Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней.

Начало истории советской школы положили два документа: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (30.09.1918 г.) и «Основные принципы единой трудовой школы» (16.10.1918 г.).

В первом документе закреплялось название за учебным заведением «единая трудовая школа», состоящая из 2-х ступеней: I-для детей от 8 до 13 лет (5 летний курс) и II-от 13 до 17 лет (4 летний курс; обучение объявлялось бесплатным, обязательным, совместным; не допускалось преподавание какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе обрядов культа; устанавливалась выборность всех педагогических и административно-педагогических должностей и единая система оплаты труда преподавателей. В качестве основы школьной жизни документ определял производительный труд, как общественно необходимый, который должен быть органически связан с обучением и знакомить детей с разнообразными формами производства.

В документе также определялся порядок и условия школьной работы: начало и окончание учебного года, каникул, нормы учебного времени для разных категорий учащихся. Во всех школах вводились обязательные горячие завтраки бесплатно.

Деятельность школьного коллектива, состоящего из всех учащихся данной школы и всех школьных работников, направлялась ответственным органом школьного самоуправления — Школьным советом, в компетенцию которого входил широкий спектр вопросов-от распределения учащихся по группам до выпуска из школы.

Главные идеи «Положения о единой трудовой школе» были развёрнуты в «Основных принципах единой трудовой школы».
В этом документе была сформулирована цель школы нового типа и перспективы её развития. Предполагалось сделать школу общедоступной, подлинно народной, бесплатной, обязательной, единой и трудовой, общей для обоих полов, светской.

Принцип единой школы предполагал движение учащихся по образовательной лестнице от детского сада до университета.
Новая школа виделась и как трудовая, намечалось введение труда как основы преподавания, ориентация учащихся на земледельческий и промышленный труд во всех его разновидностях. Вместе с тем, подчёркивалось, что цель трудовой школы «не дрессировка для того или иного ремесла, а политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами всех важнейших форм труда, частью в учебной мастерской или на школьной ферме, частью на фабриках, заводах и т.п.». Вовлечение учащихся в трудовую деятельность рассматривалось как важнейшее условие воспитания гражданских качеств, настойчивости, трудолюбия, духа солидарности и др.
Личность утверждалась высшей ценностью в социалистической культуре, а коллектив рассматривался как средство, позволяющее личности «развернуть свои задатки», развить «наклонности в нём, широкую общественность, способность реально, всем сердцем чувствовать себя солидарной частью великого целого»

Ветерок весенний, ветерок весёлый
К нам доносит запах лёгких лепестков.
Вот и сад тенистый, вот и наша школа —
В белой пене вишен, в зелени дубков.

Окна в сад открыты, льётся воздух чистый, —
В нём роса и солнце, травы и цветы.
Здесь наш труд и опыт, здесь наш дом тенистый —
Первые заботы, первые мечты.

С нами наш учитель, в день забот он рядом,
Здесь мы полюбили Родину и труд.
Вся земля родная кажется нам садом,
Ветви наших вишен в том саду цветут!

Мы пойдём отсюда с песнею весёлой,
Побегут отсюда тысячи дорог…
Навсегда запомним сад и нашу школу,
Ветерок весенний, свежий ветерок!

 

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: