Участник создания первых отечественных искусственных спутников Земли, космических кораблей и автоматических межпланетных станций. Лауреат Ленинской премии.
Тихонравов Михаил Клавдиевич (29.07.1900 — 4.03..1974), конструктор авиа- и ракетной техники.
Родился во Владимире. Но все детские и юношеские воспоминания у него связаны с Петроградом. В 1920г. поступает в институт инженеров Воздушного флота. Сейчас это Военно-воздушная инженерная академия им. М.Е. Жуковского. После ее окончания Михаил Клавдиевич направлен на службу в легкобомбардировочную эскадрилью, позже — в авиационную промышленность. Там начал интересоваться планеризмом, даже создал свой собственный планер «АВФ-22», участвовавший в Германии на Ронских международных соревнованиях. И хотя призов оттуда Тихонравов не привез, но его планер заслужил целый ряд хороших отзывов.
В конце 20-х годов непродолжительный срок Михаил Клавдиевич работает под руководством авиаконструктора Поликарпова, участвовал в создании самолета По-2.
На секции по планеризма при Осоавиахиме М.К. Тихонравов знакомится с С.П. Королевым. Это стало одним из решающих этапов в его жизни. Видя задатки талантливого конструктора, Сергей Павлович предлагает Тихонравову возглавить бригаду инженеров-конструкторов, работавших над созданием баллистических ракет на жидком топливе. Именно благодаря Королеву и Тихонравову был осуществлен успешный запуск баллистической ракеты СССР на жидком топливе, за что их отметили значком «За активную оборонную работу». С 1932 г. Михаил Клавдиевич возглавляет бригаду по изучению реактивного движения, с 1933 г. уже руководил созданием ракеты на гибридном топливе.
В 1934г. Тихонравов переходит на работу в Реактивный научно-исследовательский институт на должность начальника отделения. Здесь продолжает работать над ракетами на жидком топливе. Однако в конце 30-х годов данный проект свернули. Но такой ум как у Тихонравова не мог оставаться бездеятельным, поэтому с начала 40-х годов он занимается созданием снарядов для «Катюш». После войны работает над проблемами проэктирования высотных ракет и искусственных спутников. В 1946 г. переходит работать в НИИ-4 Академии артиллерийских наук. Параллельно с работой преподает в МАИ им. С. Орджонекидзе.
В 1950г. Михаил Клавдиевич на научной конференции ознакомил присутствующих с результатами своих исследований относительно составляющих ракеты и созданию искусственных спутников Земли. Но как результат, ему запретили дальнейшем заниматься этим вопросом и освободили от должности.
Только в 1953г. Тихонравову позволили продолжать заниматься данным вопросом, так как С.П. Королев тогда сделал заказ НИИ-4 на исследование возможности создания искусственного спутника.
Благодаря идеям Михаила Клавдиевича удалось создать двохступенчатую МБР «Р-7», которая вывела первый в истории космонавтики искусственный спутник на орбиту.
В 1954г. Тихонравов предлагает программу освоения космоса. Первоначально запуск простейшего спутника и отработки ракеты-носителя, затем пилотируемый космический корабль, создание станций-лабораторий и достижения луны. На этот раз его поддержали. Больше того, уже в 1955г. он предложил три варианта искусственных спутников. В 1956г. по приглашению Королева становится начальником отдела проектирования искусственных спутников, пилотуемих космических кораблей, аппаратов для исследования Луны и планет Солнечной Системы.
В 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли, затем — полет спутника с живым существом на борту. Наконец Тихонравов получает признание, став лауреатом Ленинской премии. В дальнейшем отдел под руководством конструктора работал над пилотируемыми летательными аппаратами. В 1961 г. ему присваивают Героя Социалистического Труда.
В последние годы своей жизни Михаил Клавдиевич трудится над межпланетным космическим кораблем для полета на Марс
Будьте первым, кто оставит комментарий!