Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

18 октября 1929 года состоялся первый старт советского пассажирского самолёта «К-5» авиаконструктора Константина Алексеевича Калинина. К-5 стал первым отечественным самолётом отечественной компании «Аэрофлот».

ПЕРВЫЕ ШАГИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

А начиналось всё в феврале 1923 года. Закончилась Гражданская война, и страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Очень остро стоял вопрос налаживания транспортных связей и в первую очередь железнодорожных. Не хватало паровозов, многие стальные пути были разрушены, вокзалы и станции превратились в развалины. Но страна делала всё возможное, чтобы восстановить транспорт, чтобы можно было идти дальше. Но наряду с этим советская власть озаботилась и тем, чтобы создать и совершенно новую для нашей страны транспортную структуру, а именно гражданскую авиацию. Военная авиация тоже была ещё в зачаточном состоянии (смотрите фильм «Служили два товарища»), своих самолётов было мало, но было принято решение о создании Главного управления воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации. Это постановление было принято Советом Труда и Обороны СССР 9 февраля 1923 года. Этот день и стал днём отсчёта истории славной компании «Аэрофлот».

Справедливости ради надо напомнить, что первоначально у гражданской авиации было другое название, а именно «Добролёт» – общество добровольного воздушного флота. «Добролёт» был основан 17 марта 1923 года, и на него была возложена задача создания авиации страны, необходимой для нужд народного хозяйства. «Добролёт» был акционерным обществом, и на средства, вырученные от продажи акций первоначально покупали импортные самолёты, а уже позднее стали изготавливать первые советские машины.

«ДОБРОЛЁТ» И НЕСПЕШНЫЙ ПОЛЁТ

Уже к лету 1923 года было собрано 500 тысяч рублей золотом, на которые заказали 14 самолётов у германской компании «Юнкерс». Лётчиков, которые смогли бы работать в гражданской авиации, пока что не было, и в «Добролёт» были откомандированы лётчики из Красной Армии. Через месяц поступили первые 4 самолёта, которые получили гордые имена: laquo;ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец». 15 июля появилась и первая регулярная линия Москва – Нижний Новгород. «Юнкерсы» летали не спеша и 500 километров до Нижнего преодолевали за 4 часа, подобно современным скоростным поездам.

Был ещё один нюанс: самолёты были не очень надёжными и требовали, чтобы их уже через полтора часа полёта осматривал специальный авиамеханик. И ещё один момент: летали только днём, вдоль железной дороги или телеграфной линии, чтобы не заблудиться, так как из всех современных приборов на борту был только компас. Предварительно лётчикам приходилось верхом на лошадях опробовать маршруты, чтобы уж наверняка в случае чего найти дорогу. Первые полёты в Нижний Новгород были приурочены к открытию Нижегородской ярмарки.

Дальше планы полётов расширялись – самолёты летали в Петроград, Казань, Баку, Тифлис и другие города.

И только 25 марта 1932 года было учреждено новое официальное наименование гражданской авиации – «Аэрофлот». Здесь уже всё было организовано по-взрослому. Персонал одевали в форменную одежду со знаками различия. Личный состав делился на 12 категорий, что соответствовало армейским званиям. За 15 первых лет своего существования «Аэрофлот» превратился в крупнейшую авиакомпанию мира, и такое положение сохранялось до 1991 года; но и в наши дни знаменитый авиаперевозчик на хорошем счету.

ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЛАЙНЕР

Мы уже неоднократно рассказывали вам о развитии самолётостроения в нашей стране в предвоенные годы. Не осталась в стороне и гражданская авиация. Здесь первенство было за замечательным авиаконструктором Калининым. Константин Алексеевич до того, как создал свой К-5, предложил ещё четыре варианта самолётов этого типа. И только К-5 прошёл все испытания и был запущен в серийное производство. В первый рейс самолёт отправился с харьковского аэродрома «Сокольники» 18 октября 1929 года. Очень быстро К-5 был доведён до нормы, на нём были устранены все выявленные недостатки. За очень короткое время, новичок вытеснил с внутренних авиалиний германские «Дорнье Корнет» и «Юнкерс F-13». Из всех моделей К-5 оказался самым комфортабельным. В самолёте был тёплый салон, туалет, мягкие кресла, багажное отделение и даже гардероб.

Конечно, это был ещё не ИЛ-62, но это был заметный шаг вперёд и до 1940 года К-5 был основным самолётом гражданской авиации. Он развивал скорость до 206 километров в час, мог пролететь 960 километров и мог принять на борт 8 пассажиров. До 1940 года было построено 258 таких машин. Кроме пассажирского варианта были выпущены ещё и военно-транспортный, санитарный и топографический.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: