Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

21 сентября 1942 года из ворот завода «Уралмаш» вышел первый танк Т-34, целиком созданный на этом предприятии.

До появления Т-34 предпринималось немало попыток создания танка, отвечающего всем требованиям военных условий. У него было много прототипов, но все они имели свои недостатки: были слишком тяжелы, имели малую скорость и скорострельность. Т-34 стал настоящим прорывом в отечественном танкостроении и внес значимый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Это чудо родилось в самые тяжелые годы войны.

Говорят, что после появления на фронтах Великой Отечественной Т-34 Гитлер объявил конструктора танка своим личным врагом. Существует легенда, что именно поэтому Первое городское кладбище города Харькова, в колумбарии которого покоилась урна с прахом Михаила Ильича Кошкина, подверглось методичным бомбардировкам, оставившим лишь воронки на местах захоронений.

Кто бы мог предсказать, что простой крестьянский паренек Михаил Кошкин станет отцом-создателем грозной машины, одно упоминание о которой вызывало у немцев ужас. Рожденный в семье крестьян в 1897-м, в возрасте 11 лет Михаил Ильич был вынужден уехать из родного села в Ярославской области на заработки в Москву. Но первая его профессия была крайне далека от военной техники: до вступления добровольцем в армию и сражений на фронтах Первой мировой Кошкин работал в столице кондитером. Будущий создатель Т-34 участвовал и в Гражданской войне в рядах Красной армии.

В 1937-м, через три года после окончания Ленинградского политехнического института, Михаил Кошкин стал главным конструктором Харьковского завода имени Коминтерна. Наверное, и хорошо, что Военный совет не принял после испытаний модели танков А-20 и А-32, ставших предтечей для Т-34. 5 марта 1940 года два танка новой модели вышли с Харьковского завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков — Москва под руководством самого конструктора Кошкина, и уже 17 марта на Ивановской площади Кремля их осматривал лично Сталин. Осмотром генсек остался доволен и назвал Т-34 «первой ласточкой». Впрочем, слово вождя не стало разрешением на выпуск в последней инстанции. После триумфального кремлевского смотра «тридцатьчетверок» ожидали новые испытания: на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке.

Но стать свидетелем массового выпуска своего детища Кошкину не удалось из-за трагического стечения обстоятельств. В апреле того же года, возвращаясь домой, под Орлом один из танков опрокинулся в воду. Уже простуженный Кошкин помогал вытаскивать машину. Конструктор сильно промок, что ухудшило состояние его здоровья, подорванного тяжелой работой и травмами. Михаил Ильич заболел пневмонией. Несмотря на это, он продолжал работать на испытательных полигонах, как бы понимая, что ему осталось немного. И болезнь обострилась. Удаление одного легкого не спасло Михаила Кошкина. В сентябре 1940 года он скончался.

Кошкин умер. Но его детище внесло свою лепту в историю и ход войны. Немецкий ас-танкист Отто Кариус в своей книге «Тигры» в грязи» писал следующее:
«Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки Т-34! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка? Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-миллиметровым длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас? В то время 37-миллиметровая пушка все еще была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезет, мы могли попасть в погон башни Т-34 и заклинить его. Если еще больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация!»

Боевая жизнь Т-34 насчитывает не меньше 40 лет. Модификации танка (Т-34-76, Т-34-85 и др.) создавались начиная с 1943 года и пополняли ряды армейской техники. Но основные конструкторские элементы детища Михаила Кошкина — дизель-мотор, форма корпуса, широкие гусеницы — стали общими элементами всех танков. После Второй мировой войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялся во многие страны мира и участвовал во множестве вооруженных конфликтов, включая Корейскую и Шестидневную войны и ряд других.

Окончательно с вооружения российской армии последняя модификация танка — Т-34-85 — была снята только в 1993 году. Тем не менее проверенные временем бронемашины до сих пор находятся в арсенале некоторых стран. А на родине Кошкина «тридцатьчетверки» — часть истории, легенда. Первым танком-памятником стал 35-тысячный танк, сошедший в конце мая 1945 с конвейера Уральского завода № 183. Во многих городах вышедшие из строя машины покоятся на пьедесталах, установленных в память о подвигах в Великой Отечественной.

 

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: