Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

1 октября 1918 года родился Сергей Данилович Луганский. Командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка, Дважды Герой Советского Союза, писатель. Сбил лично 37 самолетов врага и 6 в группе, совершил два тарана.

Луганский Сергей Данилович
01.10.1918 — 16.01.1977
Дважды Герой Советского Союза

Луганский Сергей Данилович — командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт), капитан; командир эскадрильи того же полка 2-го Украинского фронта, майор.

Родился 1 октября 1918 года в Алма-Ате в семье крестьянина. Русский. По окончании неполной средней школы в 1936 году работал садовником.

В Красной Армии с 1936 года, по комсомольской путёвке направлен в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1938 году. Служил в 14-й авиационной бригаде в Пскове: младший лётчик, помощник командира эскадрильи.

Младший лейтенант Луганский участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Произвёл 59 боевых вылетов, сбил 1 самолёт противника, за что награждён орденом Красной Звезды.

Начало Великой Отечественной войны застало С.Д. Луганского под городом Таганрог. В действующей армии — с октября 1941 года. Летал на ЛаГГ-3 на штурмовку войск противника. Под Батайском и Ростовом-на-Дону сбил 4 вражеских самолёта. Под Белгородом в 1942 году сбил ещё 4 самолёта.Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

Участник Сталинградской битвы. 14 сентября 1942 года, прикрывая с воздуха переправу через Волгу 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева А.И., капитан Луганский повёл в лобовую атаку восьмёрку ЛаГГ-3 против превосходящих сил противника. Немцы были настолько близко, что времени для манёвра не оставалось. Луганский пошёл на сближение с ведущим группы Me-109. Стремительно сближались истребители. Когда до столкновения оставались секунды, нервы у немца не выдержали и он нырнул вниз. Это был его единственный спасительный манёвр, однако от тарана ему уйти не удалось. Ударом левой плоскостью Луганский начисто снёс стабилизатор «мессершмитта». Потеряв управление, вражеская машина завертелась и пошла к земле. Луганский же вместе с остальными нашими истребителями вернулся на свой аэродром.

В последующем капитан Луганский С.Д. воевал на самолёте Як-1Б на Курской дуге и под Харьковом. К июлю 1943 года выполнил 221 боевой вылет, в воздушных боях сбил 18 самолётов противника лично и 1 в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Луганскому Сергею Даниловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

27 сентября 1943 года войска Степного фронта форсировали Днепр у села Мишурин Рог (Кировоградская область, Украинская ССР). Во главе эскадрильи С.Д. Луганский вылетел на самолёте Як-7 на прикрытие штурмовиков. В это время к переправе приблизилась группа Ju-88 и He-111 под прикрытием Me-109. В бой наравне с истребителями пришлось вступить и штурмовикам. Атака «юнкерсов» была отбита, но к переправе прорвались «хейнкели». Луганский выбрал для атаки флагмана, подошёл к нему снизу и пропеллером рубанул по рулю высоты. «Хейнкель», потеряв управление, рухнул на землю. Повреждённый при таране истребитель Луганскому удалось благополучно посадить на своём аэродроме.

К декабрю 1943 года Луганский С.Д. в воздушных боях на 2-м Украинском фронте сбил лично ещё 13 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками майор Луганский Сергей Данилович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

В июне 1944 года отважный лётчик-истребитель был назначен командиром авиаполка. В небе Румынии, над Одером летал на самолёте-подарке алма-атинских комсомольцев. Боевой путь закончил в Берлине. К концу войны совершил 390 боевых вылетов, лично сбил 37 и в группе 6 самолётов противника, совершил 2 тарана.

После Победы служил на командных должностях в войсках ПВО. С 1945 года командовал истребительным авиационным полком. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию. С 1949 года — заместитель командира, а с 1952 года — командир авиационной дивизии. С 1960 года — командир корпуса ПВО.

С 1964 года генерал-майор авиации С.Д.Луганский — в запасе. Занимался литературной деятельностью, автор книг «На глубоких виражах» (1966), «Небо остается чистым» (1970) и других.

Жил в Алма-Ате. Умер 16 января 1977 года. Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище.

Генерал-майор авиации (1957). Награждён 2 орденами Ленина (02.09.1943; …), 2 орденами Красного Знамени (28.02.1942, 22.07.1943), орденом Александра Невского (05.09.1944), 2 орденами Красной Звезды (19.05.1940; 19.11.1951), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (06.11.1946).

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: