Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Николай Маркович Онопченко — летчик-истребитель, Герой Советского Союза, родился 3 октября 1920 года. За время войны совершил 642 боевых вылета. Пилотировал самолеты Ла-7, ЛаГГ-3 и Ла-5.

Онопченко Николай Маркович. Герой Советского Союза, полковник авиации, участник освобождения Севастополя в мае 1944 г.

Родился 3 октября 1920 г. в с. Манилы ныне Валковского района Харьковской области Украины в семье крестьян. Украинец. Окончил 9 классов школы, работал на Харьковском первом государственном мыловаренном паровом заводе им. Урицкого (ныне ПАО «Мыловаренный комбинат»). По комсомольской путёвке поступил в Харьковский областной аэроклуб. В сентябре 1940 г. был призван в РККА и направлен на обучение в Чугуевскую военную авиашколу пилотов (ныне Харьковский национальный университет Воздушных Сил им. трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба), которую окончил в 1942 г. Служил во 2-й резервной авиационной бригаде Ставки Верховного Главнокомандования.

С июля 1942 г. Николай Маркович сражался на фронтах Великой Отечественной войны: Южном, Закавказском, Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском. Участник битвы за Кавказ, освобождения Новороссийска, Тамани и Крыма, Керченско-Эльтигенской десантной операции, боёв в Белоруссии, Восточной Пруссии, штурма Берлина. Всю войну летал в 249-м (с 14 апреля 1944 г. – 163-м гвардейском) истребительном авиаполку на «ЛаГГ-3» и «Ла-5». Был ранен.

К апрелю 1943 г. младший лейтенант Онопченко произвёл 59 успешных боевых вылетов, в т.ч. 23 – на нанесение штурмовых ударов, 19 – на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 8 – на воздушную разведку, 5 – на перехват авиации противника. Участвовал в 10 воздушных боях, в которых сбил 4 немецких самолёта. Приказом генерал-майора Н.Ф. Науменко, командующего 4-й воздушной армией, был награждён орденом Красного Знамени.

В боях за Тамань осенью 1943 г. Николай Онопченко 48 раз вылетал на боевые задания: водил группы на воздушную разведку войск, техники, портов и аэродромов неприятеля, а также на прикрытие штурмовых и бомбардировочных авиагрупп. В одном из вылетов вёл разведку и прикрывал десант 55-й гвардейской стрелковой дивизии в район озера Солёного (у с. Веселовка Темрюкского района Краснодарского края). После 40 минут полёта, проведённых над войсками, имея запас горючего только для возвращения на свой аэродром, вступил с группой в бой с 27 «Ю-87», которых прикрывали 8 «Ме-109». Не дав им возможности провести бомбардировку десанта, советские истребители отогнали немецкие самолёты от зоны действий 55-й дивизии и вынудили их сбросить бомбы в Таманский залив. В воздушном бою Николай Маркович в паре со своим ведущим сбил немецкий «мессершмитт». За отличное проведение разведки на Тамани и мужество, проявленное в воздушных боях, лётчик был награждён орденом Красной Звезды.

Во время проведения Керченско-Эльтигенской десантной операции в ноябре 1943 г. Николай Онопченко на протяжении нескольких дней в группах истребителей «ЛаГГ-3» прикрывал морской десант, в воздушных боях под Керчью сбил два «мессера». В январе 1944 г., защищая с воздуха высаживавшийся морской десант на мыс Тархан (на северном побережье Керченского полуострова), ударная группа – шестёрка истребителей, в которой находился самолёт лейтенанта Онопченко, по приказу главной станции наведения 4-й воздушной армии «врезалась в строй «Ю-87», рассеяла его боевой порядок и завязала неравный воздушный бой, в результате которого группа сбила три «Ю-87» и не дала возможность бомбардировать наши передовые части. В этом бою тов. Онопченко сбил 1 «Ю-87» …».

Готовясь к проведению Крымской наступательной операции, авиация проводила тщательную воздушную разведку Крымского полуострова, несмотря на активное противодействие вражеских истребителей. Так, в феврале 1944 г. группа «ЛаГГ-3» во время полётов в район с. Мама Русская (ныне с. Курортное в Ленинском районе Крыма) была атакована четырьмя «Ме-109», в завязавшемся воздушном бою Николай Маркович подбил ведущего группы фашистских истребителей.

В период освобождения Крыма и Севастополя весной 1944 г. гвардии старший лейтенант Н.М. Онопченко – заместитель командира эскадрильи 163-го истребительного авиаполка 229-й истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта. 6 мая 1944 г. в составе шести истребителей сопровождал группу «Илов» в вылете на бомбардировку войск противника на Северной стороне города. Группа была атакована восемью немецкими «ФВ-190» и, защищая штурмовиков, вступила в бой, в ходе которого Николай Онопченко с короткой дистанции сбил немецкий самолёт.

Освобождая Севастополь, 9 мая 1944 г. он в шестёрке «ЛаГГ-3» прикрывал группу «Ил-2», атаковавшую немецкий аэродром «6-я верста» (район пос. Николаевка и 5-го километра Балаклавского шоссе). В воздухе фашистские истребители завязали бой. Выйдя из-под удара «мессершмитта», заместитель комэска сумел сбить его.

К концу Великой Отечественной войны Николай Маркович совершил 642 боевых вылета, из них 446 – на разведку войск противника. В 87 воздушных боях лично сбил 14 вражеских самолётов, на земле уничтожил немецкий армейский самолёт-разведчик «Физелер Fi 156 «Шторх». В представлении на награждение гвардии майор С.И. Харламов, командир 163-го гвардейского истребительного авиаполка, отмечал: «…проявил себя отважным и мужественным сталинским соколом, лётчиком-истребителем, умелым разведчиком. Обладая отличной техникой пилотирования самолётов «ЛаГГ-3», «Ла-5» и «Ла-7», в воздушных боях с превосходящими силами противника проявил исключительную настойчивость и упорство. Личным примером в своей повседневной работе как на земле, так и в воздухе учит молодой лётный состав искусству ведения воздушного боя и детальной разведки войск противника. … Выполняя боевые задания по разведке…, представляет командованию ценные данные о войсках противника, его тылах, чем обеспечивает успехи наступательных операций наземных войск».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г. за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, за сбитые 14 самолётов противника гвардии старшему лейтенанту Онопченко Николаю Марковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награждён также тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

После окончания войны Николай Онопченко продолжил службу в военной авиации, в 1948 г. окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава, базировавшиеся на аэродроме Таганрог. Служил заместителем командира эскадрильи 126-го истребительного авиаполка 328-й истребительной авиационной дивизии ПВО СССР, затем помощником командира 137-го гвардейского истребительного авиаполка той же дивизии. С 1950 г. в течение почти двух лет находился в спецкомандировке в Китайской Народной Республике, где обучал китайских лётчиков технике пилотирования реактивной техники. В 1959 г. по состоянию здоровья в звании полковника ушёл в запас. Жил в г. Ступино Московской области, работал инженером Ступинского учебно-производственного предприятия Всесоюзного общества слепых, затем на протяжении 14 лет –старшим инженером-испытателем газотурбинных двигателей Ступинского опытно-конструкторского бюро. Почётный гражданин г. Ступино, вёл широкую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Умер 3 мая 1998 г. Похоронен на Ступинском городском кладбище.

Имя Героя высечено на памятном знаке на Аллее Героев в г. Чугуеве Харьковской области Украины и на мемориальных плитах у обелиска Славы на Ансамбле мемориального комплекса «Сапун-гора» в Севастополе. Фонды Севастопольского военно-исторического музея-заповедника хранят фотографии Николая Онопченк

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: