Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

30 сентября отмечает день рождения Коломенский мост через канал Грибоедова, соединивший Коломенский и Покровский острова. В 1969 году здесь, на месте старой переправы, был построен третий в мире, первый и единственный в Советском Союзе алюминиевый цельносварной мост.

Архивные документы свидетельствуют, что вопрос использования алюминиевых сплавов в мостостроении в СССР был поднят в научных кругах еще в 1948 году. В Киевском инженерно-политехническом институте была защищена диссертация на эту тему. Официально же исследованиями алюминиевых сплавов с целью изучения возможностей их применения в мостовых конструкциях железнодорожного транспорта в СССР начали заниматься в 1958 году. Тогда в работу включились сразу несколько серьезных учреждений – НИИ Мостов, ЦНИИС Госстроя, МИИТ и Ленгипротрансмост.

В то время ученые пришли к выводу, что наряду с преимуществами алюминия, таких как его малый объемный вес, высокая удельная прочность, стойкость против коррозии, простота изготовления практически любой конструкции с помощью прессования, отсутствие хладноломкости, по сравнению со сталью у него есть и определенные недостатки. Кроме того, тогда алюминиевые сплавы были гораздо дороже, их стоимость была в 1,5 – 2 раза выше стоимости аналогичных стальных конструкций. Использование алюминиевых сплавов в мостостроении признавалось целесообразным в достаточно узкой сфере – в основном для решения задач восстановления мостовых дорожных сооружений железнодорожными войсками.

Следует отметить, что отечественного опыта использования алюминия в мостостроении тогда не было, были ограниченно доступны и зарубежные исследования. Работы носили поисковый характер, и экспериментальные исследования проводились одновременно с проектированием и изготовлением опытных конструкций. В результате колоссального объема научной и практический работы были разработаны рекомендации по проектированию, выбраны предпочтительные сплавы для изготовления различных частей мостовых конструкций, разработаны технологии их соединения, испытаны типовые крупномасштабные образцы мостовых сооружений. По результатам исследований опубликовано свыше 40 работ в научных сборниках, журналах «Промышленное строительство», «Транспортное строительство» и других.

К 1964 году в результате обобщения этих материалов были разработаны «Технические условия на проектирование мостовых конструкций из алюминиевых сплавов» и «Технические указания на изготовление мостовых конструкций из алюминиевых сплавов».

И, однако, несмотря на огромный объем проведенных работ, с 1969 по 2017 год в нашей стране был построен единственный алюминиевый мост. Этим статусом обладает Коломенский пешеходный мост через канал Грибоедова в Петербурге.

 

 

Построен Коломенский мост в тот период, когда Северная столица именовалась Ленинградом. И нынешние жители, в большинстве своем влюбленные в красивейшие исторические городские переправы, даже не подозревают об уникальности Коломенского моста.

В техническом архиве СПб ГБУ «Мостотрест» есть «личное дело» Коломенского моста –объемная папка, в которой хранятся подлинные документы по истории моста с момента его проектирования до наших дней.

Первоначально лавры первого алюминиевого были предназначены Подьяческому пешеходному мосту. Но в связи с прокладкой новой транспортной магистрали его нужно было расширить и возвести уже как транспортный. Имеющегося в наличии металла – алюминиевых сплавов оказалось недостаточно для его строительства. И поэтому в качестве опытного объекта временный пешеходный Коломенский мост. Тогда он представлял собой деревянную конструкцию с пролетным строением из металлических балок.

Над инновационным проектом, разработанным по инициативе профессора кафедры металлических конструкций Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ) Виктора Ивановича Крыжановского, работали специалисты «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест»). Конструкцию и технологию сварки моста разработала преподаватель той же кафедры к.т.н. И.Н. Артемьева. В разработке проекта приняли участие инженеры института «Ленгипроинжпроект» Б.Э. Дворкин и И.Г. Бонч-Осмоловская, архитектор Л.А. Носков.

 

1 из 3Предложенное учеными и инженерами пролетное строение представляло собой оригинальную систему двухшарнирной арки из двух труб и соединительных элементов, обеспечивающих необходимую жесткость и прочность. Устои моста – бетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Процесс строительства моста был далеко не безоблачным – длительное время шел процесс выбора завода – изготовителя алюминиевых конструкций для моста, возникали заминки с необходимым объемом и качеством алюминиевого сплава, задерживалось предоставление проектной документации. В итоге пролетные строения моста были изготовлены в Ленинграде, на заводе им. А.А. Жданова (ныне «Северная верфь»), их сварка была произведена в 1969 году. Пролет целиком перевезен автомобильным транспортом и установлен на место. Приемочная комиссия работе предприятия поставила оценку «хорошо».

20 и 21 сентября 1969 года Ленинградским инженерно-строительным институтом было проведено испытание моста. Пролетное строение подвергалось статической нагрузке в виде железобетонных плит. Полный вес уложенной на мост нагрузки достигал 36, тонн. Каких-либо повреждений металла конструкции и сварных швов обнаружено не было. 30 сентября 1969 года мост открыт для движения. С этого момента Коломенский — третий в мире и первый в нашей стране алюминиевый мост.

При подготовке материала использован текст доклада «История мостостроения в коллекции старейшего научно-технического музея. Опыт строительства алюминиевых мостов в Советской России», подготовленного специалистами Музея мостов и представленного на 2-м международном форуме «Алюминий в архитектуре и строительстве».

 

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: