаря труду советских ученых и инженеров.

30 октября 1967 года впервые в космосе была произведена автоматическая стыковка спутников

30 октября 1961 года На Новоземельском полигоне произведено испытание самой мощной в мире термоядерной бомбы (на фото).

В 11:30 с самолета Ту-95-202 (экипаж майора А.Е. Дурновцева) с наружной подвески на высоте 10,5 км на площадку Д-2 в районе Маточкина Шара сброшено изделие массой 26 т (длина 8 м, диаметр – 2) мощностью 50 Мт тротилового эквивалента. А.Е. Дурновцеву и командиру самолета-лаборатории Ту-16 подполковнику В.Ф. Мартыненко присвоено звание Героя Советского Союза. За проведение этого испытания в третий раз звания Героя Социалистического Труда удостоены Е.П. Славский и А.Д. Сахаров.  Она была разработана в 1954-1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.
50 мегатонн по тротиловому эквиваленту (это примерно около трех тысяч хиросимских бомб!).

 

30 октября 1956 — Декларация правительства Союза ССР об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими государствами.

 

30 октября 1944 года на подступах к г. Надькереш (Венгрия) командир роты гвардии лейтенант Георгий Лазарев бросился со связкой гранат под гусеницу вражеского танка.

Георгий Лазарев

Пять танков выходили через единственный железнодорожный переезд нам в тыл – и командир подорвал головной танк прямо на переезде.
В марте 1943 года Георгий Меркурьевич Лазарев призван Башантинским РВК Калмыкской АССР в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с июля 1943 года. В 1944 году окончил Одесское военное пехотное училище. Воевал на Южном, 4-м, 3-м и 2-м Украинских фронтах.

С 20 по 29 августа 1944 года участвовал в Ясско-Кишинёвской операции. 20 августа 1944 года при прорыве оборонительной полосы противника в районе села Чобручи (Молдавия) гвардии лейтенант Г.М. Лазарев, невзирая на сильный артиллерийский и миномётно-пулемётный огонь противника, вместе со своим взводом первым ворвался в траншеи противника.
В бою по очищению траншей он уничтожил две пулемётные точки, препятствовавшие продвижению роты вперёд, преодолел три линии траншей и первым вышел на юго-восточную окраину села Чобручи. За день боя его взвод уничтожил свыше 25 гитлеровцев и взял в плен 10 вражеских солдат, при этом сам гвардии лейтенант Г.М. Лазарев лично уничтожил лично 6 гитлеровских солдат и офицеров, за что был награжден орденом Красной Звезды.
30 октября 1944 года командир взвода 308-го гвардейского стрелкового полка гвардии лейтенант Г.М. Лазарев особо отличился во время проведения Будапештской операции в бою на подступах к городу Надькереш (Венгрия). Когда его взвод первым ворвался в окопы противника, гитлеровцы, желая восстановить утраченное положение, бросили в контратаку до батальона пехоты и до 30 танков.

На взвод гвардии лейтенанта Г.М. Лазарева, который находился на главном направлении, двигалось 8 танков и до роты пехоты противника. В ходе отражения контратаки, ещё вдали от боевых порядков, артиллерией были подбиты три вражеских танка, но оставшиеся пять танков вплотную приблизились к боевым порядкам и устремились к единственному переезду через железнодорожное полотно, намереваясь прорваться в наши боевые порядки.
На этом переезде находился гвардии лейтенант Г.М. Лазарев. Видя, что положение стало угрожающим, и нужно во что бы то ни стало преградить путь немецким танкам, в момент, когда головной танк вышел на полотно железной дороги, отважный командир взвода, жертвуя своей жизнью, бросился со связкой гранат под гусеницу вражеского танка.

Подорвав вражеский танк, гвардии лейтенант Г.М. Лазарев ценой своей жизни закрыл проход в наши боевые порядки немецким танкам, в результате чего контратака противника захлебнулась.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Лазареву Георгию Меркурьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина (24.03.1945), орденом Красной Звезды (19.09.1944).

 

30 октября 1943 года Московской конференцией (СССР, США, Великобритания) принята Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства – «факты чудовищных преступлений на освобождаемой от гитлеровцев территории Советского Союза»

30 октября 1943 года Московской конференцией (СССР, США, Великобритания) принята Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства

 

30 октября 1942 года при авианалете на Ладоге пулеметчику тральщика ТЩ-82 М.Е. Гладких оторвало правую руку. Он стал стрелять левой и погиб у пулемета.

30 октября 1942 года при авианалете на Ладоге

30 октября тральщик «ТЩ-82» вышел из Морье в Кобону, имея на буксире паром с десятью вагонами. В вагонах – раненые бойцы и ценное заводское оборудование. В районе, наиболее удаленном от наших зенитных батарей, тральщик был атакован немецкими самолетами.
Расчет 45-миллиметровой пушки под командованием старшины 1-й статьи А.В. Петрова и пулеметчики старшина 1-й статьи П.А. Ракитский и матрос М.Е. Гладких своими умелыми действиями помешали «юнкерсам» вести прицельное бомбометание. Из тридцати бомб ни одна не попала в корабль. Но несколько разорвались очень близко. Корабль получил более 25 подводных пробоин, через которые стала поступать вода в машинное отделение и кубрики. Толстый четырехдюймовый буксирный трос тоже пострадал и держался теперь на одной пряди. Тральщик потерял ход и управление. Отбомбившись, «юнкерсы» ушли, но их сменили истребители, сбрасывая на поврежденный корабль малые бомбы и стреляя по нему из пушек и пулеметов. Израсходовав боеприпасы, немцы оставили тральщик в покое.

Из строя вышло более половины команды: шестнадцать раненых и шесть убитых. Смертью храбрых пали пулеметчик матрос М.Е. Гладких (ему оторвало правую руку, он продолжал стрелять левой, пока не был сражен насмерть), пулеметчик П.А. Ракитский, наводчик В.М. Петров. Ранена была вся машинно-котельная вахта, но все-таки тральщик жил!
Часть пробоин оказалась в районе угольных бункеров; заделать их изнутри не удалось, тогда механик корабля старший техник-лейтенант А.Н. Вальков обвязался тросом и опустился за борт в ледяную воду. Кувалдой забил в пробоины пробки-чёпы. На баллер руля надели стальную трубу и с ее помощью посредством талей стали вручную управлять кораблем. С большим трудом выбрали буксирный трос и закрепили его выше перебитого места. Продолжая борьбу с водой и пожарами, тральщик дал ход.

Команда тральщика выполнила задачу – довела паром до Кобоны. В порту корабль пришлось посадить на мель, чтобы он не затонул, пока ему окончательно заделают пробоины.

 

30 октября 1942 при обороне Туапсе помощник командира взвода 723-го стрелкового полка 395-й стрелковой дивизии, старшина Леонтий Кондратьев закрыл амбразуру дзота своим телом.

30 октября 1942 при обороне Туапсе помощник командира взвода 723-го стрелкового полка 395-й стрелковой дивизии, старшина Леонтий Кондратьев закрыл амбразуру дзота своим телом

Получил тяжелейшие ранения, в бессознательном состоянии был доставлен в госпиталь. Искусство врачей и могучее здоровье старшины совершили чудо: через 4 месяца он возвратился в родной полк.

Когда началась Великая Отечественная война, Леонтий Васильевич Кондратьев неоднократно просился на фронт, но не был туда отправлен из-за состояния здоровья. В 1942 году немцы подошли к Азову. Бондарный завод был эвакуирован в Сочи. Там он смог попасть в 395-ю стрелковую дивизию. Первые бои встретил на Кавказе.

Осенью 1942 года в боях на подступах к городу Туапсе Краснодарского края 395-я стрелковая дивизия получила боевую задачу – контратаковать противника в направлении на Хатыпс. Полк получил приказ взять высоту 403,3 юго-восточнее села Фанагорийское Горячеключевского района Краснодарского края. 30 октября 1942 года Леонтий Кондратьев проявил героизм при взятии вражеского дзота, закрыв его своим телом. Получил четыре тяжёлых ранения и был доставлен в госпиталь. Через четыре месяца он снова возвратился в родной полк. Таким образом, он стал первым воином, закрывшим телом амбразуру и выжившим после этого.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшине Кондратьеву Леонтию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

Пропал без вести в бою на Кубани в апреле 1943 года. По другим данным погиб в боях за с. Красное Краснодарского края и его могила находится на Кочкановском перевале.

 

30 октября 1941 года президент США Франклин Рузвельт одобрил выделение 1 млрд долларов в качестве помощи Советскому Союзу.

30 октября 1941 года президент США Франклин Рузвельт одобрил выделение 1 млрд долларов в качестве помощи Советскому Союзу

 

30 октября 1941 — Началась героическая оборона города Севастополя и главной военно-морской базы Черноморского флота, продолжавшаяся 250 дней.

Началась героическая оборона города Севастополя

До войны Севастополь был подготовлен только для обороны с моря и воздуха. Севастопольский гарнизон насчитывал около 23 тысяч человек и имел около 150 полевых и береговых орудий, 82 самолета.

Оборона с моря осуществлялась береговой артиллерией и кораблями Черноморского флота. Система сухопутной обороны города стала создаваться с июля 1941 года. Она состояла из трех рубежей: передового, главного и тылового, оборудование которых к моменту выхода противника на ближние подступы к городу (30 октября) не было закончено. Всего было сооружено 82 артиллерийских дота с морскими орудиями и 220 пулеметных дотов и дзотов, 33 километра противотанкового рва, 56 километров проволочных заграждений, установлено 9600 мин.
Войска 11-й немецкой армии, прорвавшиеся в октябре 1941 года в Крым, 30-31 октября и в первых числах ноября предприняли попытку с ходу овладеть городом.

Эти попытки были отражены севастопольским гарнизоном при поддержке корабельной артиллерии и авиации. В первых же боях защитники города проявили стойкость и героизм, сопротивляясь ударам превосходящих сил врага. В боях в районе Дуванкоя бессмертный подвиг совершили морские пехотинцы во главе с политруком Н.Д. Фильченковым, ценой жизни остановившие танки противника. Большую помощь в обороне оказывало население города.
После провала попытки сразу овладеть Севастополем немецкое командование предприняло еще три крупных наступления на город — в ноябре и декабре 1941 года, а также в мае-июне 1942 года. Особенно мощной была третья атака. Противник имел двукратное превосходство в живой силе, более чем трехкратное в артиллерии, десятикратное в танках и самолетах.

С 27 мая Севастополь непрерывно подвергался ударам немецкой авиации и артиллерии, а 7 июня началось наступление. К середине июня противнику удалось прорваться к побережью Северной бухты. Защитники города оказывали ожесточенное сопротивление, но силы их были на исходе, потери росли, кончались боеприпасы, продовольствие, питьевая вода. 30 июня остатки войск стали отходить из Севастополя к Бухтам Стрелецкая, Камышевая, Казачья и на мыс Херсонес, где продолжали борьбу до 4 июля. Часть защитников города была эвакуирована, часть прорвалась в горы к партизанам.

С 4 июля 1942 по 9 мая 1944 года Севастополь был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Освобожден в ходе Крымской операции 1944 года. Оборона Севастополя продолжалась 250 дней. Она имела важное военно-политическое и стратегическое значение, сковав крупные силы противника на южном крыле советско-германского фронта и не позволив ему развернуть наступление на Кавказ. В ходе обороны было достигнуто четкое взаимодействие между армией, флотом и авиацией в результате создания единого командования и правильной организации управления.

В борьбе за город противник потерял около 300 тысяч человек убитыми и ранеными. Севастопольская оборона вошла в историю как пример массового героизма и самопожертвования защитников города. Более 30 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. 22 декабря 1942 года учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой награждено свыше 30 тысяч человек. В 1945 году Севастополь был назван городом-героем.

 

30 октября 1925 – Постановлением ЦИК и СНК СССР образовано Центральное управление конвойной стражи СССР (ЦУКС), на которое возложены задачи охраны мест заключения и этапирования заключённых.

30 октября 1922 — Принятие 4-й сессией ВЦИК первого советского Земельного кодекса РСФСР.

30 октября 1921 года во Львове состоялся первый нелегальный съезд Коммунистической партии Западной Украины.

 

30 октября 1920 г. красные заняли Геническ и Новоалексеевку.

 

30 октября 1920 г. в бою с врангелевцами под Агайманом, в Северной Таврии, геройской смертью пали командир 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии Ф.М. Морозов и комиссар дивизии П.В. Бахтуров.

 

30 октября 1920 г. кемалистская Турция захватила Карс.

 

30 октября 1919 г. Советские войска Восточного фронта освободили Петропавловск.

 

30 октября 1919 года В.И. Ленин написал статью «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата».

30 октября 1918 г. мятежный главком Сорокин был арестован и доставлен в ставропольскую тюрьму, где два дня спустя расстрелян.

 

30 октября 1918 г. Османская империя подписала со странами Антанты Мудросское перемирие, согласно которому демобилизовала армию, замененную оккупационными войсками Антанты, и открывала для Антанты Черноморские проливы.

 

30 октября 1918 г. Словацкий национальный совет в городе Мартин принял решение об отделении Словакии от Венгрии и присоединении к Чехословакии.

30 октября 1917 — Выходит первый номер вечерней газеты «Рабочий и солдат» — орган Петросовета («Красная газета», «Вечерний Ленинград», ныне «Вечерний Петербург»).

 

30 октября 1907 — Русский физик Борис Львович Розинг в ответ на поданную им 25 июля заявку получил патент № 18076 на «Способ электрической передачи изображений на расстояние», то есть телевидение.

1907 - Русский физик Борис Львович Розинг

Для преодоления недостатков механической развёртки Б. Розинг изобрёл первый электронный метод записи и воспроизведения изображения, использовав систему электронной развёртки в передающем приборе и электронно-лучевую трубку в приёмном аппарате, то есть, впервые «сформулировал» основной принцип устройства и работы современного телевидения. В июле 1907 года этот факт был официально зафиксирован как русская привилегия – 25 июля 1907 года учёный подал заявку на «Способ электрической передачи изображений на расстояние». За первые опыты по телевидению Русское техническое общество присудило ему золотую медаль и премию имени К.Г. Сименса.

В 1908 и 1909 годах открытие нового способа приёма изображения в телевидении подтвердили патенты, выданные в Англии и Германии. В 1911 году усовершенствованное Б.Л. Розингом телевизионное приспособление было запатентовано в России, Англии, Германии, США. 9 мая 1911 года Б.Л. Розингу продемонстрировал техническому обществу Санкт-Петербурга результаты своего изобретения – ему удалось в своей лаборатории добиться приема сконструированным им кинескопом изображений простейших фигур. Ученый, используя электронный луч, показал потрясающий опыт, в результате которого на крошечном экране электронно-лучевой трубки появилось изображение решетки из четырех полос. Это и было первым в мире телевизионным изображением, а изобретение стало, по сути, прототипом современного кинескопа. Впоследствии он назвал его электрическим телескопом.

 

30 октября 1906 – В Луганске начался выпуск первого в Донбассе большевистского издания – «Донецкого колокола».

 

30 октября (17 октября ст.ст.) 1905 года был опубликован манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», который декларировал дарование гражданам России политических свобод, неприкосновенность личности, расширение избирательного ценза при выборах в Государственную Думу.

30 октября (17 октября ст.ст.) 1905 года был опубликован манифест Николая II

Манифест 17 октября 1905 года был подготовлен председателем Совета министров Российской империи С. Ю. Витте, считавшим конституционные уступки единственным средством разрядить революционную атмосферу в России.

 

30 октября 1841 — Указ императора Николая I от об учреждении в России сберегательных касс «с целью доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом».

 

30 октября 1803 года Николай Михайлович Карамзин был назначен придворным историографом Александра I с жалованием в две тысячи рублей в год.

Николай Михайлович Карамзин
Николай Михайлович Карамзин

Как-то на приеме он попросил слугу доложить: Пришел историограф Карамзин. Тот, запутавшись в словах, объявил: «Карамзин, граф истории…» Но графом «Истории» в то время Николаю Михайловичу еще предстояло стать. Новое звание предполагало написание «Истории Государства Российского». Первые восемь томов увидели свет через 12 лет.

 

30 октября 1708 — Петр I отдал приказ об уничтожении гетманской столицы Батурин после того, как изменивший ему гетман Иван Мазепа прибыл в шведский лагерь.

Уже 31 октября посланный выполнять эту миссию Александр Меншиков осадил город и через два дня взял его. По приказу светлейшего князя был не только уничтожен гарнизон, но и перебиты все жители сожженного дотла города.

30 октября 1653 — Указ царя Алексея Михайловича постановил освободить от смертной казни всех разбойников и воров, приговоренных к ней по узаконениям, издававшимся со времен царя Ивана Грозного (по Судебнику 1550 года и дополнительным к нему указам) и по уложению 1649 года. Всем преступникам, ожидающим экзекуций, велено «живот дать».

1653 - Указ царя Алексея Михайловича постановил освободить от смертной казни всех разбойников и воров

Смертную казнь заменили наказанием кнутом, отсечением пальца от левой руки и ссылкою в Сибирь или в понизовые (Среднее и Нижнее Поволжье) и украйные города. Смертная казнь оставлялась в данном случае в силе только для рецидивистов. Однако уже в 1659 году вышел указ, которым восстанавливается повешение для для разбойников, захватываемых в понизовых городах. А в 1663 году вышел указ, который гласил, что разбойникам и ворам, «которые доведутся смертной казни», положено отсекать обе ноги и левые руки — это гораздо мучительнее, чем повешение. Для устрашения отрубленные члены нужно было прибивать к придорожным деревьям.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: