Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Филиппова Мила. Сегодня 1/IX – 43 г. Допросы кончились. Сижу одна. Жду приговора. Думаю, что расстреляют. Да, жить еще хочется». Надпись на стене тюремной камеры г. Остров. Подпольщица Людмила Филиппова была расстреляна 9 сентября, никого не выдала.

В 1937 году Людмила Филиппова, окончив десятилетку, стала работать корректором в редакции островской районной газеты «За колхоз». Небольшой коллектив газетчиков встретил девушку настороженно: справится ли, должность ответственная, требует большого опыта, знаний. И каждый старался помочь Миле. Она с благодарностью принимала помощь товарищей и вскоре стала так «чисто» вычитывать гранки, что в сверстанной полосе не оставалось ни одной ошибки. Девушке нравился шумный и задорный коллектив редакции, неповторимый запах типографии, стук печатной машины, непрерывные телефонные звонки и постоянные гости редакции — селькоры, трактористы, загорелые комбайнеры, степенные льноводы, робкие школьники, приносившие свои заметки, рассказы, стихи. Как-то Мила в разговоре с друзьями робко высказала свою мечту: стать журналистом. Но мечте этой не суждено было осуществиться.

…4 июля 1941 года, после долгих и упорных боев, наши войска покинули город Остров. В нем осталось много юношей и девушек. Это были вчерашние ученики городских школ, комсомольцы, люди, для которых только начиналась самостоятельная жизнь. В эти тяжелые дни каждый из них понимал, что сидеть сложа рука нельзя, надо бороться с врагом, защищать Родину. К удивлению многих ребят, стало известно, что в городе осталась старшая пионервожатая средней школы имени В.И. Ленина Клава Назарова. При первой же возможности друзья собрались в доме Клавы. Пришла сюда и Мила Филиппова. Юноши и девушки говорили, что нельзя терять времени, надо начинать борьбу, предлагали связаться с партизанами, собирать оружие, наладить прием московских радиопередач, сообщать населению о положении: на фронтах…

— Не горячитесь, ребята! – вступила в разговор Клава. – Мы будем бороться, мы создадим организацию, свяжемся с коммунистами, будем действовать под их руководством. Помните: борьба у нас будет трудной. Здесь, в тылу врага, мы остались бойцами Красной Армии…

Не сразу друзья поняли, что Клава имеет задание партизанского командования создать одну из молодежных подпольных организаций на Псковщине.

…И Людмила Ивановна Филиппова стала одним из бойцов подполья. По совету Клавы она устроилась прачкой в немецкую воинскую часть, а затем перешла на работу в городскую столовую официанткой. Здесь питались офицеры, и Мила, понимавшая немецкий язык, слушала разговоры подвыпивших гитлеровцев, которые выбалтывали много нужного и ценного для подпольщиков. Ей удалось получить в комендатуре пропуск, с которым она могла в любое время ходить по городу. И не случайно на многих домах тех улиц, по которым ночью возвращалась домой «любезная» официантка, появлялись листовки с сообщениями Совинформбюро, с призывами уходить в партизанские отряды. Никто из гитлеровцев не подозревал, что это дело рук вежливой и обходительной «фрейлен Милы» с которой даже на улице раскланивались многие офицеры.

Однажды, когда Мила везла в сумке пистолет Клаве Назаровой, на одной из остановок в автобус вошли офицер и двое солдат. Эта была очередная облава. Солдаты в первую очередь стали обыскивать мужчин. Мила, узнав в офицере частого посетителя столовой, не растерялась и шутливо спросила: «Неужели солдаты будут обыскивать и женщин?» Офицер, увидев Милу, любезно улыбнулся ей и предложил проводить. «Мне некогда», – ответила Мила. На следующей остановке она сошла. Пистолет Клаве был доставлен.

В октябре 1941 года на коротком заседании группы подпольщиков Мила рассказала, что в школе, где учились многие из них, разместился крупный карательный отряд. На заседании разработали план поджога школы. Через несколько дней он был осуществлен.

В 1942 году на окраине Острова гитлеровцы установили мощную радиостанцию. Здесь же был телефонный узел, от которого тянулись провода в штабы частей, расположенных в городе и окрестностях. Мила Филиппова со своими друзьями несколько раз выводила из строя телефонную связь. Подпольщикам удалось установить порядок охраны станции, время смены постов. Сведения эти они передали партизанам, которые вскоре взорвали станцию.

Внезапно в Острове начались аресты. Взяли Клаву Назарову. Ее долго пытали, желая вырвать сведения о подпольщиках, но отважная патриотка молчала. 12 декабря 1942 года гитлеровцы повесили Клаву Назарову. Впоследствии Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоил ей звание Героя Советского Союза. Через несколько дней после смерти Клавы Назаровой под откос пошел воинский эшелон, на улицах появились новые листовки…

Борьбой стала руководить Мила Филиппова, ставшая во главе организации после гибели своей боевой подруги. Каждые три дня она передавала партизанскому командованию сведения о фашистских войсках, подписываясь условным именем «Катя». Мила сумела достать и переправить партизанам план расположения воинских частей в городе, чистые бланки немецких паспортов, организовала нападение на колонну вражеских автомашин. Подпольщики сожгли лесопильный завод, вывели из строя более сорока тракторов, которые гитлеровцы хотели использовать на сельскохозяйственных работах.

Нелепый случай помог фашистам напасть на след подпольщиков. Утром 23 августа 1943 года гитлеровцы схватили Милу Филиппову. В течение месяца ежедневно вызывали на допросы, избивали, но Мила молчала, не выдала друзей. Вместе с ней в тюрьму были брошены активные члены организации: Олег Серебрянников, Саша Митрофанов и армейская разведчица Зоя Круглова, известная в городе под фамилией Байгер. Гестаповцы уже не надеялись получить от них какие-либо сведения. Однако в самый последний момент они еще раз попытались сломить стойкость Милы.

Гестаповцы привезли ее домой. Четырехлетняя Инночка, увидев мать, обрадовалась, протянула к ней худенькие ручонки. Наблюдавший за этим офицер-гестаповец, улыбаясь, спросил: – Разве вы, Филиппова, хотите оставить свою дочь сиротой? Неужели вам не жаль навсегда расстаться с нею? Мила целовала Инночку, шептала сквозь слезы: «Нет, я не предам…» Через несколько минут ее снова увезли в тюрьму.

На рассвете 9 сентября 1943 года подпольщиков расстреляли. Мила Филиппова оставила на стене тюремной камеры такие строки: «Филиппова Мила. Камера № 24. Сижу с 23.VIII.43 г. Сижу одна. Жду приговора. Думаю, что расстреляют. Да, жить еще хочется».

16 лет было неизвестно место расстрела Милы Филипповой, Зои Кругловой и их друзей. В 1959 году комсомольцы Острова разыскали место казни героев. В семи километрах от города, в одном из перелесков были обнаружены останки Милы Филипповой и ее товарищей по подполью. В канун 20-летия Победы над фашистской Германией Людмила Ивановна Филиппова была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: