Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Праздничные,Знаменательные и Памятные даты. 29 сентября

Родились в этот день

 

29 сентября 1980 родился Иван Алексеевич Кропочев — младший сержант внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Иван Алексеевич Кропочев

9 января 2000 года в составе третьей группы специального назначения Кропочев убыл на выполнение специального задания по сопровождению автоколонны по маршруту Аргун-Гудермес. У села Цоци-Юрт головной БТР колонны подвергся обстрелу. Командир группы старший лейтенант Е.А. Ерошин принял решение возвращаться. Бронетранспортёр, в котором находился старший стрелок младший сержант Кропочев, пошёл первым, за ним двинулась колонна.

На головную машину обрушился плотный огонь противника. Свернув с дороги, БТР двинулся на позиции боевиков, ведя прицельную стрельбу из всех видов оружия, находящегося у личного состава, тем самым вызвал огонь на себя, давая колонне возможность уйти. Бронетранспортёр был подбит двумя попаданиями из гранатомёта и загорелся, Кропочев получил ранения в бедро и живот. Несмотря на это, он помог покинуть машину раненым сержанту К.С. Палояну и рядовому В.А. Марченко, но сам выбраться из машины уже не смог из-за шквального огня боевиков.

Из горящей машины Иван вёл огонь по боевикам, дав возможность раненым товарищам отойти на безопасное расстояние. После того, как закончились боеприпасы, Кропочев, чтобы не сдаваться в плен, подпустил противника вплотную к БТР и взорвал себя гранатой.

Тело Кропочева было доставлено в село Таяты Каратузского района и похоронено на местном кладбище.

29 сентября 1963 года родился Николай Анфиногенов. Рядовой разведывательной роты 181-го мотострелкового полка 108-й Невельской Краснознамённой мотострелковой дивизии, участник Афганской войны, Герой Советского Союза (посмертно).

Николай Анфиногенов

29 сентября 1945 — Надежда Владимировна Чижова (1945), олимпийская чемпионка 1972 года по толканию ядра, первая спортсменка, пославшая ядро за 20-метровую отметку.

29 сентября 1936 — Алла Сергеевна Демидова (1936), актриса.

29 сентября 1904 года родился советский писатель Николай Алексеевич Островский (1904-1936).  В 1932 году в журнале «Молодая гвардия» начинает публиковаться его, во многом автобиографичный, роман «Как закалялась сталь», который моментально стал популярным. Роман 41 раз издавался только при жизни автора. Произведение имело большой успех, а для многих поколений молодежи СССР стало нравственным образцом.

Николай Алексеевич Островский
Николай Алексеевич Островский

29 сентября 1899 — Евгений Иосифович Габрилович (1899 — 5.12.1993), сценарист, писатель. Первой его работой в кино был сценарий фильма «Последняя ночь», выпущенного в 1937 году. По его сценариям поставлены такие фильмы как «Машенька» (1942), «Два бойца» (1943), «Коммунист» (1958), «Твой современник» (1968), «В огне брода нет» (1968), «Начало» (1970), «Монолог» (1973).

29 сентября 1892 – Родился Г.Г.Анджиевский, участник борьбы за Советскую власть на Северном Кавказе.

29 сентября 1817 — Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817 — 24.3.1903), писатель.

29 сентября 1795 — Кондратий Федорович Рылеев (1795 — 25.7.1826), поэт-декабрист.

День в истории Саратовского края

День в истории Саратовского края

29 сентября 1980 года в Саратове работала Всероссийская научно-практическая конференция хирургов

 

29 сентября 1955 года в Саратове открылся трехзальный кинотеатр «Победа». Здание построено по проекту архитектора Эдуарда Петрушко.

 

29 сентября 1953 года в Саратове состоялось открытие областной сельскохозяйственной выставки (находилась на территории нынешнего Торгового центра).

В России, 29 сентября 2019 года вступило в силу постановление Правительства, которым вводится в обращение электронная версия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, наравне с бумажной.

Вместо пластиковой карточки СНИЛС с номером индивидуального лицевого счета работнику нужно предоставить электронный документ. Его роль выполняет уведомление из ПФР. Данные о своем страховом номере индивидуального лицевого счета можно получить в качестве уведомления из ПФР. В нем указаны те же данные, что и в карточке СНИЛС: фамилия, имя и отчество работника, страховой номер, дата и место рождения, пол, а также дату регистрации в системе индивидуального учета.

 

Во «Дворце творчества юных» города Санкт-Петербург, 29 сентября 2018 года подвели итоги первого очного тура «Учитель-профи» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России».

В испытаниях «Методический семинар» и «Урок» приняли участие 85 финалистов, из которых жюри определило 15 лауреатов конкурса, набравших максимальное количество баллов в заочном и первом очном турах.

 

Московские видеокамеры подключили к системе распознавания лиц

В Москве, 29 сентября 2017 года свыше 160 000 камер видеонаблюдения подключили к системе распознавания лиц. Изображение анализируется в режиме реального времени, анализируя пол и возраст человека. Сеть охватывает 95% подъездов жилых домов. До конца года москвичи смогут самостоятельно устанавливать камеры и подключать их к единой системе видеонаблюдения.

 

Российские ученые создали материал для искусственных мышц и суставов

Ученые Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» 29 сентября 2017 года, представили разработанный материал, на основе которого становится возможным создание износостойкой и легко внедряемой замены костям, суставам и мышцам. Основным вопросом при внедрении материала в тело является его безопасность. Некоторые вещества являются токсичными, некоторые организм просто отторгает.

 

29 сентября 2010 – На официальном сайте КПРФ опубликовано заявление Секретариата ЦК КПРФ «КПРФ ответит акциями протеста на предвыборный произвол в Тамбове»:

«…Секретариат ЦК КПРФ заявляет решительный протест в связи с произволом, творимым партией власти в Тамбове. Мы требуем от избирательных комиссий, правоохранительных органов принять все необходимые законные меры для возвращения избирательной кампании по выборам депутатов Тамбовской городской Думы в правовое русло, наказать виновных в административном произволе и нарушении конституционных прав граждан.

 

29 сентября 2009 – Депутат Государственной Думы, кандидат в депутаты Госсобрания Республики Марий Эл от КПРФ Н.М.Харитонов обратился к председателю Центризбиркома В.Е.Чурову с требование отстранить от избирательного процесса «Единую Россию»:

«За 20 лет нахождения в большой политике и в течение 6 сроков избираясь в Верховный Совет РСФСР и Государственную Думу Совета Федерации Российской Федерации, будучи кандидатом в Президенты РФ, мне пришлось побывать во многих регионах России. Я могу достаточно объективно судить о избирательных кампаниях всех уровней, от местных до общефедеральных и имею полное право заявить о том, что такого беспредела властей, начиная от руководителей республики до глав сельских поселений, как в Республике Марий Эл не встречал нигде…

 

29 сентября 2008 – Попытка украинских националистов провести референдум относительно отмены автономного статуса Крыма в Симферополе была предотвращена активистами украинской Компартии.

 

29 сентября 2007 – В Москве на Славянской площади КПРФ и другие левопатриотические организации провели митинг в рамках Всероссийской акции протеста в поддержку социальных прав трудящихся и пенсионеров под лозунгом «Нет — социальному геноциду!». Аналогические мероприятия были проведены в 50 областях России.

 

29 сентября 2006 – Лидер КПРФ Г.А.Зюганов назвал политическим бандитизмом события в Грузии с эвакуацией российских граждан

 

29 сентября 2005 – Комиссия Мосгоризбиркома единогласно проголосовала за регистрацию списка кандидатов коммунистов на выборах в Мосгордуму.

 

29 сентября 2002 – На Парламентских слушаниях фракция КПРФ негативно отозвалась о проекте госбюджета на 2003 год, отметив его антинародный характер.

 

29 сентября 1999 года Госдума отклонила проект закона «О государственных гарантиях и порядке возмещения ущерба гражданам, пострадавшим от деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства граждан».

 

29 сентября 1993 года Борис Ельцин объявил депутатам Верховного Совета требование покинуть Белый дом до 4 октября.

 

29 сентября 1990 года Чукотский автономный округ объявил о выходе из Магаданской области и провозгласил себя республикой.

 

29 сентября 1984 года произошла «золотая стыковка» — встреча восточного и западного направлений строителей БАМа, продвигавшихся навстречу друг другу десять лет.

29 сентября 1984

29 сентября 1984 года состоялась «золотая» стыковка центральной части Байкало-Амурской магистрали, одной из крупнейших (4300 км) железных дорог в мире. «Второй Транссиб» прошел через тысячи километров вечной мерзлоты, семь горных хребтов, 11 полноводных рек, на нем возведено 2230 мостов. Это была действительно «стройка века», ставшая серьезным вызовом для всей страны.

Осенью 1984 года строительство было почти завершено, и все внимание сконцентрировалось на двух бригадах и двух знаменитых бригадирах, Иване Варшавском и Александре Бондаре. С запада и с востока они двигались навстречу друг другу более 10 лет. Встретились 29 сентября на берегу реки Сюльбан (север Читинской области). Именно тогда рельсы БАМа, наконец-то, сомкнулись, состоялась «золотая» стыковка. А 1 октября 1984 года «золотые» звенья БАМ были уложены на станции Куанда.

***

27 октября 1984 года было уложено «золотое звено», соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино и открыто СКВОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ поездов по Байкало-Амурской магистрали.

Но и после укладки «Золотого звена» трасса железной дороги не приобрела свои окончательные очертания. Еще не был достроен 15-километровый туннель под Северо-Муйским хребтом, который должен был стать самым длинным туннелем в СССР. Вместо него поезда переходили через хребет по длинному перевальному обходу.

В 1989 году вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км и на нем было уже 2 туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый Чертов мост- виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт.

***

В 1986 г. введен в эксплуатацию участок Ларба — Усть-Нюкжа (206 км). В этом же году был электрифицирован участок Лена — Нижнеангарск (943 км); в 1987 г. — участок Нижнеангарск — Новый Уоян (179 км); в 1988 г. — участок Новый Уоян — Ангаракан (102 км), построен участок Новая Чара — Тында. В 1989 г. введен в эксплуатацию и электрифицирован обход Северо-Муйского тоннеля, участки Тында — Ургал и Нижнеангарск — Новая Чара, электрифицирован участок Ангаракан — Таксимо (102 км).

***

В 1989 г. БЫЛ ПОДПИСАН АКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ О ПРИЕМКЕ В ПОСТОЯННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПОСЛЕДНИХ ПЕРЕГОНОВ БАМ И ВСЯ МАГИСТРАЛЬ ПЕРЕДАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ (МПС СССР).

 

29 сентября 1977 года в Ленинграде открыли станции метро «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов».

 

29 сентября 1977 года ракетой-носителем «Протон» была выведена на орбиту орбитальная станция «Салют-6».

 

29 сентября 1975 — Пятое по силе наводнение, вода поднялась на 281 см выше ординара (по некоторым данным 2 метра 70 см).

Был затоплен Васильевский остров, Петроградская сторона, центральные районы города и Сестрорецк. Встала работа на 10 крупных заводах, имело место затопление станции метро «Горьковская», нарушился график движения городского транспорта, были замечены сбои и в работе городских электростанций. Затопило около трех сотен подвальных помещений, включая здание государственного университета.  В этот год было ещё 4 сильных наводнения: 9 января — 216 см над ординаром, 11 января — 164 см, 23 декабря — 176 см и 31 декабря — 187 см.

 

29 сентября 1965 года установили День учителя (празднуется в первое воскресенье октября).

 

29 сентября 1965 года СССР допустил возможность отправки своих войск в Северный Вьетнам.

  

29 сентября 1963 года – атомная подводная лодка Северного флота К-181 всплыла на Северном полюсе.
29 сентября 1963 года – атомная подводная лодка Северного флота К-181 всплыла на Северном полюсе.

Первой подлодкой, прошедшей под Северным полюсом, стал американский атомоход «Наутилус». Это ему удалось 3 августа 1958 года с пятой попытки. В советском же флоте впервые в подводном положении достиг Северного полюса экипаж первой советской атомной подводной лодки К-3. Это случилось 17 июля 1962 года. Командовал лодкой капитан 2 ранга Л.М. Жильцов, экспедицией руководил контр-адмирал А.И. Петелин. 18 июля 1962 года в 360 милях от Северного полюса на широте 84° 53’ лодка произвела всплытие в обнаруженной полынье. Затем она погрузилась и дважды под водой пересекла точку Северного полюса. На обратном пути на широте 79° 30’ лодка еще раз всплывала в найденной полынье. Вскоре К-3 получила наименование «Ленинский комсомол».

«В 1963 году — подводные лодки К-178 и К-115 под командованием А.П. Михайловского и И.Р. Дубяги поочередно осуществили длительные подледные походы в высоких широтах Северного Ледовитого океана с целью изучения условий плавания и возможности всплытия в различных районах Арктики. Начинались исследования от Новой Земли, а закончились в водах Тихого океана». Следующей была К-181.

Летом 1963 года на производственном объединении «Севмашпредприятие» ее дополнительно оборудовали для плавания на северную макушку планеты. С 25 сентября по 4 октября 1963 года атомарина под командованием капитана 2-го ранга Ю.А. Сысоева совершила вошедший в историю высокоширотный поход. Кроме экипажа на борту К-181 находились командующий Северным флотом адмирал В.А. Касатонов, осуществлявший непосредственное руководство плаванием, а также начальник политотдела 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота контр-адмирал Г.Г. Антонов, начальник управления штаба Северного флота капитан 1 ранга Д.И. Шендель, главный штурман ВМФ капитан 1 ранга А.Н. Мотрохов, заместитель командующего флотилии по электро-механической части капитан 1 ранга М.М. Будаев, заместитель командира дивизии подводных лодок капитан 2 ранга В.П. Рыков, представители прессы, научно-исследовательских институтов, всего вместе с экипажем лодки 124 человека.

29 сентября в 6 часов утра лодка вышла в расчетную точку Северного полюса. В 6 часов 51 минуту подлодка произвела всплытие в полынье, в непосредственной близости от полюса. На льду, на установленной специально мачте были подняты государственный и военно-морской флаги СССР. Командир К-181 Ю.А. Сысоев вышел из корпуса атомарины на мостик, став, таким образом, первым в истории человечества подводником, вышедшим из подлодки строго в точке Северного полюса. Продолжительность похода составила 9 суток и 3 часа, было пройдено 3464 морских мили за 219 часов, из них подо льдом 1800 морских миль за 107 часов. Во время похода проводились испытания экспериментального навигационного комплекса «Сигма» и опытного образца приемоиндикатора, способного принимать сигналы сверхдлинноволновой системы дальней навигации в подводном положении. Обширные научные наблюдения, проведенные на подводном корабле в период плавания, дали огромный материал для освоения Северного Ледовитого океана и все до единой задачи похода были успешно выполнены. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1964 года командиру К-181 капитану 2 ранга Ю.А. Сысоеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

29 сентября 1956 года в Москве состоялась Учредительная всесоюзная конференция советских ветеранов войны, принявшая решение о создании Советского комитета ветеранов войны.

 

29 сентября 1944 года батарея лейтенанта Александра Злобина отличилась у венгерского города Елек, отбив 6 контратак противника.

Интересно, что в батарее служили еще два Злобинвых – отец и сын. Павел Злобин был командиром одного из орудий, а его сын Иван – наводчиком орудия.

 

29 сентября 1943 года Красная Армия освободила г. Кременчуг (Украинская ССР) от фашистских захватчиков.

 

29 сентября 1943 — Подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Италии.

 

29 сентября 1943 советский разведчик Рихард Зорге приговорен в Японии к смертной казни. 7 ноября 1944 года в токийской тюрьме «Сугамо» смертный приговор был приведен в исполнение.

Рихард Зорге
Рихард Зорге

Его последние слова прозвучали по-японски: «Сэкигун (Красная Армия)! Кокусай кёсанто (Коминтерн)! Собиэто кёсанто (Советская компартия)!»

 

29 сентября 1941 года в Москве началась конференция представителей СССР, США и Англии, призванная рассмотреть распределение ресурсов стран антигитлеровской коалиции.

29 сентября 1941 года в Москве началась конференция представителей СССР, США и Англии, призванная рассмотреть распределение ресурсов стран антигитлеровской коалиции.

Конференция имела своей целью решить вопрос, какую помощь оказать СССР в отпоре агрессору и об эффективном использовании ресурсов в борьбе с общим врагом. Конференция завершилась 1 октября. Уже к концу года СССР получил по ленд-лизу поддержку на 545 тыс. долл.

 

29 сентября 1941 года начались расстрелы проживавших в Киеве евреев. Людей на расстрел загоняли украинские полицаи.

29 сентября 1941 года начались расстрелы проживавших в Киеве евреев.

«Многие женщины несли на руках младенцев или вели за руку детей постарше». «Было заметно, как слой земли шевелился от движения еще живых людей» (очевидцы)

Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года – были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. Точное место расстрела неизвестно.

Всего за два дня в Бабьем Яру расстреляли 33771 еврея (детей до трех лет палачи не считали). Там же два года подряд массово убивали, цыган, русских, украинцев, поляков – всего от 100000 до 150000 жертв.

 

29 сентября 1941 года началась Донбасская оборонительная операция (29 сентября — 4 ноября 1941 года). Составная часть Донбасско-Ростовской стратегической оборонительной операции.

29 сентября 1941 года началась Донбасская оборонительная операция

Превосходство противника над советскими войсками было:

в живой силе и авиации — в 2 раза

в орудиях и миномётах — в 3 раза

 

29 сентября немцы начали наступление. 1-я танковая группа (с 6 октября 1-я танковая армия) и моторизированная дивизия 11-й армии почти сразу прорвала оборону советских войск и вышли в район города Осипенко. Этим манёвром они окружили части 18-й и 9-й армий. Бои в окружении продолжались до 10 октября.

12-я армия заняла оборону на рубеже Павлоград, Васильковка, Гавриловка для сдерживания продвижения противника и обеспечению отхода остальных войск.

В это же время создаётся Таганрогский боевой участок в составе 3 стрелковых дивизий для организации обороны на восточном берегу реки Миус от Успенской до Таганрога и прикрыть подступы к Ростову-на-Дону.

14 октября 9-я армия и Таганрогский боевой участок (войска Южного фронта) нанесли контрудар и потеснили передовые части противника на 10-15 км. Однако с подходом главных сил 1-й немецкой танковой армии советские войска снова были вынуждены отступить. Войска правого крыла фронта по приказу Ставки ВГК отошли на рубеж Красный Лиман, Дебальцево, а левого крыла (18-я и 9-я Армии) под давлением превосходящих сил немцев — на рубеж Дебальцево — Красный Луч — Большекрепинская — Хапры, где заняли оборону.

Итог

Противнику удалось разбить остатки Южного фронта РККА, выйти к Азовскому морю и войти в Крым. Была также занята юго-западная часть Донбасса.

В начале ноября 1-я танковая группа вермахта возобновила наступление на Ростов-на-Дону (Ростовская оборонительная операция).

 

29 сентября 1940 года СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. Свыше 40 % мирового выпуска их приходилось на долю Советского Союза.

29 сентября 1940 года СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. Свыше 40 % мирового выпуска их приходилось на долю Советского Союза.

 

29 сентября 1937 — Бюджет рабочей семьи в 1937 г.

1937 - Бюджет рабочей семьи в 1937 г.

 

29 сентября 1937 года начало рекордного по продолжительности полёта дирижабля СССР В-6 «Осоавиахим» объемом 19 тыс. куб.м с тремя двигателями мощностью по 177 квт (240 л.с.).

29 сентября 1937 года начало рекордного по продолжительности полёта дирижабля СССР В-6

Дирижабль, на борту которого находилось 16 членов экипажа, совершил беспосадочный перелет по кольцевому маршруту станция Долгопрудная (север Московской области; ныне город Долгопрудный) – Новгород – Белозерск – Горький (ныне Нижний Новгород) – Ростов – Брянск – Курск – Воронеж – Пенза – Долгопрудный, проведя в воздухе 130 часов 27 минут.

Дирижабль «СССР-В6 Осоавиахим» был построен к 17-ой годовщине Великого Октября. Этот лучший (и по сегодняшний день) отечественный аппарат совершил свой первый полет 5 ноября 1934 г., пробыв в воздухе 1 час 45 мин. Дебютный пилотаж судном осуществлял сам главный конструктор — Умберто Нобиле. Через день — 7 ноября — состоялся уже второй полет этого замечательного аппарата. 105-метровый дирижабль полужесткой конструкции показал индустриальный потенциал СССР, дав импульс воздушно-транспортной технологии, способной интенсивно влиять на развитие экономики страны…

Экипажем из 16 человек командовал И.В.Паньков. Экипаж нёс вахты по 8 часов. На второй день полёта погода испортилась — порывистый ветер, плотная облачность, начался дождь. Пролетая над городами Новгородом, Шуей, Ивановым, Калининым, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и др., дирижабль сбрасывал вымпелы с посланиями. 3 октября дирижабль пролетал над Долгопрудным, на земле всё было готово к его приёму, но экипаж попросил продлить полёт на 24 часа, чтобы побить рекорд дирижабля Zeppelin LZ-127. Командиру корабля разрешили продлить полёт до 17 часов 4 октября. СССР-В6 летал в окрестностях Москвы, 4 октября в 17 часов 15 минут совершил посадку в Долгопрудном.

В феврале 1938 года экипаж СССР-В6 готовился к перелёту Москва — Новосибирск. В это время пришло сообщение о том, что льдина, на которой дрейфовала экспедиция И.Д.Папанина, раскололась, и требуется эвакуация экспедиции. Экипаж дирижабля СССР-В6 обратился к правительству СССР с просьбой провести тренировочный полёт Москва — Петрозаводск — Мурманск — Москва. В случае удовлетворительных результатов перелёта дирижабль мог использоваться для эвакуации с льдины экспедиции Папанина.

5 февраля 1938 года в 19 часов 35 минут дирижабль СССР-В6 вылетел из Москвы. 6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов дирижабль приближался к станции Кандалакша. Последняя радиограмма дирижабля была получена в 18 часов 56 минут.

Полёт проходил на высоте 300-450 метров в сложных метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, плохая видимость. Металлические части конструкции дирижабля обледенели. Дирижабль врезался в гору. Из 19 членов экипажа погибли 13 человек, трое получили лёгкие ранения и трое не получили никаких повреждений.

На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила, что дирижабль СССР-В6 потерпел катастрофу в 18 км западнее станции Белое море.

12 февраля 1938 года члены экипажа дирижабля СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.

***

Первый выпуск советских дирижаблей эскадры им. В.И. Ленина должен был состоять из воздушных гигантов «Ленин», «Сталин», «Старый большевик», «Правда», «Клим Ворошилов», «Осоавиахим» и «Колхозник».

Кампания, проводимая осоавиахимовцами, позволила собрать 28 млн руб., которые сразу же были переданы на создание и развитие научно-исследовательского комбината «Дирижаблестрой СССР», учрежденного в 1931 году. На этом дирижаблестроительная миссия «Осоавиахим» не закончилась, и при участии госкомпании «Дирижаблестрой», ЦАГИ, АГОС в 1933 г. была проведена Первая Всесоюзная конференция по аэродинамике дирижаблей: своеобразный НТС по реализации плана создания воздухоплавательного флота…

Для освоения дирижаблестроительных технологий рассматривались индустриальные концепции германских цеппелинов и итальянских полужестких дирижаблей, созданных Умберто Нобиле. На этого итальянца правительство Сталина и сделало ставку.

Опыт постройки и эксплуатации корабля «СССР-В5, совершившего более 100 полетов, послужил базисом для строительства крупнейшего советского дирижабля «СССР-В6 Осоавиахим». Темпы работы советских дирижаблистов крайне поразили итальянских ребят. Строительство дирижабля заняло всего 3 месяца, тогда как в Италии такая машина строилась 5-6 месяцев. И это при условии, что в Италии производственные мощности и взаимодействие со смежниками было отлажено до мелочей, а в СССР это делалось с чистого листа.

Как вспоминают советские инженеры, для рабочих чертежей использовалось только около десяти общих чертежей итальянского дирижабля, а остальные 3000 рабочих чертежей делались советскими конструкторами «Дирижаблестроя» заново.

Советский дирижабль выявил превосходство над своим итальянским прототипом (N-4), как по своей форме, так и по полётным характеристикам. Крейсерская скорость аппарат была увеличена с 85 до 104 км/ч. При этом гондола управления была увеличена в расчёте на размещение 20 пассажиров. Кроме того, хотя при сооружении дирижабля применялись материалы более тяжелые, чем предлагали итальянцы, все же полезную грузоподъёмность, благодаря многим интересным решениям, удалось довести до 8500 кг.

Между прочим, эксплуатация судна определялась в рамках средней нагрузки. Хотя максимальная скорость у дирижабля «СССР В6» по документам составляла 115 км/ч, однако конструктивно аппарат имел возможность летать на скорости чуть более 125 км/ч.

 

29 сентября 1936 – ЦК ВКП (б) призвал республиканские и местные партийные отделения прекратить необоснованные исключения из партии.

 

29 сентября 1933 года окончился автопробег Москва — Каракумы —Москва, в котором советская автоколонна прошла 9500 км, установив мировой рекорд.

Кто сейчас помнит романтику тридцатых годов века минувшего? А ведь это было время необычайного подъема производительных сил. Вставали гигантские новостройки, небывалый размах приобретало физкультурно-массовое движение. Вся страна с энтузиазмом садилась на самолет, на трактор, на автомобиль. Немало проходило и пробегов, и каждый собирал толпы на обочинах.

Среднеазиатская пустыня Каракумы и сейчас место страшное. А начало освоению Черных песков (так переводится с тюркского слово «Каракумы») положил автопробег Москва – Каракумы — Москва. В 1931 году в Москве завершилась реконструкция завода АМО и возникла необходимость испытать новую продукцию. Появился грандиозный план автопробега по маршруту «Москва-Каракумы». Это был не только экзамен отечественной техники, созданной в течение первой пятилетки в Горьком и Москве, но и ее сравнение с автомобилями, изготовленными на американских заводах.

Были утверждены следующие этапы маршрута: Москва – Горький – Чебоксары — Казань – Самара – Оренбург – Актюбинск – Кзыл-Орда – Чимкент – Ташкент. Затем от Чарджоу через пустыню Кара-Кум на Красноводск. После переправы через Каспийское море, Баку — Тифлис – Армавир – Ростов-на-Дону — Харьков (тогда столица Украины) – Воронеж – Тула — Москва.

В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях, из которых шесть легковых ГАЗ-А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, два опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, четыре 2,5-тонные грузовика АМО-3 (выкрашенные в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца), три импортные трехосные Ford-Timken, одна экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ и один капитально отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford-АА. Только три участвовавших в пробеге автомобиля были собраны из зарубежных деталей. Остальные двадцать машин — серийные: АМО-З (послепробега и некоторого улучшения конструкции он стал 3-тонным и получил марку ЗИС-5), полуторатонные ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А. Лишь экспериментальные трехосные автомобили ГАЗ-ААА и «газик» на шинах «сверхбаллон» можно считать специально предусмотренными для езды по бездорожью.

Стартовал пробег 6 июля 1933 года от Автозавода имени Сталина. Условия пробега были очень тяжелыми. Температура в кабинах достигала 75°С. В зыбучих песках буксовали колеса, машины вязли до ступиц. Мелкая пыль проникала во все щели. На солончаковых болотах и выветрившихся гипсовых породах скорость падала до 1 км/ч. Проблемой было снабжение людей и машин водой. Двигатели работали с перегрузкой, требовали усиленного охлаждения. Серьезной проблемой была вода. Двигатели работали с перегрузкой, требовали усиленного охлаждения, нередко на это расходовались запасы питьевой воды… Путешествие шло от колодца к колодцу, кругом — никаких ориентиров. Но старый туркмен-проводник, сопровождавший караван, быстро определял дорогу и по каким-то одному ему известным признакам выводил колонну на караванные тропы… Однажды положение стало угрожающим. Путь к колодцу, где нас ожидал караван верблюдов с водой, преградил крутой затяжной подъем. На помощь двигателям пришли люди. Они тащили автомобили канатами, подпирали кузова сзади. Штурм длился двое суток, были израсходованы все запасы воды, обожженные солнцем люди выбивались из сил, но упрямо шли к цели…». Все это фиксировал во время пробега знаменитый кинодокументалист Роман Кармен. Все автомобили завершили каракумский пробег без существенных поломок. Эта суровая проверка дала ценные сведения конструкторам. Масляные воздухоочистители спасли двигатели от пыли и с тех пор стали стандартным оборудованием наших автомобилей. В результате испытаний шин «сверхбаллон» на всех советских автомобилях стали применять шины сравнительно большого объема и низкого давления. Подтвердилась необходимость увеличения радиаторов. Были внесены улучшения в конструкцию ведущих мостов трехосных автомобилей. Газета «Известия» (З/Х 1933) отмечала: «Вписана еще одна блестящая страница в книгу великих побед рабочего класса, побед генеральной линии ленинской партии». Добавим: и в книгу истории автомобильной техники.

Каракумский пробег был образцовым техническим мероприятием, обратно в Москву пришли все машины и все люди. Его участники за 86 дней преодолели 9400 километров, из которых только 2270 км шоссейных дорог (в большинстве низкого качества), 1320 км профилированных грунтовых дорог, 4580 км проселков и 1200 км полного бездорожья

 

29 сентября 1922 г. из России в Штеттин (Германия) отправился первый из так называемых «философских пароходов».

 

29 сентября 1920 г. кемалисты в ходе наступления в Карсской области против дашнакской Армении захватили Сарыкамыш и Кагызман.

 

29 сентября 1919 г. в Нижний Новгород в разобранном виде прибыл один из шести танков «Рено», захваченных красными под Одессой весной 1919 г.

Несмотря на то, что танк оказался некомплектным (в дороге была украдена часть деталей, включая коробку передач), Сормовскому заводу удалось создать на его основе первый танк советского производства «Рено-русский», выпущенный в 1920-21 гг. серией из 15 машин.

 

29 сентября 1918 г. Болгария подписала перемирие со странами Антанты, по которому болгарская армия покидала территории Сербии и Греции и сокращалась до 3 дивизий, а войска Антанты могли действовать на болгарской территории.

 

29 сентября 1917 – Опубликована работа В.И.Ленина «Задачи пролетариата в нашей революции (Проект платформы пролетарской партии)»

 

Торжественное открытие трамвайного движения в Петербурге.

Торжественное открытие трамвайного движения в Петербурге.

В конце XIX века инженеры многих крупных городов мира работали над использованием электричества для передвижения внутригородского транспорта. Не оставались в стороне и русские: еще в 1880 году инженер-артиллерист Фёдор Пироцкий продемонстрировал, что вагон может ехать по рельсам без лошади. Благодаря его усилиям в Петербурге по рельсам конно-железной дороги электрической силой впервые в мире был двинут моторный трамвайный вагон.

Основные теоретические вопросы развития электрического транспорта были разработаны русскими учеными Якоби, Чикалевым, Лочиновым и Яблочковым еще за семь десятилетий до этого, в 1838 году. Однако первым, кто провел серию экспериментов по практическому применению электричества для дорожного движения, стал инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий. Ф.А. Пироцкий одним из первых изобрел трамвай на электрической тяге, параллельно с Вернером фон Сименсом, но у того была своя фирма, а Пироцкий был изобретателем-одиночкой. Поэтому Сименс успел первым запустить свое изобретение в Берлине.

…Уже полтора десятилетия во многих крупных городах России успешно ходили вагоны на электрической тяге, а в столице государства появлению трамваев мешало сопротивление владельцев коночных парков, так как главным средством передвижения на то время в столице все-таки оставалась конка. В апреле 1890 года инженер и предприниматель Струве подал в Киевскую управу прошение, в котором обосновывалась необходимость применения электрической тяги для популярных в то время конок. Прошение было удовлетворено. На своем заводе в Коломне, где производились мостовые металлоконструкции, вагоны и паровозы, Струве организовал проектирование и изготовление электрических трамваев. А в Киеве на самом крутом участке Александровской улицы длиной в полтора километра, между Царской и Нижней площадями, развернулось строительство трамвайной линии. В мае 1892 года состоялась пробная поездка электрического вагона на Александровской горе до Нижней площади, а уже в начале июня на этой линии было открыто первое в России регулярное трамвайное движение. В 1896 году трамвай появился в Нижнем Новгороде, в 1898-ом – в Витебске, Курске и Екатеринославе. В Москве трамвайное движение было открыто в 1899 году.

Но в 1898 году подготовка к эксплуатации в Санкт-Петербурге «наземного» трамвая все же началась. Проект, один из авторов которого – инженер Генрих Графтио, был готов к 1904 году, а через год началась его реализация. Среди участников подготовки и последующей эксплуатации трамвайного транспорта Петербурга был и талантливый инженер Яков Гаккель.

 29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Генрих Графтио сам провел первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. А Яков Модестович Гаккель ехал в первом вагоне. В 1908 году в столице работали уже 9 трамвайных маршрутов. За свои нововведения Яков Модестович получил от «Вестингауза» 6 тысяч рублей премии.

Первые Петербургские трамвайные вагоны были изготовлены английской фирмой «Бреш», позже их стали делать и на российских Коломенском и Мытищинском заводах. Вначале попытались разделить вагон на два класса с разной оплатой за проезд, но быстро выяснилось, что это неудобно для всех.

Развитие трамвайного движения в Петербурге потребовало реконструкции улиц, укрепления мостов, создания трамвайных парков. Постепенно трамвай становился основным видом транспорта в столице. К 1917 году общая протяженность трамвайных путей в Петербурге составила 200 км, в городе работали 710 трамвайных вагонов. В настоящее время в Петербурге более 60 трамвайных маршрутов. Когда-то Петербург считался самым «трамвайным» городом мира.

 

29 сентября 1783 — Основание княгиней Екатериной Романовной Дашковой Российской академии. В 1841 преобразована в Отделение русского языка и словесности Петербургской АН. Российской академией был выпущен первый толковый словарь русского языка в 6 частях.

 

29 сентября 1739 — Под Белградом между Россией и Османской империей был заключён Белградский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1735-1739 годов. Но договор, по существу, перечеркнул предыдущие завоевания России, лишив ее выхода к Черному морю.

1739 - Под Белградом между Россией и Османской империей был заключён Белградский мирный договор

Россия стремилась добиться выхода к Чёрному морю и обеспечить безопасность южных областей, подвергавшихся набегам крымских татар. В свою очередь Турция при подстрекательстве Франции готовилась к войне, намереваясь воспользоваться отвлечением сил России на войну с Польшей (1733-1735). Поводом к войне послужили набеги в 1735 г. крымских татар на Украину и поход крымского хана Каплан-Гирея на Кавказ.

Союзниками России выступили Иран и Австрия. Поле неудачного похода русских войск под командованием М.И. Леонтьева на Крым осенью 1735 года, в мае 1736 года российская днепровская армия под командованием Б.-Х. Миниха взяла штурмом турецкие укрепления у Перекопа, а в июне заняла Бахчисарай. 19 (30) июня русские овладели Азовом. Был взят и разрушен Кинбурн. В начале июля 1737 года Днепровская армия захватила крепость Очаков, а Донская армия форсировала Сиваш, ворвалась в Крым и 12 (23) июля разбила войска хана Фетхи-Гирея на р. Салгир. В 1738 году войска П.П. Ласси вновь овладели Перекопом и вторглись в Крым. 17 (28) августа 1739 года в битве у села Ставучаны армия Миниха разгромила превосходящую по силам турецкую армию Вели-паши, взяла Хотин и Яссы.

Успехи русской армии создали перелом в ходе войны. Однако неудачные военные действия австрийской армии, а затем и подписание 21 августа (1 сентября) сепаратного мира, по которому Австрия возвращала Турции Сербию и Малую Валахию, а также обострение отношений со Швецией, вынудили Россию пойти на переговоры с Турцией.

 

18 (29) сентября 1739 года между Россией и Турцией был подписан Белградский мир, по которому Россия возвратила себе Азов, но с обязательством не вооружать его и срыть укрепления.

Россия получила право построить крепость на острове Черкас на Дону, а Турция – в устье Кубани. Большая и Малая Кабарда признавалась нейтральным барьером между Россией и Турцией. России запрещалось держать флот на Азовском и Чёрном морях, торговля на Чёрном море могла вестись только на турецких кораблях. Русским паломникам были даны гарантии свободного посещения святых мест в Иерусалиме. Таким образом, главная задача русской дипломатии – получения выхода к Чёрному морю практически так и не была решена.

Условия Белградского мирного договора 1739 года были аннулированы Кючук-Кайнарджийским миром 1774 года.

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: